И. И. Жукова, ГУО «Гимназия № 18 г. Минска»
Урок
Тема. Притяжательные прилагательные
Задачи урока:
-
образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «притяжательные прилагательные» и знаний их грамматических признаков, формированию умений образовывать притяжательные прилагательные, выделять их суффиксы и различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные;
-
развивающая: создать условия для развития речи, внимания, мышления учащихся; совершенствования навыка составления предложений с притяжательными прилагательными;
-
воспитывающая: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, формированию культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый и этимологический словари.
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности.
-
Формирование мотивации к учению.
Учитель читает притчу «Всё в твоих руках».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-
Всё в твоих руках.
-
Как вы понимаете смысл этой притчи? С какой целью, как вы думаете, я её вам прочитала? (Ответы учащихся.)
-
Действительно, ученик представлял себе только два варианта ответа учителя. Но реальный мир не имеет простых решений, он многоцветен. Видеть мир, в том числе и язык, во всём многообразии очень важно и полезно, и нам этому стоит учиться. Всё зависит от нас самих.
-
Определение темы и целей учебно-познавательной деятельности.
-
Посмотрите внимательно на слайд. На нём изображены хвосты разных животных. Кому они принадле-жат? Ответьте на вопрос с помощью прилагательных.
-
Назовите, пожалуйста, тему урока.
Учащиеся называют тему урока (с помощью учителя).
-
узнать, какие прилагательные относятся к притяжательным;
-
научиться образовывать притяжательные прилагательные;
-
научиться различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.
-
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
-
Назовите их отличительные признаки.
-
Назовите безударную гласную в корне слова притяжательные.
-
Подберите к этому слову однокоренные. (Тянуть, тяга, притянуть, притяжение.)
-
Как вы думаете, какие прилагательные относятся к притяжательным? Что они обозначают? (Прилагатель-ные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.)
-
Этап изучения нового материала.
1. Образование притяжательных прилагательных.
На слайдах — иллюстрации к сказке, суффиксы -ов,-ин, -ий, перечёркнутое окончание -ий.
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания пиджак отца, платок бабушки, хвост лисы. Вперёд выступило слово пиджак:
— Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
— Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, — вмешалось слово отец. — Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось. Позвал он королеву Морфологию.
— Я не возражаю против новой группы имён прилагательных, — сказала она. — Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса — -ов и -ин — да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова отца — получилось прилагательное отцов. Присоединили суффикс -ин к основе слова бабушки — получилось бабушкин. А как же быть с существительным лисы? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий — лисий. А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.
— Назовите суффиксы, которые образуют притяжательные прилагательные, ( -ов-, -ин-, -ий-)
— Прочитайте первые два абзаца теоретического материала на с. 166 учебного пособия, назовите суффиксы, которых не было в сказке. ( -ев-, -ын-, -й-)
— Как вы думаете, какие суффиксы особенно коварные? (-ий-, -й-) Почему? (Суффикс -ий- можно перепутать с окончанием прилагательного -ий; в притяжательных прилагательных) женского и мужского рода суффикс -й- прячется в буквах я, е: заяч[-й-а], белич[-й-е.)
-
Этап первичной проверки понимания изученного.
1. Выполнение упражнения 336 (работа у доски).
Дом отца — отц-ов дом; рюкзак Алексея — Алексе-ев рюкзак; гнездо журавля — журавл-ин-ое гнездо; платок мамы — мам-ин платок; рожок пастуха — пастуш-ий рожок; плавник рыбы — рыб-ий плавник; песня соловья — соловь-ин-ая песня; панцирь черепахи — черепаш-ий панцирь.
Этимологическая переменка
Слово черепаха образовалось от слова череп, которое может служить проверочным. Черепаха получила своё имя благодаря твёрдому, как череп, покрытию.
Соловей — эта певчая птичка, довольно невзрачная на вид: один лишь желтоватый цвет на её пёрышках. По этому признаку ей и было дано название, ведь слово соловый означает ‘желтоватый’ и помогает проверить корневую гласную.
2. Работа с раздаточным материалом «Знаю ли я сказки?» (в парах).
-
Вставьте притяжательные прилагательные, выделите суффиксы, укажите род, падеж прилагательных. Назовите сказку, из которой взяты примеры.
-
Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, _________________ хвост».
-
«Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав __________________ лай.
-
Поселилась лиса в ______________ избёнке, а зайчика выгнала.
Проверка по образцу (слайд).
1. Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, волч-ий- (м. р., И. п.) хвост. («Лисичка-сестричка и серый волк».)
2. «Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав собач-ий (м. р., В. п. ) лай. («Лиса и Тетерев».)
