СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Журнал "Русский язык" 2014 № 5-6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь языка Е.А. Галинская Древнейшие славянские азбуки А.Г. Грек «Утреннее размышление о Божием Величестве» М.Ломоносова А.Д. Шмелев О мире и гармонии. Из исто- рии слов и понятий Я иду на урок И.В. Царькова Рисуночное письмо. 5-й класс. Учебник под ред. Г.Граник Ж.И. Жителева, В.И. Жителев «Повесть временных лет» о пользе книг. 7-й класс С.М. Вовк Служебные части речи. Предлог. 7-й класс Материалы к уроку Л.Г. Скворцова Бессоюзное сложное предло- жение. 9–11-е классы Т.М. Пахнова Комплексная работа с текс- том: постепенная подготовка к экзаменам Готовимся к экзаменам Е.К. Спирина Работа с текстом МЛермон- това. ГИА. 9-й класс Н.Н. Кондратьева Работа с текстом А.Лиха- нова. ГИА. 9-й класс А.В. Волкова Работа с текстом К.Петрова- Водкина. ГИА. 9-й класс А.Г. Нарушевич Графические схемы при ана- лизе сложноподчиненного предложения Л.К. Иванова Каким может быть сочине- ние на лингвистическую те- му. 9-й класс Поделимся опытом Л.В. Крылова Ученические проекты и ис- следования. Учебник под ред. Г.Граник Ученики сочиняют Ева Зильбер «Родина» М.Лермонтова и «Размышления у парадного подъезда» Н.Некрасова Поломаем голову Е.В. Муравенко Задача «Букет цветов» Б.Ю. Норман Замысловатые задачи по русскому языку. Выпуск 17 Олимпиада Н.А. Шапиро Ломоносовский турнир. Кон- курс по литературе – 2013. Задание 5 Ищем общий язык Р. Дж. Паласио Отрывки из книги «Чудо»

Просмотр содержимого документа
«вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________



Контрольная работа 3

Вариант 1

V. Прочитайте отрывок из статьи, посвя­щенной открытию памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению.

Последний день пушкинских торжеств в Москве ознаменовался речью Ф.М. Достоевско­го на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь хорошо известна и вошла в историю русской литературы… А в тот памятный день речь Достоевского потрясла слушателей. Вот свидетельство очевидца:

«Передать речь Достоевского невозможно: глубже и блистательнее ее нельзя себе ничего представить; форма в ней так слита с содержани­ем, что никакой ответ не даст и приблизительного понятия об ее силе. К тому же она и произнесена была неподражаемо хорошо. Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он по­бедил, растрогал, увлек, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух. Груп­па словесников обнимала писателя, а несколько девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде. Человеческое слово не может претендовать на большую силу».

Венок этот Федор Михайлович возложил к па­мятнику любимому поэту…

Потрясенный речью Достоевского, И.С. Ак­саков, собиравшийся осветить ту же тему, хотел значительно сократить свое выступление, но слушатели потребовали этого не делать.

Было принято предложение достойно завер­шить московское торжество началом всенарод­ной подписки на памятник Н.В. Гоголю: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, в Москве!» В несколько минут листы для под­писки на памятник Гоголю были заполнены.

В тот же вечер в Благородном собрании состо­ялся литературно-музыкальный концерт, на ко­тором И.С. Тургеневу опять устроили «шумные овации» и поднесли такой же венок, каким ут­ром был увенчан Достоевский.

В течение праздничных дней была открыта вы­ставка, на которой экспонировались автографы поэта, некоторые его вещи, портреты Пушкина, его друзей. Выставка помещалась в Дворянском собрании и занимала всего две комнаты, однако «отличалась полнотой и ценностью».

Так завершились четырехдневные пушкинские торжества в Москве.

(Г.Злочевский)

Задания

1. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Речь Достоевского на пушкинских торжествах – доказательство огромной силы человеческого слова.

Б. Была организована всенародная под­писка на памятник Гоголю.

В. Достоевский и Тургенев были увенчаны лавровыми венками.

Г. И.С. Аксаков не стал выступать с речью.

Ответ: ____________________________________________________________

2. Объясните значение слов: автограф, пан­теон, овация.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. К глаголу воздвигнуть подберите синонимы, стилистически нейтральные.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какое слово не является причастием?

А. увенчан; Б. заполнены; В. всенарод­ный; Г. собиравшийся

Ответ: ____________________________________________________________

5. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

А. достойно завершить; Б. пушкинские торжества; В. значительно сократить; Г. хо­рошо известна.

Ответ: ____________________________________________________________

6. Подберите синонимичные словосочетания со связью управление к следующим словосоче­таниям: лавровый венок, московские торжества.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Какое сочетание слов не является словосо­четанием?

