СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зелёная лаборатория

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Зелёная лаборатория" для учащихся 6-х классов основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Зелёная лаборатория»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для учащихся 6-х классов основного общего образования является авторской 2017 год, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, основной образовательной программы школы на 2017-2018 учебный год.

Учебник: Н.И. Сонин, В.И.Сонина Биология: живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2014.


Характеристика курса внеурочной деятельности

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, применение полученных знаний на практике.

Предлагаемая программа связана с содержательным блоком уроков биологии в 6 классе. В данную программу включены демонстрации и биологические эксперименты, рассчитанные на углубленное изучение основных вопросов курса биологии. Биологический эксперимент, как метод исследования, определяет содержание предмета «Биология». Его роль определяется возрастными психологическими особенностями детей: преобладание образного, конкретного мышления над абстрактным, а также неразвитость ряда познавательных умений. Эксперимент создает условия для формирования и развития биологических понятий, научно-материалистического мировоззрения, для возникновения, развития и сохранения исследовательского интереса учащихся к биологии, развития наблюдательности и творческой инициативы, умения работать в группе. Важная особенность учебных опытов является то, что у обучающихся формируется ряд специальных и обще познавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ, результат опыта, вывод из опыта.

Программа внеурочного курса «Зелёная лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Цель курса: формирование и развитие навыков самостоятельного проведения опытов и наблюдений.

Задачи курса:

  • обеспечение условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, расширение у учащихся представлений об окружающем мире, обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся;

  • формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития;

  • формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

  • формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.


В программу введены часы регионального компонента


занятия

Дата

6а класс


Дата

6б класс

Тема

Содержание регионального компонента

2

13.09

11.09

Экскурсия «Живая и неживая природа».

Экскурсия в парк им. Нечаева станицы Тацинской.

5

04.10

02.10

Условия прорастания семян.

Экологические условия для возделывания сельскохозяйственных культур в Тацинском районе.

13

06.12

04.12

Корневая система.

Особенности строения корневых систем растений, произрастающих в Тацинском районе.

31

02.05

07.05

Вегетативное размножение растений.

Условия размножения и выращивания растений в Ростовской области.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать

гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является:

обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;

  • роль различных организмов в жизни человека;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Место курса в плане внеурочной деятельности

На изучение курса внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для 6-х классов по плану внеурочной деятельности школы отводится 34 часа, 1 час в неделю.


Содержание курса внеурочной деятельности


Введение. 2 часа.

Методы изучения биологических объектов: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсия «Живая и неживая природа». Сравнение биологических объектов, определение признаков живых организмов.

Семя – начало жизни. 6 часов.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Зародыш. Эндосперм.Условия прорастания семян. Рост и дыхание проростков.

Лабораторная работа № 1 Изучение строения семени.

Лабораторная работа № 2 Условия прорастания семян.

Лабораторная работа № 3 Дыхание семян.


Корень. 6 часов.

Строение и функции корня. Типы корневых систем: стержневая корневая система, мочковатая корневая система. Главный, придаточные, боковые корни. Внутреннее строение корня. Корневой чехлик. Зоны корня: роста, деления, всасывания, проведения. Рост корня. Корневое питание растений. Корневое давление.

Лабораторная работа № 4 Рост корня в длину.

Лабораторная работа № 5 Корневое давление.

Лабораторная работа № 6 Типы корневых систем.

Побег. 8 часов.

Побег. Стебель как осевой орган побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Сердцевина, древесина, камбий, луб, кора (эпидермис). Однолетние и многолетние побеги. Рост побега. Годичные кольца. Транспорт веществ по стеблю. Сосуды древесины. Ситовидные клетки луба. Видоизменения побегов.

Лабораторная работа № 7 Строение стебля.

Лабораторная работа № 8 Определение периодичности роста растений.

Лабораторная работа № 9 Передвижение веществ по стеблю.

Лабораторная работа № 10 Строение видоизмененных подземных побегов.

Лист. 8 часов.

Внешнее строение листа. Эпидермис, устьица. Внутреннее строение листа. Функции листа. Дыхание. Транспирация. Фотосинтез.

Лабораторная работа № 11 Определение простых и сложных листьев.

Лабораторная работа № 12 Строение листа герани.

Лабораторная работа № 13 Дыхание и транспирация.

Лабораторная работа № 14 Образование крахмала в листьях.