3. Поселилась лиса в заячь[й]ей (ж. р., П. п.) избёнке, а зайчика выгнала. («Лиса и Заяц».)
3. Лингвистическая загадка.
— На слайде вы видите знакомые всем строки:
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
— Как вы думаете, какое слово нас интересует? К какому разряду вы его отнесёте? Почему?
Работа с толковым словарём
В древности на Руси сваи, на которых ставили дома в болотистой местности, обрабатывались по специальной древней технологии дымом, как бы коптились, чтобы выдерживать влагу. Процесс обработки дымом назывался курением. Ножки, обработанные дымом, сначала называли «обкуренные ножки», а потом — «курьи ножки». Поэтому избушка на курьих ножках — это избушка на ножках, обработанных дымом. Значит, курьи ножки — это относительное, а вовсе не притяжательное прилагательное.
V. Этап изучения нового материала (продолжение).
Особенности склонения имён существительных, являющихся по происхождению притяжательными прилагательными.
Учащиеся читают правило и изучают таблицу в учебном пособии (с. 166).
— В чём заключаются особенности склонения имён существительных, являющихся по происхождению притяжательными прилагательными?
Историческая справка о происхождении отчеств (заранее подготовленный учащийся)
Отчества упоминаются только с 945 года. Они не были такие, как сейчас. В Древней Руси использовали не только имя отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. И чем древнее был род князя, тем дольше звучало его полное имя-отчество (Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур Великого Владимира). Но это было не слишком удобно, поэтому с XV века к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси добавлялся суффикс -вич. Такое же право давалось незнатным людям лично царём за особые заслуги. Этот суффикс превратился в особый термин привилегированности и стал восприниматься как титул. Купцы, мещане могли иметь полуотчество (-ов, -ев): Иван Петров; холопы, т. е. крестьяне, должны были именоваться только по именам.
VI. Этап первичной проверки понимания изученного (продолжение ).
1. Работа со словосочетаниями.
— Запишите на доске словосочетания, поставив существительные в форму творительного падежа, выделите окончания.
Писателем Петров..м, городом Могилёв..м, к..мп..зитор..м Бородин..м, под городом Пушкин.. м.
— Продолжите ряд, записав два самостоятельно составленных на это правило словосочетания.
Этимологическая переменка
— Можно ли проверить слово композитор словом компот? Оказывается, да. У этих слов есть общий латинский корень ропеrе («класть, ставить»). Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот — «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Этимологическими родственниками композитора и компота являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»). Поэтому смело будем проверять композицию компотом, но не будем забывать, что в современном русском языке эти слова приставки не имеют, а состоят из корня и окончания.
2. Найди соответствие.
— Установите соответствие между фамилиями и видами профессиональной деятельности их носителей, укажите суффикс.
А. Скорняков Б. Олейников В. Паперников Г. Пономарёв Д. Житников | 1. Служил в церкви 2. Шил тулупы 3. Торговал хлебом 4. Делал бумагу 5. Изготавливал растительное масло |
3. Выполнение упражнения 341.
— Прочитайте текст. Определите тип речи. По каким признакам вы отличаете художественное описание от научного? Встречали ли вы такое растение?
Демонстрируется изображение иван-чая.
— Знаете ли вы о его полезных свойствах?
Легенда об иван-чае (заранее подготовленный учащийся)
Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да это Иван, чай, ходит!»
Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да это Иван, чай!» Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам.
Привыкли к ним люди: красивые цветы да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком, и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе Копорье, что под Петербургом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток.
— Какие разряды прилагательных использованы для описания иван-чая и мест, где он растёт?
— Выпишите притяжательные прилагательные вместе с существительными, обозначьте суффикс.
— Почему вы выбрали именно эти прилагательные? По каким признакам они отличаются от остальных?
VII. Этап подведения итогов урока.
— Давайте вместе определим, насколько вы были успешны в достижении целей нашего урока.
— Какие прилагательные относятся к притяжательным?
— Как образуются притяжательные прилагательные?
— Какой из названных вами суффиксов, образующих притяжательные прилагательные, является коварным и почему?
VIII. Этап информирования о домашнем задании, проведение инструктажа по его выполнению.
1.Упражнение 340.
2. Составить лингвистическую сказку о притяжательных прилагательных или узнать историю своей фамилии (на выбор).
IX. Этап рефлексии.
— Как вы думаете, где в дальнейшем вам пригодятся знания, полученные на уроке? Охарактеризуйте своё эмоциональное состояние с помощью известных вам фразеологизмов (на слайде — картинки и фразеологизмы).
Заблудился в трёх соснах.
Бил баклуши.
Зарубил на носу.
Каша в голове.
Мотал на ус.
Светлая голова.