“Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”
Мэты:
актуалізаваць веды дзяцей пра – Беларусь, родную мову;
развіваць творчае мысленне, маўленне, эстэтычны густ;
выхоўваць патрыятызм, пачуцці нацыянальнай годнасці і гонару за сваю Радзіму.
Эпіграф:
Я ганаруся роднай Беларуссю, яе старажытнай гісторыяй, яе разумным і гордым народам.
А. Р. Лукашэнка
Гучыць фрагмент песні “Мой родны кут”
Ученик 1. Наш родны беларускі край! Ён прыгожы і па-свойму адметны на поўначы, на поўдні, на ўсходзе і захадзе. Ён прыгожы і непаўторны сваімі рэкамі і азёрамі, сваімі лясамі і лугамі, сваімі сцежкамі і дарогамі.
Ученик 2 Якая яна, мая зямля? Гэта залатыя палі збажыны з сінімі вачамі васількоў, светлыя ад бяроз гаі, што аглухлі ад птушынага звону, і пушчы, дзе горда нясуць свае кроны алені. Гэта бясконцыя жылы рэк, у якіх плешчуцца бабры і рыбы на захадзе сонца, і гэта амаль адзінаццаць тысяч азёр, чыстых, як усмешка дзіцяці.
Ученик 3 Чароўны кут, стары казачны край – наша Беларусь. Са старажытных часоў жылі на гэтай зямлі нашы продкі, ці як прынята казаць, нашы бацькі і дзяды. Таму і называюць людзі землі сваіх продкаў “краем бацькоў”, а каб адна краіна адрознівалася ад другой, даюць ёй назву. Па назве амаль кожнай краіны мы з лёгкасцю разумеем, хто ў большасці тут жыве.
Ученик 4
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына –
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару,
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла
Бе- ла – русь.
Ю. Свірка
Учитель
Много есть стран в мире, но только под небом Отечества ты можешь найти своё место, в полной мере раскрыть свои творческие способности, принести наибольшую пользу обществу и ощутить себя по-настоящему счастливым. Поэтому наше мероприятие мы посвящаем нашей Родине. Сегодня мы вместе с вами проведем классный час „ Жыву у Беларусі i тым ганаруся“..
Учитель
Все мы являемся гражданами независимого государства-Республика Беларусь. А как известно, каждая страна имеет свои символы, то чем можно гордиться, что является отличительной особенностью страны. Вы, наверное слышали выражение:
Кожны ведае,што бусел- сімвал роднай Беларусі.
Учитель Почему аиста считают символом Беларуси? Их очень много в Беларуси. Расправив белые паруса крыльев они парят над нашей Землей. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют -земля под белыми крыльями. А ещё символом нашей земли считают зубра — хозяина Беловежской пущи. Это национальные символы.
Учитель
- С чем ассоциируется у вас Беларусь? Подберите как можно больше прилагательных к каждой из букв в названии страны.
Б - белая, божественная, большая, благородная, бескрайняя
Е - единственная, еловая, единая,
Л - любимая, ласковая, легендарная, лузурная,
А – аккуратная,
Р - родная
У - устойчивая, успешная, умелая,
С - сильная, смелая, стабильная
Однако Республика Беларусь, как и каждая страна имеет государственные символы. Это государственный флаг, герб, гимн.
Флагстраны
Ученик 5
Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом, -
Сочетается счастливо
Цвет зеленый с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы - полосою узкой, -
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Учитель
Флаг нашей страны – главный символ нашей Родины.
Государственный флаг выражает важные сведения о нашей стране. Каждый гражданин должен хорошо понимать язык белорусского флага, чтобы осознанно почитать флаг и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей.
Учитель
Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.
Красный цвет с древнейших времён служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сапоги.
Учитель
Зелёный цвет – это цвет Природы,. Это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны.
Не только в тёплых южных странах растут вечнозелёные растения, их немало и у нас в лесах и болотах. Среди них – можжевельник, ель и сосна, различные мхи и травы.Зелёный цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.
Учитель
белый цвет – это, прежде всего, цвет свободы. Недаром считают, что название нашей страны – Беларусь – связано с неугасимой волей народа к свободе. Вместе с тем, белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.
Учитель
Флаг Беларуси имеет ещё одну важную, характерную черту, ещё одну важную деталь – это красный народный узор, орнамент. Орнамент – это символический рисунок, Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы ещё в те времена, когда не существовало письменности. Люди, у которых ещё не было книг, хотели передавать уроки жизни новым поколениям. Этой цели и служит орнамент, которым вышивали одежду, украшали дома, сбрую, оружие, бытовую утварь – горшки, кружки, ларцы.
Учитель
Что означает этот орнамент? Что он символизирует? Прежде всего – трудолюбие и трудовое мастерство В центре его ромб с толстыми «крючками», или «рогами», или «вёслами», означающими вечность и движение. А сам ромб – это древнейшее изображение богини Земли и Плодородия. Вместе с тем это символ засеянного поля. Он окружён знаками, заклинающими об урожае, удаче и исполнении добрых желаний. Ромбы поменьше – это тоже заклинания – «хлебы», то есть пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела.
Ученик 6
Страна моя родная, Беларусь,
Пусть над тобой всегда свободно реет
Наш флаг, в котором радостно слились
Цвета, которые нам всем милее.
Зелёный цвет полей, лугов, лесов,
И красный цвет – цвет жизни и надежды,
И белый цвет, как символ всех веков,
Хранящих в сердце и любовь, и верность.
