Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Контрольная работа 3
Вариант 1
V. Прочитайте отрывок из статьи, посвященной открытию памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению.
Последний день пушкинских торжеств в Москве ознаменовался речью Ф.М. Достоевского на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь хорошо известна и вошла в историю русской литературы… А в тот памятный день речь Достоевского потрясла слушателей. Вот свидетельство очевидца:
«Передать речь Достоевского невозможно: глубже и блистательнее ее нельзя себе ничего представить; форма в ней так слита с содержанием, что никакой ответ не даст и приблизительного понятия об ее силе. К тому же она и произнесена была неподражаемо хорошо. Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он победил, растрогал, увлек, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух. Группа словесников обнимала писателя, а несколько девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде. Человеческое слово не может претендовать на большую силу».
Венок этот Федор Михайлович возложил к памятнику любимому поэту…
Потрясенный речью Достоевского, И.С. Аксаков, собиравшийся осветить ту же тему, хотел значительно сократить свое выступление, но слушатели потребовали этого не делать.
Было принято предложение достойно завершить московское торжество началом всенародной подписки на памятник Н.В. Гоголю: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, в Москве!» В несколько минут листы для подписки на памятник Гоголю были заполнены.
В тот же вечер в Благородном собрании состоялся литературно-музыкальный концерт, на котором И.С. Тургеневу опять устроили «шумные овации» и поднесли такой же венок, каким утром был увенчан Достоевский.
В течение праздничных дней была открыта выставка, на которой экспонировались автографы поэта, некоторые его вещи, портреты Пушкина, его друзей. Выставка помещалась в Дворянском собрании и занимала всего две комнаты, однако «отличалась полнотой и ценностью».
Так завершились четырехдневные пушкинские торжества в Москве.
(Г.Злочевский)
Задания
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А. Речь Достоевского на пушкинских торжествах – доказательство огромной силы человеческого слова.
Б. Была организована всенародная подписка на памятник Гоголю.
В. Достоевский и Тургенев были увенчаны лавровыми венками.
Г. И.С. Аксаков не стал выступать с речью.
Ответ: ____________________________________________________________
2. Объясните значение слов: автограф, пантеон, овация.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. К глаголу воздвигнуть подберите синонимы, стилистически нейтральные.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какое слово не является причастием?
А. увенчан; Б. заполнены; В. всенародный; Г. собиравшийся
Ответ: ____________________________________________________________
5. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?
А. достойно завершить; Б. пушкинские торжества; В. значительно сократить; Г. хорошо известна.
Ответ: ____________________________________________________________
6. Подберите синонимичные словосочетания со связью управление к следующим словосочетаниям: лавровый венок, московские торжества.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А. автографы поэта; Б. в течение дней; В. две комнаты; Г. шумные овации. (Ответ: Б)
Ответ: ____________________________________________________________
8. Сколько грамматических основ в предложении четвертого абзаца. (Ответ: 3)
Ответ: ____________________________________________________________
9. Укажите средства речевой выразительности:
А. эпитеты; Б. оценочная лексика; В. градация; Г. цитирование; Д. восклицательные предложения; Е. парцелляция. (Ответ: А–Д)
Ответ: ____________________________________________________________
10. Выполните творческие задания: 1) напишите сжатое изложение; 2) ответьте в сочинении-рассуждении на вопрос «Когда человеческое слово обладает огромной силой?»; 3) ответьте письменно на вопрос «Когда предложения с однородными членами создают градацию?».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вариант 2
VI. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите из текста ключевые слова.
Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве» доныне таит в себе массу загадок: исторических, языковых, географических, литературоведческих… Сколько ни трудились мудрые знатоки старины, все еще остается неясным многое: кто написал поэму, где протекала река Каяла, как следует переводить на современный язык некоторые слова… Загадочны некоторые образы «Слова»: Боян, Троян, Карна, Жля, Див, дебрь Кисанова… Исполнены таинственности романтическая дева-Обида и рыщущий волком князь Всеслав. Неясны многие символы и метафоры. Не разгаданы так называемые «темные места»…
Удивительна сверхгениальная инструментовка поэмы, ее поразительная звукопись: «потоптаны поганые полки половецкие», «трубят трубы в Новеграде, стоят стяги в Путивле»… Порой представляется, что автор изучил массу специальных трудов об искусстве слова, о науке поэзии. Он многое знает о секретах художественного мастерства такого, что недоступно и современным авторам. Откуда это у него?! Украшения скифского золота, которые находят археологи в курганах, поражают нас тонкостью и изяществом работы, безукоризненностью пластики. Искуснейшие ювелиры наших дней оказываются не в состоянии, даже с помощью микроскопов, повторить древнюю филигрань. Нечто подобное демонстрирует нам и «Слово о полку Игореве». Современные поэты, сделавшие метафору кумиром поэзии, могут лишь завистливо ахать, когда прикасаются к образному строю «Слова»! Как зримо, как убедительно развертываются здесь самые яркие и неожиданные сравнения!
Высоко ценил метафорическую систему «Слова» Сергей Есенин. Обосновывая важность яркой образности стиха, Есенин всегда обращался за доказательствами к поэтике «Слова о полку Игореве», которое он блестяще знал наизусть, причем не в переводе, а в древнерусском подлиннике.
Разве не заслуживает самого пристального внимания вопрос: кем мог быть человек, создавший такой шедевр, из каких источников черпал он свои словесные блёстки, где жил, у кого учился?.. Какими книгами народной мудрости пользовался он в своем труде?.. Уж не сам ли удалой князь Игорь создал поэму о своем походе? Эта гипотеза не раз обсуждалась… Сколько тут и других проблем, загадок, предположений, путей поиска!
(И.Кобзев)
Ключевые слова:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задания
1. Объясните значение слов: шедевр, гипотеза, метафора, филигрань.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А. Ученые не могут ответить на многие вопросы, связанные с поэмой «Слово о полку Игореве».
Б. Художественное мастерство автора «Слова» поражает.
В. Вопрос о том, кто был автор «Слова», вызывает огромный интерес.
Г. Предположение о том, что сам князь Игорь создал поэму, не обсуждалось.
Ответ: ____________________________________________________________
3. Укажите средства языковой выразительности:
А. эпитеты; Б. сравнение; В. метафоры; Г. восклицательные предложения; Д. риторические; вопросы; Е. ряды однородных членов; Ж. парцелляция; З. анафора.
Ответ: ____________________________________________________________
4. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Замените словосочетание скифское золото синонимичным со связью управление.
Ответ: ____________________________________________________________
6. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
А. художественное мастерство; Б. народная мудрость; В. секреты мастерства; Г. изящество работы.
Ответ: ____________________________________________________________
7. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: 5)
Ответ: ____________________________________________________________
8. Объясните орфограммы в словах: предположение, прикасаются.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
11. Выполните творческие задания: 1) напишите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «“Слово о полку Игореве” полно загадок и тайн», «Художественное совершенство поэмы “Слово о полку Игореве”».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)