А. автографы поэта; Б. в течение дней; В. две комнаты; Г. шумные овации. (Ответ: Б)

Ответ: ____________________________________________________________

8. Сколько грамматических основ в предложе­нии четвертого абзаца. (Ответ: 3)

Ответ: ____________________________________________________________

9. Укажите средства речевой выразительности:

А. эпитеты; Б. оценочная лексика; В. гра­дация; Г. цитирование; Д. восклицатель­ные предложения; Е. парцелляция. (Ответ: А–Д)

Ответ: ____________________________________________________________

10. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) ответьте в сочине­нии-рассуждении на вопрос «Когда человечес­кое слово обладает огромной силой?»; 3) ответьте письменно на вопрос «Когда предложения с од­нородными членами создают градацию?».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вариант 2

VI. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите из текста ключевые слова.

Древнерусская поэма «Слово о полку Игоре­ве» доныне таит в себе массу загадок: историчес­ких, языковых, географических, литературовед­ческих… Сколько ни трудились мудрые знатоки старины, все еще остается неясным многое: кто написал поэму, где протекала река Каяла, как следует переводить на современный язык не­которые слова… Загадочны некоторые образы «Слова»: Боян, Троян, Карна, Жля, Див, дебрь Кисанова… Исполнены таинственности роман­тическая дева-Обида и рыщущий волком князь Всеслав. Неясны многие символы и метафоры. Не разгаданы так называемые «темные места»…

Удивительна сверхгениальная инструмен­товка поэмы, ее поразительная звукопись: «по­топтаны поганые полки половецкие», «трубят трубы в Новеграде, стоят стяги в Путивле»… Порой представляется, что автор изучил массу специальных трудов об искусстве слова, о науке поэзии. Он многое знает о секретах художествен­ного мастерства такого, что недоступно и совре­менным авторам. Откуда это у него?! Украшения скифского золота, которые находят археологи в курганах, поражают нас тонкостью и изящест­вом работы, безукоризненностью пластики. Ис­куснейшие ювелиры наших дней оказываются не в состоянии, даже с помощью микроскопов, повторить древнюю филигрань. Нечто подобное демонстрирует нам и «Слово о полку Игореве». Современные поэты, сделавшие метафору куми­ром поэзии, могут лишь завистливо ахать, когда прикасаются к образному строю «Слова»! Как зримо, как убедительно развертываются здесь самые яркие и неожиданные сравнения!

Высоко ценил метафорическую систему «Сло­ва» Сергей Есенин. Обосновывая важность яр­кой образности стиха, Есенин всегда обращался за доказательствами к поэтике «Слова о полку Игореве», которое он блестяще знал наизусть, причем не в переводе, а в древнерусском под­линнике.

Разве не заслуживает самого пристального внимания вопрос: кем мог быть человек, создав­ший такой шедевр, из каких источников черпал он свои словесные блёстки, где жил, у кого учил­ся?.. Какими книгами народной мудрости поль­зовался он в своем труде?.. Уж не сам ли удалой князь Игорь создал поэму о своем походе? Эта гипотеза не раз обсуждалась… Сколько тут и других проблем, загадок, предположений, путей поиска!

(И.Кобзев)

Ключевые слова:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задания

1. Объясните значение слов: шедевр, гипоте­за, метафора, филигрань.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Ученые не могут ответить на многие вопро­сы, связанные с поэмой «Слово о полку Игореве».

Б. Художественное мастерство автора «Слова» поражает.

В. Вопрос о том, кто был автор «Слова», вызы­вает огромный интерес.

Г. Предположение о том, что сам князь Игорь создал поэму, не обсуждалось.

Ответ: ____________________________________________________________

3. Укажите средства языковой выразитель­ности:

А. эпитеты; Б. сравнение; В. метафоры; Г. восклицательные предложения; Д. риторичес­кие; вопросы; Е. ряды однородных членов; Ж. парцелляция; З. анафора.

Ответ: ____________________________________________________________

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Замените словосочетание скифское золото синонимичным со связью управление.

Ответ: ____________________________________________________________

6. В каком словосочетании связь иная, чем со­гласование?

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

А. художественное мастерство; Б. народная мудрость; В. секреты мастерства; Г. изящес­тво работы.

Ответ: ____________________________________________________________

7. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: 5)

Ответ: ____________________________________________________________

8. Объясните орфограммы в словах: предполо­жение, прикасаются.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «“Слово о полку Игореве” полно загадок и тайн», «Художественное совершенство поэмы “Слово о полку Игореве”».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«вариант учителя»

Контрольная работа 3

Вариант 1

V. Прочитайте отрывок из статьи, посвя­щенной открытию памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению.

Последний день пушкинских торжеств в Москве ознаменовался речью Ф.М. Достоевско­го на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь хорошо известна и вошла в историю русской литературы… А в тот памятный день речь Достоевского потрясла слушателей. Вот свидетельство очевидца:

«Передать речь Достоевского невозможно: глубже и блистательнее ее нельзя себе ничего представить; форма в ней так слита с содержани­ем, что никакой ответ не даст и приблизительного понятия об ее силе. К тому же она и произнесена была неподражаемо хорошо. Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он по­бедил, растрогал, увлек, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух. Груп­па словесников обнимала писателя, а несколько девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде. Человеческое слово не может претендовать на большую силу».