Ученик 7
Я – беларус, я нарадзіўся
На гэтайказачнайзямлі,
Дземіжлясоў і пушчаўдзікіх
Адвекупрашчурыжылі.
Я – беларус, я ганаруся,
Што маю гэтаеімя:
Ученик 8
Аб добрай славе Беларусі
У свецезнаюцьнездарма!
Я – беларус, і я шчаслівы,
Штомацімову мне дала,
Што родных песеньпералівы
І зблізку чую, і здаля
...
Ученик 9
Многамоў на гэтымсвеце,
Многаслоў у іхбукеце,
Многадумак, многазгадак,
Многагукаў і загадак.
Але ёсцьаднатакая:
Словы ў ёйнібызвіняць.
Трэлі, гукіразліваюць
І ляцяць, ляцяць, ляцяць…
Конкурс “Мова беларуская мая”

Заданне: перакласці словы на беларускую мову, рашыце крыжаванку.
Па гарызанталі: 3. Учитель. 5.Угол. 7.Свёкла. 8.Утро. 9.Остаток. 11.Океан. 12.Осока. 13.Сахарница.
Па вертыкалі: 1.Стручок. 2.Автор. 3.Учащийся. 4.Цыплёночек. 5.Стража. 6.Скамейка. 10.Бурлак. 11.Окунь.
Palanez-Agnskaga-Na-belaruskay-move(muzofon.com)

Вторым государственным символом является герб.
Ученик 10
Излучает он чудесный свет.
У него - высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
УчительПервое, на что обратит внимание каждый, - это зелёный контур территории Республики Беларусь, как она запечатлена на географической карте. Зелёный контур – в золотых лучах восходящего солнца.
УчительКонтур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, переплетённых с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна.
Ученик 11
Хлеб - основа… А для красоты -
Медоносный клевер, васильки.
Не из них ли - хороши цветы -
Вьют у нас купальские венки!
УчительВенок (из роз, пальмовых листьев, лавра и т.п.) издревле использовался народами как награда победителю и олицетворяет победу. Вместе с тем, это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками.
УчительВенок, образованный из пучка жита, с древних времён имел священный смысл для всех славянских народов. Славяне верили, что пучок или сноп хлебных колосьев – лучший способ обращения к божественным силам с просьбой о ниспослании или даровании нового урожая и процветания.
УчительДо сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок колосьев нового урожая. Как залог трудовой удачи в будущем. В прежние времена «дожиночный сноп» почитался чудодейственным и священным и украшал главный угол хаты - - отпугивал злые силы.
УчительКлевер – это символ связи с созидательным миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он – лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек – часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира.
УчительЛён – это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Издавна из льна выделывались красивые и прочные вещи. Лён – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка.
УчительНиже контура границ Республики Беларусь помещён земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Земной шар – это знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнёров, готова с ними дружить и торговать, обмениваясь изделиями и знаниями.
УчительИз элементов герба обращает на себя внимание красная звезда. Пятиконечная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В этом качестве красная звезда использовалась во времена существования великого государства – Советского Союза. Одной из её республик была Белорусская Советская Социалистическая Республика.
УчительГерб обвит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – «Республика Беларусь».
УчительВ гербе запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию своей личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность.
УчительГерб Республики Беларусь символизирует державную волю народа, он используется всеми государственными органами страны. Герб украшает правительственные учреждения. Все важнейшие документы и печати содержат изображения Государственного герба.
УчительКаждый областной центр Республики Беларусь имеет свой гербСвои гербы есть и угородов.
на голубом поле женская фигура между ангелами.(Минск)
на голубом поле мужское лицо, под которым меч.(Витебск)
на голубом поле рысь.(Гомель)
на голубом поле три башни, а в открытой двери – рыцарь с мечом в руке.(Могилёв)
на голубом поле олень с золотым крестом между рогами. (Гродно)
на голубом фоне серебряный лук со стрелой, направленной вверх.(Брест)
Полоцк, Новополоцк
Учитель:
Сегодняшний урок дал нам возможность еще раз понять, что мы живем в прекрасной и неповторимой, богатой стране. И где бы мы ни оказались, куда бы ни забросила нас судьба, в нашей душе, в нашем сердце всегда будет с нами ощущение сильной связи с родным краем, землёй наших родителей. Пока мы уважаем своих предков, не забываем своих корней, мы уважаем Родину, мы существуем как народ, как нация.
УчительЛюбите свой край. Каждый день открывайте для себя неуловимую красоту родного уголка. Прислушивайтесь к нашему певучему языку. Замечайте доброту, открытость, талантливость нашего народа. И вы почувствуете в душе большую гордость за свою Родину.
Ученик12
.Радзіма наша – Беларусь,
І колькі не шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі
Мілей, чым гэты край.
Не знойдзеш ты такіх людзей,
Іх сэрцы – дабрыня;
Яна струменіць, льецца ў свет
Крынічкаюштодня.
Ученик 13
Таму ў жыцці не трэба быць
Няшчырым, сквапным, злым.
Не забывай, ты – беларус,
І заставайсяім.
Ученик14 Мы – беларусы – павінны памятаць пра гэта і ганарыцца гэтым. Каб звацца беларусам, каб Беларусь стала для цябе роднай, трэба ведаць пра сваю краину, яе минулае i сенняшнiе падзеi.
Песня А.Агурбаш