Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для учащихся 6-х классов основного общего образования является авторской 2017 год, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, основной образовательной программы школы на 2017-2018 учебный год.
Учебник: Н.И. Сонин, В.И.Сонина Биология: живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2014.
Характеристика курса внеурочной деятельности
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, применение полученных знаний на практике.
Предлагаемая программа связана с содержательным блоком уроков биологии в 6 классе. В данную программу включены демонстрации и биологические эксперименты, рассчитанные на углубленное изучение основных вопросов курса биологии. Биологический эксперимент, как метод исследования, определяет содержание предмета «Биология». Его роль определяется возрастными психологическими особенностями детей: преобладание образного, конкретного мышления над абстрактным, а также неразвитость ряда познавательных умений. Эксперимент создает условия для формирования и развития биологических понятий, научно-материалистического мировоззрения, для возникновения, развития и сохранения исследовательского интереса учащихся к биологии, развития наблюдательности и творческой инициативы, умения работать в группе. Важная особенность учебных опытов является то, что у обучающихся формируется ряд специальных и обще познавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ, результат опыта, вывод из опыта.
Программа внеурочного курса «Зелёная лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Цель курса: формирование и развитие навыков самостоятельного проведения опытов и наблюдений.
Задачи курса:
обеспечение условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, расширение у учащихся представлений об окружающем мире, обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся;
формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития;
формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе;
формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
В программу введены часы регионального компонента
№ занятия | Дата 6а класс | Дата 6б класс | Тема | Содержание регионального компонента |
2 | 13.09 | 11.09 | Экскурсия «Живая и неживая природа». | Экскурсия в парк им. Нечаева станицы Тацинской. |
5 | 04.10 | 02.10 | Условия прорастания семян. | Экологические условия для возделывания сельскохозяйственных культур в Тацинском районе. |
13 | 06.12 | 04.12 | Корневая система. | Особенности строения корневых систем растений, произрастающих в Тацинском районе. |
31 | 02.05 | 07.05 | Вегетативное размножение растений. | Условия размножения и выращивания растений в Ростовской области. |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является:
обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
роль различных организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
обучающийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для 6-х классов по плану внеурочной деятельности школы отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. 2 часа.
Методы изучения биологических объектов: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсия «Живая и неживая природа». Сравнение биологических объектов, определение признаков живых организмов.
Семя – начало жизни. 6 часов.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Зародыш. Эндосперм.Условия прорастания семян. Рост и дыхание проростков.
Лабораторная работа № 1 Изучение строения семени.
Лабораторная работа № 2 Условия прорастания семян.
Лабораторная работа № 3 Дыхание семян.
Корень. 6 часов.
Строение и функции корня. Типы корневых систем: стержневая корневая система, мочковатая корневая система. Главный, придаточные, боковые корни. Внутреннее строение корня. Корневой чехлик. Зоны корня: роста, деления, всасывания, проведения. Рост корня. Корневое питание растений. Корневое давление.
Лабораторная работа № 4 Рост корня в длину.
Лабораторная работа № 5 Корневое давление.
Лабораторная работа № 6 Типы корневых систем.
Побег. 8 часов.
Побег. Стебель как осевой орган побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Сердцевина, древесина, камбий, луб, кора (эпидермис). Однолетние и многолетние побеги. Рост побега. Годичные кольца. Транспорт веществ по стеблю. Сосуды древесины. Ситовидные клетки луба. Видоизменения побегов.
Лабораторная работа № 7 Строение стебля.
Лабораторная работа № 8 Определение периодичности роста растений.
Лабораторная работа № 9 Передвижение веществ по стеблю.
Лабораторная работа № 10 Строение видоизмененных подземных побегов.
Лист. 8 часов.
Внешнее строение листа. Эпидермис, устьица. Внутреннее строение листа. Функции листа. Дыхание. Транспирация. Фотосинтез.
Лабораторная работа № 11 Определение простых и сложных листьев.
Лабораторная работа № 12 Строение листа герани.
Лабораторная работа № 13 Дыхание и транспирация.
Лабораторная работа № 14 Образование крахмала в листьях.
Вегетативное размножение цветковых растений. 2 часа.
Вегетативное размножение растений.
Лабораторная работа № 15 Вегетативное размножение растений.
Итоговое занятие. 2 часа.