Венок этот Федор Михайлович возложил к па­мятнику любимому поэту…

Потрясенный речью Достоевского, И.С. Ак­саков, собиравшийся осветить ту же тему, хотел значительно сократить свое выступление, но слушатели потребовали этого не делать.

Было принято предложение достойно завер­шить московское торжество началом всенарод­ной подписки на памятник Н.В. Гоголю: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, в Москве!» В несколько минут листы для под­писки на памятник Гоголю были заполнены.

В тот же вечер в Благородном собрании состо­ялся литературно-музыкальный концерт, на ко­тором И.С. Тургеневу опять устроили «шумные овации» и поднесли такой же венок, каким ут­ром был увенчан Достоевский.

В течение праздничных дней была открыта вы­ставка, на которой экспонировались автографы поэта, некоторые его вещи, портреты Пушкина, его друзей. Выставка помещалась в Дворянском собрании и занимала всего две комнаты, однако «отличалась полнотой и ценностью».

Так завершились четырехдневные пушкинские торжества в Москве.

(Г.Злочевский)

Задания

1. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Речь Достоевского на пушкинских торжествах – доказательство огромной силы человеческого слова.

Б. Была организована всенародная под­писка на памятник Гоголю.

В. Достоевский и Тургенев были увенчаны лавровыми венками.

Г. И.С. Аксаков не стал выступать с речью. (Ответ: Г)

2. Объясните значение слов: автограф, пан­теон, овация.

3. К глаголу воздвигнуть подберите синонимы, стилистически нейтральные.

4. Какое слово не является причастием?

А. увенчан; Б. заполнены; В. всенарод­ный; Г. собиравшийся (Ответ: В)

5. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

А. достойно завершить; Б. пушкинские торжества; В. значительно сократить; Г. хо­рошо известна. (Ответ: Б)

6. Подберите синонимичные словосочетания со связью управление к следующим словосоче­таниям: лавровый венок, московские торжества. (Ответ: венок из лавра, торжества в Москве)

7. Какое сочетание слов не является словосо­четанием?

А. автографы поэта; Б. в течение дней; В. две комнаты; Г. шумные овации. (Ответ: Б)

8. Сколько грамматических основ в предложе­нии четвертого абзаца. (Ответ: 3)

9. Укажите средства речевой выразительности:

А. эпитеты; Б. оценочная лексика; В. гра­дация; Г. цитирование; Д. восклицатель­ные предложения; Е. парцелляция. (Ответ: А–Д)

10. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) ответьте в сочине­нии-рассуждении на вопрос «Когда человечес­кое слово обладает огромной силой?»; 3) ответьте письменно на вопрос «Когда предложения с од­нородными членами создают градацию?».


Вариант 2

VI. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите из текста ключевые слова.

Древнерусская поэма «Слово о полку Игоре­ве» доныне таит в себе массу загадок: историчес­ких, языковых, географических, литературовед­ческих… Сколько ни трудились мудрые знатоки старины, все еще остается неясным многое: кто написал поэму, где протекала река Каяла, как следует переводить на современный язык не­которые слова… Загадочны некоторые образы «Слова»: Боян, Троян, Карна, Жля, Див, дебрь Кисанова… Исполнены таинственности роман­тическая дева-Обида и рыщущий волком князь Всеслав. Неясны многие символы и метафоры. Не разгаданы так называемые «темные места»…

Удивительна сверхгениальная инструмен­товка поэмы, ее поразительная звукопись: «по­топтаны поганые полки половецкие», «трубят трубы в Новеграде, стоят стяги в Путивле»… Порой представляется, что автор изучил массу специальных трудов об искусстве слова, о науке поэзии. Он многое знает о секретах художествен­ного мастерства такого, что недоступно и совре­менным авторам. Откуда это у него?! Украшения скифского золота, которые находят археологи в курганах, поражают нас тонкостью и изящест­вом работы, безукоризненностью пластики. Ис­куснейшие ювелиры наших дней оказываются не в состоянии, даже с помощью микроскопов, повторить древнюю филигрань. Нечто подобное демонстрирует нам и «Слово о полку Игореве». Современные поэты, сделавшие метафору куми­ром поэзии, могут лишь завистливо ахать, когда прикасаются к образному строю «Слова»! Как зримо, как убедительно развертываются здесь самые яркие и неожиданные сравнения!

Высоко ценил метафорическую систему «Сло­ва» Сергей Есенин. Обосновывая важность яр­кой образности стиха, Есенин всегда обращался за доказательствами к поэтике «Слова о полку Игореве», которое он блестяще знал наизусть, причем не в переводе, а в древнерусском под­линнике.