Вегетативное размножение цветковых растений. 2 часа.

Вегетативное размножение растений.

Лабораторная работа № 15 Вегетативное размножение растений.

Итоговое занятие. 2 часа.

Защита исследовательских проектов.


Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Раздел, тема урока, количество часов

Материально-техническое обеспечение

по плану

по факту




Введение

2 часа




Методы изучения биологических объектов.

Лупа, микроскоп, микропрепараты, гербарии растений, коллекции насекомых



Экскурсия «Живая и неживая природа».

Экскурсия в парк им. Нечаева станицы Тацинской.




Семя – начало жизни.

6 часов




Строение семени.

Таблица «Семя», гербарии двудольных и однодольных растений, коллекция семян,



Лабораторная работа № 1 Изучение строения семени.

Препаровальная игла, скальпель, лоток, лупа, семена фасоли, зерновки пшеницы



Условия прорастания семян.

Презентация «Условия прорастания семян»



Лабораторная работа № 2 Условия прорастания семян.

Семена фасоли, зерновки пшеницы, четыре сосуда для проращивания семян, термометр



Рост и дыхание проростков.

Презентация «Рост и дыхание проростков»



Лабораторная работа № 3 Дыхание семян.

Две стеклянных банки, проросшие и сухие семена фасоли, две свечки, проволока, известковая вода




Корень

6 часов




Строение и функции корня.

Таблица «Строение корня»



Лабораторная работа № 4 Рост корня в длину.

Стакан с водой, пенопласт, проросшие семена пшеницы, скальпель, линейка



Корневое питание растений.

Презентация «Питание растений»



Лабораторная работа № 5 Корневое давление.

Два комнатных растения, скальпель, резиновая и стеклянная трубки, холодная и теплая вода



Корневая система.

Таблица «Виды корневых систем», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами



Лабораторная работа № 6 Типы корневых систем.

Проростки семян фасоли (гороха, огурца и т.д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т.д.), в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами




Побег

8 часов




Внешнее и внутреннее строение стебля.

Таблица «Строение стебля», микроскоп, микропрепараты срезов побегов растений



Лабораторная работа № 7 Строение стебля.

Веточки липы, скальпель, лупа, готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», микроскоп



Рост побега.

Таблица «Строение вегетативной и генеративной почек»



Лабораторная работа № 8 Определение периодичности роста растений.

Однолетние побеги древесных пород, линейка



Транспорт веществ по стеблю.

Таблица «Строение стебля»



Лабораторная работа № 9 Передвижение веществ по стеблю.

Черенки бальзамина, 2  стакана  с водой, чернила для подкрашивания воды



Видоизменения побегов.

Презентация «Видоизменения побегов»



Лабораторная работа № 10 Строение видоизмененных подземных побегов.

Клубни картофеля, луковицы лука, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель




Лист

8 часов




Внешнее строение листа.

Таблица «Строение листа», гербарии растений с простыми и сложными листьями



Лабораторная работа № 11 Определение простых и сложных листьев.


Гербарии простых и сложных листьев с цельной и рассеченной листовой пластинкой



Внутреннее строение листа.

Презентация «Строение листа»



Лабораторная работа № 12 Строение листа герани.

Микроскоп, свежие листья герани, препаровальная игла, скальпель, пинцет, предметное и покровное стекла, пипетка, водный раствор йода



Функции листа.

Презентация «Функции листа», образцы растений с различной листовой пластинкой



Лабораторная работа № 13 Дыхание и транспирация.

Два растения герани, колпаки, известковая вода, растение монстеры, датчики влажности и температуры, цифровая лаборатория «Архимед»



Фотосинтез.

Презентация «Фотосинтез»



Лабораторная работа № 14 Образование крахмала в листьях.

Герань, картон, ножницы, скрепки, стакан с водой, спирт, раствор йода




Вегетативное размножение цветковых растений

2 часа




Вегетативное размножение растений.

Таблица «Вегетативное размножение растений», комнатные растения



Лабораторная работа № 15 Вегетативное размножение растений.

Комнатные растения, почва, горшки для комнатных цветов




Итоговое занятие

2 часа




Защита проектов, презентаций по теме: Зелёная лаборатория.

Проекты, рисунки, презентации учащихся



Защита проектов, презентаций по теме: Зелёная лаборатория.

Проекты, рисунки, презентации учащихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!