Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина"
Журнал учета реализации мероприятий
ИПРА ребенка – инвалида
Исполнитель:
Пимкова Л.Г., педагог-психолог
Общие данные о ребенке – инвалиде
Фамилия Имя Отчество | |
Дата рождения | |
Место регистрации | |
Образовательное учреждение | МБОУ "Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина" |
ФИО законного представителя | |
Контактный телефон | |
Срок реализации ИПРА | |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения ребенка – инвалида,
(ФИО),
ученика 1 класса, МБОУ "Шумячская СШ имени В.Ф.Алешина"
Программа: АООП (адаптированная основная образовательная программа)
Цель психолого-педагогического сопровождения:
создание в общеобразовательном учреждении необходимых специальных социально-психологических условий по организации обучения ребенка-инвалида
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Раннее выявление трудностей и оказание психологической помощи;
Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях;
Повышение мотивации обучения;
Создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка-инвалида в семье и в образовательной организации;
Формирование у ребенка установок на здоровый образ жизни
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации;
Разработка, подготовка и проведение коррекционных занятий с ребенком-инвалидом.
Объект психолого - педагогического сопровождения:
Ребенок – инвалид, с умственной отсталостью 2 вариант по СИПР
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
Профилактика. Особенность профилактики ребенка –инвалида заключается в укреплении психологического здоровья в рамках проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий в непростых социальных условиях современного общества, в создании специальных условий для развития личности, в формировании мотивации на здоровый образ жизни.
Диагностика (индивидуальная) состояния ребенка и его адаптивных возможностей, уровня развития познавательных процессов, диагностика психологического климата в семье.
Консультирование (индивидуальное) осуществляется по заявленным проблемам (родителей, учителей).
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная) направлена на создание психолого-педагогических условий для развития и коррекции коммуникативных навыков и продуктивного взаимодействия (по выявленным проблемам.
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:
Тип мероприятия | Психологическая помощь |
Подтип мероприятия | Психолого-педагогическое консультирование ребенка-инвалида и его семьи | Педагогическая коррекция | Психолого-педагогическое Сопровождение учебного процесса |
Мероприятие | диагностика оценки состояния ребенка и его адаптивных возможностей составление индивидуальных коррекционных программ по выявленным проблемам знакомство педагогов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребенка, его сильными сторонами личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приемам развития данного ребенка контроль за динамикой развития и эффективности коррекционной помощи работа с родителями ребенка – инвалида по диагностике психологического климата в сенмье, взаимоотношению родителей с ребенком – инвалидом консультирование родителей по их запросам развитие учебной мотивации коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков и продуктивного взаимодействия формирование социально - бытовых навыков формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе, стремление к самостоятельности и независимости в быту психологическое сопровождение |
Журнал консультаций родителей/законных представителей об особенностях организации коррекционной работы в образовательной организации, о результатах выполнения ИПРА
№ п/п | Дата проведения консультации | ФИО родителя | Тема |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 06.09.2019 | Иванова Татьяна Ивановна | Обсуждение индивидуального плана развития ребенка - инвалида |
2 | 26.10.2019 | Иванова Татьяна Ивановна | Особенности развития ребенка с умственной отсталостью |
3 | 26.12.2019 | Иванова Татьяна Ивановна | Специфические образовательные потребности ребенка с умственной отсталостью |
4 | 20.05.2019 | Иванова Татьяна Ивановна | Консультирование родителей/законных представителей об особенностях организации коррекционной работы в образовательной организации (не менее 2 раз за период действия ИПРА) |
5 | | | Консультирование родителей/законных представителей о результатах выполнения ИПРА (2 раза в год) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Примерная характеристика обучающегося, составляемая при разработке СИПР
Характеристика ученика 1 класса
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Фамилия Имя Отчество, 20.05.2007 года рождения.
(Фамилия Имя) обучается в МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина» с сентября 2018 года по АООП (адаптированная основная образовательная программа) для обучающихся с умственной отсталостью 2 вариант. До школы посещал детский сад.
Ребенок воспитывается в полной семье. Еще есть сестра. Семья благополучная, проживают в частном доме.
(Имя) не разговаривает, выявлено системное недоразвитие речи тяжелой формы. Стойкое нарушение познавательной деятельности (интеллектуальное развитие соответствует 3-х летнему возрасту). На контакт с посторонними не идет (тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями социально - эмоциональной адаптированности выраженной степени).
Двигательное развитие: ходит самостоятельно. Мелкая моторика - удерживает вложенные в руку предметы, захватывает предметы пальцами.