Разве не заслуживает самого пристального внимания вопрос: кем мог быть человек, создав­ший такой шедевр, из каких источников черпал он свои словесные блёстки, где жил, у кого учил­ся?.. Какими книгами народной мудрости поль­зовался он в своем труде?.. Уж не сам ли удалой князь Игорь создал поэму о своем походе? Эта гипотеза не раз обсуждалась… Сколько тут и других проблем, загадок, предположений, путей поиска!

(И.Кобзев)

Задания

1. Объясните значение слов: шедевр, гипоте­за, метафора, филигрань.

2. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Ученые не могут ответить на многие вопро­сы, связанные с поэмой «Слово о полку Игореве».

Б. Художественное мастерство автора «Слова» поражает.

В. Вопрос о том, кто был автор «Слова», вызы­вает огромный интерес.

Г. Предположение о том, что сам князь Игорь создал поэму, не обсуждалось. (Ответ: Г)

3. Укажите средства языковой выразитель­ности:

А. эпитеты; Б. сравнение; В. метафоры; Г. восклицательные предложения; Д. риторичес­кие; вопросы; Е. ряды однородных членов; Ж. парцелляция; З. анафора. (Ответ: А–Е)

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

5. Замените словосочетание скифское золото синонимичным со связью управление. (Ответ: золото скифов)

6. В каком словосочетании связь иная, чем со­гласование?

А. художественное мастерство; Б. народная мудрость; В. секреты мастерства; Г. изящес­тво работы. (Ответ: В)

7. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: 5)

8. Объясните орфограммы в словах: предполо­жение, прикасаются.

9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «“Слово о полку Игореве” полно загадок и тайн», «Художественное совершенство поэмы “Слово о полку Игореве”».


Для справок

При подготовке к изложению и сочине­нию полезно обратить внимание на то, как с помощью разнообразных языковых средств в тексте выражена тема загадочности:

таит массу загадок, остается неясным, загадочны некоторые образы, исполнена таинственности, неясны многие символы, не разгаданы, удивительна, поразитель­ная, сколько загадок

Эти речевые обороты уместно использо­вать с чувством меры не только в творчес­ких работах, связанных с анализом «Слова о полку Игореве», но и в сочинениях на дру­гие темы.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«задания»

Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________


Упражнение 1. Выясните, какие перед вами предложения:

а) простое предложение с однородными членами;

б) бессоюзное сложное предложение.

а


б




1. Ветер принес издалека

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.


2. В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.


3. Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.


4. Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.


5. Растут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов,

Ложится мгла на старые ступени.


6. Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.


7. Река, распевая, несла

И синие льдины, и волны,

И тонкий обломок весла...


8. Утихает светлый ветер,

Наступает серый вечер,

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную струну.


9. Вися над городом всемирным,

В пыли прошедшей заточен,

Еще монарха в утре лирном

Самодержавный клонит сон.


10. Она пришла с мороза

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.


11. Я помню длительные муки:

Ночь догорала за окном;

Ее заломленные руки

Чуть брезжили в луче дневном.


12. Свирель поет: взошла звезда,

Пастух, гони стада...


13. Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.


14. Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.


15. Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.


16. Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом:

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.


17. В глухую темень искры мечет,

От искр всю ночь, всю ночь светло.


18. Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.


19. Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!


20. Встретив на горном тебя перевале,

Мой прояснившийся взор

Понял тосканские дымные дали

И очертания гор.


21. Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея

В сны и тени навсегда.


22. Бывают тихие минуты:

Узор морозный на стекле.


23. Мечта невольно льнет к чему-то,

Скучая в комнатном тепле.

Сердце занято мечтами,

Сердце помнит долгий срок,

Поздний вечер над прудами.

Раздушенный ваш платок.


24. Сначала тают крылья крошки,

Головка падает назад,

Сломались сахарные ножки

И в сладкой лужице лежат...


25. Учись вниманью длинных трав,

Разлейся в море зорь бесцельных,

Протяжный голос свой послав,

В отчизну скрипок запредельных.


26. Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах.


27. В томленьи твоем исступленном

Тоска небывалой весны

Горит мне лучом отдаленным

И тянется песней зурны.


28. Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка...


29. Вагоны шли привычной линией.

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и пели.


30. Я молча на нее гляжу,

Сжимаю пальцы ей до боли...


Примечание: все предложения взяты из сти­хотворений А.А.Блока.


Упражнение 2. Объясните, почему поставлено двоеточие в бессоюзном сложном предложении:

а) вторая часть предложения заключает при­чину того, о чем говорится в первой;

б) вторая часть поясняет смысл первой;

в) вторая часть дополняет первую.