Защита исследовательских проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Раздел, тема урока, количество часов | Материально-техническое обеспечение |
по плану | по факту |
| | | Введение 2 часа | |
-
| | | Методы изучения биологических объектов. | Лупа, микроскоп, микропрепараты, гербарии растений, коллекции насекомых |
-
| | | Экскурсия «Живая и неживая природа». | Экскурсия в парк им. Нечаева станицы Тацинской. |
| | | Семя – начало жизни. 6 часов | |
-
| | | Строение семени. | Таблица «Семя», гербарии двудольных и однодольных растений, коллекция семян, |
-
| | | Лабораторная работа № 1 Изучение строения семени. | Препаровальная игла, скальпель, лоток, лупа, семена фасоли, зерновки пшеницы |
-
| | | Условия прорастания семян. | Презентация «Условия прорастания семян» |
-
| | | Лабораторная работа № 2 Условия прорастания семян. | Семена фасоли, зерновки пшеницы, четыре сосуда для проращивания семян, термометр |
-
| | | Рост и дыхание проростков. | Презентация «Рост и дыхание проростков» |
-
| | | Лабораторная работа № 3 Дыхание семян. | Две стеклянных банки, проросшие и сухие семена фасоли, две свечки, проволока, известковая вода |
| | | Корень 6 часов | |
-
| | | Строение и функции корня. | Таблица «Строение корня» |
-
| | | Лабораторная работа № 4 Рост корня в длину. | Стакан с водой, пенопласт, проросшие семена пшеницы, скальпель, линейка |
-
| | | Корневое питание растений. | Презентация «Питание растений» |
-
| | | Лабораторная работа № 5 Корневое давление. | Два комнатных растения, скальпель, резиновая и стеклянная трубки, холодная и теплая вода |
-
| | | Корневая система. | Таблица «Виды корневых систем», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами |
-
| | | Лабораторная работа № 6 Типы корневых систем. | Проростки семян фасоли (гороха, огурца и т.д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т.д.), в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами |
| | | Побег 8 часов | |
-
| | | Внешнее и внутреннее строение стебля. | Таблица «Строение стебля», микроскоп, микропрепараты срезов побегов растений |
-
| | | Лабораторная работа № 7 Строение стебля. | Веточки липы, скальпель, лупа, готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», микроскоп |
-
| | | Рост побега. | Таблица «Строение вегетативной и генеративной почек» |
-
| | | Лабораторная работа № 8 Определение периодичности роста растений. | Однолетние побеги древесных пород, линейка |
-
| | | Транспорт веществ по стеблю. | Таблица «Строение стебля» |
-
| | | Лабораторная работа № 9 Передвижение веществ по стеблю. | Черенки бальзамина, 2 стакана с водой, чернила для подкрашивания воды |
-
| | | Видоизменения побегов. | Презентация «Видоизменения побегов» |
-
| | | Лабораторная работа № 10 Строение видоизмененных подземных побегов. | Клубни картофеля, луковицы лука, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель |
| | | Лист 8 часов | |
-
| | | Внешнее строение листа. | Таблица «Строение листа», гербарии растений с простыми и сложными листьями |
-
| | | Лабораторная работа № 11 Определение простых и сложных листьев. | Гербарии простых и сложных листьев с цельной и рассеченной листовой пластинкой |
-
| | | Внутреннее строение листа. | Презентация «Строение листа» |
-
| | | Лабораторная работа № 12 Строение листа герани. | Микроскоп, свежие листья герани, препаровальная игла, скальпель, пинцет, предметное и покровное стекла, пипетка, водный раствор йода |
-
| | | Функции листа. | Презентация «Функции листа», образцы растений с различной листовой пластинкой |
-
| | | Лабораторная работа № 13 Дыхание и транспирация. | Два растения герани, колпаки, известковая вода, растение монстеры, датчики влажности и температуры, цифровая лаборатория «Архимед» |
-
| | | Фотосинтез. | Презентация «Фотосинтез» |
-
| | | Лабораторная работа № 14 Образование крахмала в листьях. | Герань, картон, ножницы, скрепки, стакан с водой, спирт, раствор йода |
| | | Вегетативное размножение цветковых растений 2 часа | |
-
| | | Вегетативное размножение растений. | Таблица «Вегетативное размножение растений», комнатные растения |
-
| | | Лабораторная работа № 15 Вегетативное размножение растений. | Комнатные растения, почва, горшки для комнатных цветов |
| | | Итоговое занятие 2 часа | |
-
| | | Защита проектов, презентаций по теме: Зелёная лаборатория. | Проекты, рисунки, презентации учащихся |
-
| | | Защита проектов, презентаций по теме: Зелёная лаборатория. | Проекты, рисунки, презентации учащихся |