Использование предметов по назначению: может поставить предметы на место( кружка, тарелка, игрушка), открыть (закрыть) бутылку, поймать мяч, полистать книгу, собрать со стола предметы: тонкие карточки из бумаги, монеты, бусины, фасоль и др. Поиграть с юлой (нажимать на большую кнопку), покатать машинку.
Сенсорное развитие:
зрительное восприятие - способен фиксировать взгляд на статичном объекте и прослеживать взглядом за движущимся объектом.
слуховое восприятие - способен находить источник звука, не перемещающийся и перемещающийся в пространстве.
тактильное восприятие – наблюдается негативная реакция на прикосновения человека. Соприкосновение с материалами реакция нейтральная.
Речевое развитие и коммуникации - сформирован компонент речевой деятельности: импрессивная речь (понимания обращенной речи), экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п., отсутствие собственной речи).
В процессе общения и взаимодействия ребенок понимает обращенную к нему речь: реагирует на свое имя, понимает простые речевые инструкции. Понимает слова, обозначающих предметы окружающего мира.
Ребенок не владеет вербальной речью, в процессе общения использует средство альтернативной коммуникации - взгляд, жест, движение к предмету, выполнение действия др.
Особенности контакта со взрослыми: способен устанавливать, поддерживать контакт избирательно (в присутствии родных, и с хорошо знакомыми людьми находясь в помещении в ответ на действия). Предпочитает играть один.
Эмоциональная сфера: реагирует на проявления эмоций другого человека, но ответные эмоции ребенка ситуации не соответствуют. Может фиксировать эмоциональные проявления. Преобладает неустойчивый эмоциональный фон. Свои эмоциональные проявления контролировать не может, успокаивается с помощью взрослого, например, при переключении на другую деятельность и др.
В разных ситуациях умеет менять свое поведение в соответствии с требованиями и замечаниями.
В ходе обследования наблюдается проблемное поведение (стереотипии, физическое сопротивление, отказ от выполнения предлагаемой деятельности, невыполнение инструкций).
Предпосылки учебной деятельности: фиксирует взгляд на изображениях, рассматривать не умеет. Мотивация к любой деятельности низкая, включаемость в предлагаемую деятельность низкая, интереса к ней не проявляет.
… узнает знакомые предметы (например, мяч, кружка) на фотографии, цветной картинке, черно-белой картинке, пиктограмме.
…. не всегда сразу выполняет задания, не сразу включается в предлагаемую деятельность, приходится заинтересовать его, используя привлекательную деятельность.
За помощью обращается редко: складывает предметы перед учителем.
Ребенок стал принимать помощь взрослого, уже более спокойно реагирует на прикосновения к своим рукам. Если, в прошлом году в процессе взаимодействия, он не позволял дотрагиваться до своих рук, отталкивал руки взрослого, помогающего ему выполнить действие, убегал из-за стола, то на данный момент ребенок ведет себя более спокойно. Прикосновение для него не является слишком сильным раздражителем. Если же он не хочет выполнять предлагаемое задание то пытается убрать учебный материал со стола (закрывает книгу, складывает карточки в стопку, собирает предметы в пакет).
Познавательное развитие: узнает себя на фотографии, идентифицирует себя по половой принадлежности. Может показать на себе части тела (голова, руки, ноги, спина, живот).
Представления о цвете, форме не сформированы. Может сравнивать предметы: по величине. Математические представления не сформированы.
Может сгруппировать предметы по двум, одному цвету. Разложить предметы по двум признакам, по величине. Пирамидку собрать не может. Геометрические фигуры не знает. Собрать матрешку, соединив две части – может. Из 3 –х, 4-х частей картинку собрать затрудняется.
Представления об окружающем природном и социальном мире находятся на бытовом низком уровне. Обобщить самые простые понятия может со значительной помощью: фрукты (яблоко, апельсин, банан), овощи (огурец, морковь, помидор), фотографии или картинки диких животных (медведь, заяц, лиса), домашних животных (корова, лошадь, свинья), предметы посуды (тарелка, кружка, ложка), одежды (шапка, куртка, брюки), мебели (стол, кровать, стул). Может найти называемый объект.
Самообслуживание: самостоятельно кушает ложкой, умеет пить из кружки. В процессе раздевания, одевания, мытья рук, обслуживания себя в туалете, нужна физическая помощь со стороны взрослого, нуждается в полном уходе.
Директор школы: И.Н. Кухаренкова
Исполнитель:
Педагог-психолог
Л. Г. Пимкова
Дата _________