а


б


в



1. Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гре­мела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов. (С.Антонов)

2. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.Пушкин)

3. Преследовали противника казаки неохотно: приустали кони. (М.Шолохов)

4. Я спустился с крутого берега и с облегчени­ем вздохнул: внизу было тихо, безветренно и да­же как будто тепло. (К.Паустовский)

5. Даша вдруг обрадовалась: Крым ей предста­вился синими шумящими волнами, чудесным простором. (А.Толстой)

6. На батарее веселье: играет гармоника и от­куда-то взявшаяся скрипка. (В.Катаев)

7. А это верно: современные молодые жен­щины любят что-нибудь смелое, героическое. (М.Зощенко)

8. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послыша­лись по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (И.Гончаров)

9. И вдруг Кате стало страшно: это было не его лицо, чужое, остроносое. (А.Толстой)

10. Мы слышим: сердце плещется в груди. (А.Толстой)

11. Ивлев поглядел кругом: погода поскучне­ла, со всех сторон натянуло линючих туч и уже накрапывало. (И.Бунин)

12. Не пой, красавица, при мне ты песен Гру­зии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний. (М.Лермонтов)

13. Подите прочь: вы человек опасный. (А.Пушкин)

14. Пурга кончалась: снег поредел, ветер нале­тал только порывами. (В.Обручев)

15. Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М.Лермонтов)

16. Действительно, в течение дня погода ме­нялась несколько раз: то светило солнце, то шел дождь. (В.Арсеньев)

17. Не спи, казак, во тьме ночной: чеченец хо­дит за рекой. (А.Пушкин)

18. Ах, обмануть меня нетрудно: я сам обма­нываться рад. (А.Пушкин)

19. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. (И.Бунин)

20. Дома Рому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка – шарф собствен­ного вязания. (М.Горький)

21. Я тебе определенно скажу: у тебя есть та­лант. (А.Фадеев)

22. Я слышу: опять воет собака. (А.Чехов)

23. Вот постепенно появляются красноватые просветы в облаках: это солнце подходит к гори­зонту. (Г.Троепольский)

24. Я верю: новый век взойдет средь всех не­счастных поколений. (А.Блок)

25. Бывают тихие минуты: узор морозный

на стекле;

Мечта невольно льнет к чему-то,

Скучая в комнатном тепле.

(А.Блок)

26. Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом:

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

(А.Блок)

27. Человек должен верить: непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем. (В.Гёте)

28. Великий человек является начинателем: он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г.Плеханов)

29. Ночью я видел: ломались березы!

(Н.Рубцов)

30. Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

(А.Пушкин)


Упражнение 3. Объясните, почему поставле­но тире в бессоюзном сложном предложении:

а) простые предложения противопоставлены друг другу;

б) первое простое предложение выражает вре­мя или условие того, о чем говорится во втором;

в) второе предложение выражает вывод, следствие того, о чем говорится в первом;

г) второе предложение содержит сравнение;

д) быстрая смена событий.

а


б


в


г


д




1. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве. (М.Лермонтов)

2. Оперился птенец – лети на все четыре сто­роны. (М.Горький)

3. Один прыжок – лев уже на спине буйвола. (А.Куприн)

4. Вот увидимся – поговорим. (А.Толстой)

5. Рита хотела говорить – Павел перебил ее. (Н.Островский)

6. Молвит слово – соловей поет. (Пословица)

7. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (М.Пришвин)

8. Травой зарастают могилы – давностью за­растает боль. (М.Шолохов)

9. Вы требовали – я должна была уступить вам. (А.Островский)

10. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону. (Ф.Абрамов)

11. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

12. Труд кормит – лень портит. (Пословица)

13. Мелких чувств на свете не бывает – мелки­ми бывают только души. (М.Алигер)

14. Жить бесполезно – лучше уж не жить. (М.Джалиль)

15. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают. (М.Афиногенов)

16. Берешься делать дело – делай, но непре­менно до конца. (М.Дудин)

17. Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно. (И.Гончаров)

18. Хочешь быть счастливым – силы не жалей. (Л.Ошанин)

19. Ты запела песню звонкую – колокольчики звенят! (Л.Ошанин)

20. Хотел я встать – передо мной все закружи­лось с быстротой. (М.Лермонтов)

21. Подошвы босых ног горели – должно быть, ссадил их о камни. (А.Толстой)

22. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки. (К.Паустовский)

23. Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни. (А.Фатьянов)

24. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. (М.Пришвин)

25. Не снег кружится в чистом поле – пух оду­ванчиков летит. (М.Дудин)

26. Расчищали сугробы – их наметало снова. (В.Кетлинская)

27. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна. (М.Пришвин)

28. Легко воспламеняются нефть и бензин – в вагоне с собой никогда не вози. (В.Маяковский)

29. Один раз на полном лице его мелькнула усмешка торжества – видимо, он узнал кого-то. (М.Лермонтов)

30. Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к зем­ле. (М.Горький)

31. Проснулся – пять станций убежало назад. (Н.Гоголь)

32. Назвался груздем – полезай в кузов. (Пословица)

33. Солнце дымное встает – будет день горя­чий. (А.Твардовский)

34. Слой облаков был очень тонок – сквозь не­го просвечивало солнце. (К.Паустовский)

35. На дворе парил зной – в доме было про­хладно. (И.Бунин)

36. Напролом идут – волос не жалеют. (Пословица)

37. Рано встал – не потерял. (Пословица)

38. Не было никакой возможности уйти незаметно – он (Сережка) вышел открыто. (А.Фадеев)

39. Морозный воздух чист – гляди насквозь. (М.Луконин)

40. Он ждал расспросов – она молчала и смот­рела за окно. (К.Паустовский)

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«задача»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________


Даны предложения из книги о цветах, издан­ной в Санкт-Петербурге в начале XX века (до реформы русской графики и орфографии 1917–1918 гг.).

1. Нѣтъ надобности быть спеціалисто­мъ, чтобы съ успѣхомъ заниматься изслѣдованіемъ отечественной флоры; немалый и, безусловно, не всегда легкій трудъ собиранія растеній изъ простого любителя понемногу дѣлаетъ опытнаго знатока.

2. Цвѣточные магазины предлагаютъ раз­ныя экзотическія растенія и рѣдкіе без­подобные цвѣты, выращенные въ теп­лицахъ.

3. Разсказываютъ многочисленныя леген­ды о названіи незабудки, прелестнаго лѣсного синяго цвѣтка.

4. Рѣдкія тюльпанныя луковицы прода­ются по высокой цѣнѣ.


Даны еще два предложения из той же книги, записанные в соответствии с современными ор­фографическими нормами.

5. Бесчисленны сказания и предания о цветах, радостные и грустные, поэтичес­кие и исторические.

6. С раннего утра в киосках городского цветочного рынка предлагают вам ду­шистые фиалки, прелестные ландыши, синие незабудки и другие скромные цветы, расставленные и разложенные на полках.


Задание. Восстановите первоначальный вид предложений 5 и 6. Поясните свое решение.

Предложение 5: ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Предложение 6: ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«карточки»




Карточка 1



к

Карточка 2



до

Карточка 3



перед

Карточка 4



из-за

Карточка 5



по

Карточка 6



от

Карточка 7



с

Карточка 8



за


Карточка 9



на

Карточка 10



для

Карточка 11



в


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«материалы учителя»

Служебные части речи. Предлог

Цель урока: знать грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи.

Технология: РКМЧП.

Задачи:

образовательные: уметь различать самосто­ятельные и служебные части речи, понимать, какова роль служебных частей речи в языке и синтаксических связей слов в словосочетании; повторять и отрабатывать навыки орфографии и пунктуации при деепричастном обороте;

развивающие: видеть, как отражается в язы­ке культура и история народа; выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; объяснять их значения с по­мощью лингвистических словарей;

воспитательные: учиться соблюдать нормы речевого поведения; анализировать и оценивать речевые высказывания.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Игра «Исправь ошибки»

Начнем сегодняшний урок с игры «Исправь ошибки». На доске вы видите несколько предло­жений. Найдите в них ошибки и охарактеризуй­те их. Предложите правильный вариант.

1. Из-за не имения абрикос компот пришлось ва­рить с алычей. (неимения, абрикосов, алычой)

(На обратной стороне доски может быть запи­сан ответ.)

Орфогр. ошибка: неимение – пиши слитно;

грамм. ошибка: абрикосов – род. п. мн. числа;

орфогр. ошибка: алычой – оконч. под ударе­нием после шипящей;

речевая ошибка: из-за отсутствия.

Правильный вариант

Из-за отсутствия абрикосов компот при­шлось варить с алычой.


2. Располагая шестистами рублями покупка была немыслема. (шестьюстами, немыслима)

Орфогр. ошибка: шестьюстами – скл. слож­ного числит.;

орфогр. ошибка: немыслима – суф. -им-, кратк. причаст., образ. от глагола II спряж;

пункт. ошибка: запятая после слова рублями – при деепр. обороте.

Правильный вариант

Если вы располагали шестьюстами руб­лями, покупка была немыслима.

Или: Располагая шестьюстами рублями, покупку нельзя было сделать.


3. На встречу нам поднималась грозовая туча обещавшую напитать землю живительной вла­гой. (навстречу, обещавшая)

Орфогр. ошибка: навстречу – пиши слитно, предлог;

пункт. ошибка: запятая после слова туча – при прич. обороте;

грамм. ошибка: обещавшая – им.п. (туча ка­кая?);

Правильный вариант

Навстречу нам поднималась грозовая ту­ча, обещавшая напитать землю живитель­ной влагой.


II. Актуализация знаний и вывод закономер­ностей

– Найдите в этих предложениях служебные части речи (из-за, с, навстречу). Какими час­тями речи являются эти слова? Что вы можете сказать о данных словах и о роли, которую они выполняют в предложении?


Эталон ответа

Предлог – служебная часть речи, кото­рая служит для связи слов в словосоче­тании. Перед нами простой предлог – с, сложный – из-за, производный – навстре­чу ( = к).


III. Работа с текстом (на слайде)

– Прочитайте текст на слайде и отметьте но­вую для вас информацию.

Предлог как часть речи зафиксирован в сло­варе Срезневского в 1893–1912 годах. Этот тер­мин – калька* с греческого языка. В гречес­ком языке существует слово prothesis, которое обозначает «перед словом». А предлог, как вам известно, всегда стоит перед словом в определен­ной форме.

Предлогов в русском языке – около 200. Са­мые распространенные – в, на, под, к, из, за, у, о. Самый часто употребляемый из них – предлог в.

Предлоги по происхождению бывают про­изводные (образованные от наречий: возле, вокруг, мимо, после, позади, впереди, навстречу; от существительных: ввиду, насчет, вследствие, по поводу, по мере, в течение, в продолжение; от деепричастий: благодаря, включая, исключая, несмотря на, невзирая на, спустя) и непроиз­водные – ы и др.

По строению предлоги делятся на три груп­пы: простые вокруг, по, насчет; сложные – из-за, из-под; составные – в отличие от, не­смотря на и др.

Лексической особенностью предлогов являет­ся их многозначность и однозначность.

Синтаксическая роль определяется вместе с теми существительными или местоимениями, к которым относятся предлоги.

Какие формулировки данного текста нуж­даются в дополнительном объяснении?


IV. Многозначность предлогов

– Для того, чтобы узнать о лексической осо­бенности предлогов, предлагаю вам распреде­лить предлоги по падежам. Для этого давайте посмотрим несколько слайдов.

– Итак, теперь вы можете сделать некоторые выводы. Предлоги, которые используются для образования нескольких падежных форм, и есть многозначные. Остальные допишите со слайда.

Им. п. – без предлогов.

Род. п. – с, около, для, у, без, из, до, от, вследс­твие, ввиду, насчет, вроде.

Дат. п. – по, к, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор (все однозначные, кроме выделенных).

Вин. п. – с, по, под , в, на, за, через, про.

Тв. п. – с, за, под, над, между.

Предл. п. – по, в, на, о, об, при.

Предлоги, встречающиеся в разных падежах, подчеркните.


V. Составление опорного конспекта

– Теперь вернемся к теоретическому материа­лу и составим опорный конспект по предлогу.


VI. Пробное действие. Фиксация затрудне­ния в пробном учебном действии. Проверка

– Выполним упражнения учебника – 331, 332, 33, 334, 335. Устная проверка с комментариями.


VII. Нарушение синтаксических норм управ­ления

– Вспомним, что такое управление?

Эталон ответа

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором глав­ное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: верить в дружбу; дружба с одно­классниками, доволен работой.

– Знаете ли вы о нарушениях синтаксических норм управления?

Эталон ответа

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции:

установить о причинах аварии (непра­вильно) установить причины аварии (правильно);

не касаться к этим вопросам (неправиль­но) – не касаться этих вопросов (правильно).

2) употребление беспредложной конструк­ции вместо предложного словосочетания:

характерная им особенность (непра­вильно) характерная для них особен­ность (правильно);

3) неправильный выбор предлога:

партнер в игре в теннис (неправильно) – партнер по игре в теннис (правильно).


VIII. Самостоятельная работа

– Попробуйте найти и исправить ошибки в упр. 336. Самопроверка по эталону. (См. табл, 1 на стр. 25)


IX. Включение в систему знаний и повторение

Игра «Лингвистическое лото»

Подготовительный этап

Для игры готовятся карточки с предлогами к, до, перед, из-за, по, от, с, за, на, для, в и инди­видуальные листы с игровым полем для каждого ученика.

Ход игры

Карточки, на которых написаны предлоги, стопкой сложены на столе. Каждый по очереди берет карточку и называет предлог. Все ученики должны придумать с этим предлогом словосоче­тание и вписать его в поле лото. Выиграет тот, чьи ответы окажутся самыми точными.

Проверка выполненного задания

Учитель и его помощники (старшеклассни­ки) сверяют ответ по шаблону (cм. таблицу 2 на стр. 26). Каждый правильный ответ оценивает­ся одним баллом. Набравший наибольшее коли­чество баллов – победитель.

Домашнее задание: упражнение по учебнику или сочинение на лингвистическую тему «Ваши предложения, Предлог!».

Литература

1. Русский язык. 7-й класс: учебн. для обще­образоват. организаций. [М.Т. Баранов, Т.А. Ла­дыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2013. 223 с.

2. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематичес­кие тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10–11-е классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 223 с.



Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«образцы»

Линейные и вертикальные схемы

Сложноподчиненное предложение

с однородным подчинением придаточных:

придаточные одного типа относятся к одной и той же главной части или к одному и тому же слову в ней.

[И всем казалось], (что радость будет), (что в тихой заводи все корабли), (что на чужбине уста­лые люди светлую жизнь себе обрели). (А.Блок)


Сложноподчиненное предложение

с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных:

(Хотя многое выглядело иначе),1 [кое-что он всё же узнал],2 (когда осенним вечером вышел из вокзала)3. (В.Набоков)



[Офицеры, (которые возвращались домой),2 рассказывали такие истории],1 (какие невоз­можно забыть)3.


Сложноподчиненное предложение

с последовательным подчинением придаточных:

[Было интересно],1 (откуда геологи знают),2 (что скрыто в земле)3.



При последовательном подчинении возможно стечение двух подчиненных союзов (или союза и союзного слова). В таких случаях вторая при­даточная часть оказывается внутри первой.

10–11-е кл.

[Я знаю],1 (что,2- (если случится беда),3 друзья мне помогут).2



Комбинированное подчинение возможно в сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных.


1. Однородное и последовательное подчинение:

[Следя за полетом его мысли, я впервые догадался],1 (что поэзия не существует сама по себе)2 и (что,3-(если она не стремится выразить, запечат­леть жизнь),4 никому не нужен даже самый искус­ный набор рифмованных строк).-3 (В.Каверин)

2. Однородное и неоднородное подчинение:

[Порой, забывшись, он не понимал,1- (как здесь очутился),2 (что его сюда привело),3 затем вдруг начинал видеть каждый свой шаг к поезду и каж­дый свой шаг в поезде до того близко и ясно],-1 (что скребло, надрывая душу).4 (В.Распутин)


3. Неоднородное и последовательное подчи­нение:

[Тетушка тревожно выглянула из возка,1- (чтобы спросить кучера),2 (верно ли мы держимся дороги,)3 и сейчас же откинулась назад],-1 (потому что ее обдало холодною пылью)4. (Н.Лесков)

4. Неоднородное, однородное и последова­тельное подчинение:

(Когда он спускался по винтовой лестнице в столовую, галдевшую голосами, и скользил лок­тем по гладким деревянным перилам),1 [его вдруг душным ветерком остановила мысль о том],2 (что все это новое, легкое, бездумное без близос­ти войны должно вот-вот оборваться, кончить­ся, исчезнуть),3 (что он, его взвод в немецком городке живут в неправдоподобном и обманы­вающем тумане счастья),4 (которое не может продолжаться долго).5 (Ю.Бондарев)


Как показывает практика, линейные схемы удобны при анализе относительно небольших конструкций (не более трех предикативных час­тей), поскольку позволяют наглядно показать структуру предложения, средства связи, вопро­сы к придаточным частям.

При анализе больших конструкций (четыре и более предикативных части) целесообразнее об­ращаться к вертикальным схемам.

Просмотр содержимого документа
«ответы»

Ответы

Упражнение 1.

а) 3, 7, 9, 10, 15, 20, 21, 27, 30.

б) 1, 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29.


Упражнение 2.

а) 3, 4, 5, 9, 12, 13, 17, 18, 26, 28;

б) 1, 6, 8, 14, 16, 20, 23, 25;

в) 2, 7, 10, 11, 15, 19, 21, 22, 24, 27, 29, 30.


Упражнение 3.

а) 1, 5, 8, 12, 13, 15, 25, 26, 30, 35, 40;

б) 4, 7, 16, 18, 23, 27, 32, 36, 37;

в) 2, 9, 10, 14, 21, 24, 28, 29, 33, 34, 38, 39;

г) 6, 19;

д) 3, 11, 17, 20, 22, 31.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого презентации
«игра Исправь ошибки»

Игра «Исправь ошибки»

Игра «Исправь ошибки»

Найдите в предложениях ошибки и охарактеризуйте их. Предложите правильный вариант

Найдите в предложениях ошибки и охарактеризуйте их.

Предложите правильный вариант

1

1

  • Из-за не имения абрикос компот пришлось варить с алычей
Фото «Алыча» (лицензия СС): https://www.flickr.com/photos/farcloser/4955996087 Фото: «Абрикос» (лицензия СС): https://www.flickr.com/photos/farcloser/4955996087 Алыча Абрикос

Фото «Алыча» (лицензия СС): https://www.flickr.com/photos/farcloser/4955996087

Фото: «Абрикос» (лицензия СС): https://www.flickr.com/photos/farcloser/4955996087

Алыча

Абрикос

Правильный вариант

Правильный вариант

  • Из-за отсутствия абрикосов компот пришлось варить с алычой.
2

2

  • Располагая шестистами рублями покупка была немыслема
Правильный вариант Если вы располагали шестьюстами рублями, покупка была немыслима. Или:

Правильный вариант

  • Если вы располагали шестьюстами рублями, покупка была немыслима.

Или:

  • Располагая шестьюстами рублями, покупку нельзя было сделать
3

3

  • На встречу нам поднималась грозовая туча обещавшую напитать землю живительной влагой
Ван Гог. Пшеничное поле под грозовыми облаками. 1890 г. Фото (лицензия cc-by-sa 2.0): https://www.flickr.com/photos/michelelovesart/3675901793

Ван Гог. Пшеничное поле под грозовыми облаками. 1890 г.

Фото (лицензия cc-by-sa 2.0): https://www.flickr.com/photos/michelelovesart/3675901793

Правильный вариант

Правильный вариант

  • Навстречу нам поднималась грозовая туча, обещавшая напитать землю живительной влагой