СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земноводные. Обобщающий урок

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках обобщения изученного материала по теме "Земноводные". цель урока:  обобщить и углубить знания о земноводных; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Земноводные. Обобщающий урок»

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 ст.Змейская

























2015-2016 учебный год



Цель: обобщить и углубить знания о земноводных; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: 

Условия: в игре принимают участие три команды (по рядам парт); каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», за 3 место – «3», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

Конкурс «ВСТРЕЧА»

Задание: Команды должны за 2 минуты придумать название и девиз команды в соответствии с темой «Земноводные»

Оценка: 5 баллов

Конкурс «ГОЛОВОЛОМКА»

Задание: найти начало головоломки и по непрерывной линии прочитать, что написано о хвостатых земноводных.

Оценка: 5 баллов.

Е

С

П

О

С

О

Б

Н

Ы

И

Н

Д

Н

А

Л

Ы,

Н

И

Р

З

Ы

Р

А

М

А

С

О

Т

Т

Д

И

К

У

В

З

Ь

Т

А

В

А

Ответ: Тритоны, саламандры не способны издавать звуки.

Конкурс «Царевна Лягушка»

Условия: команды получают схему систем органов земноводных. За пять минут нужно определить, что это за система органов и какие функции она выполняет.













Оценка: 5 баллов за правильный ответ.

Конкурс «БЛИЦ»

Условия: учитель поочередно задает вопросы командам. Если команда не отвечает, ход переходит к следующей.

Оценка 1 балл за каждый верный ответ.

1. В основу конструкции этого предмета для подводного плавания были положены особенности строения задних конечностей лягушки.(ласты)
2. Насекомые (комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (их защищает ядовитый секрет кожных желез)
3. Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт? (слизь содержит бактерицидные вещества)
4. Голова лягушки широкая и приплюснутая, имеет треугольную форму, почему? (при передвижении в воде разрезает воду)
5. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему? (нет, у неё нет рёбер и грудной клетки)
6. Почему говорят, что у лягушки язык «шиворот-навыворот»? (передний конец языка – прикреплён ко дну рта, задний – свободный и обращён внутрь)
7. Почему лягушек называют первыми слюнтяями планеты? (у них первых появилась слюна, чтобы глотать сухую пищу)
8. Если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их не тронет. Почему? (лягушки хватают только двигающуюся добычу)
9. В многочисленных опытах у лягушек удаляли лёгкие. После этого они жили 20-40 дней. Но если их кожу смазывали маслом, то животные погибали через 3-4 дня. Почему?(лягушки дышат в основном через кожу)
10. Как известно, в скелете лягушки отсутствует грудная клетка. Каким же образом в лёгкие лягушки попадает воздух, необходимый для дыхания? (за счёт движения дна ротовой полости)
11. От сельских жителей подчас можно услышать следующую фразу: «у меня на огороде жабы всю клубнику объели». В чём они не правы и что делают жабы на грядках с клубникой? (жабы едят слизней, а не клубнику)
12. Учёными давно замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, ёж впивается зубами в её околоушные железы, после чего обильно смачивает свои иголки выделяемой изо рта слюной. Как объяснить такое поведение ежа?(так он борется со своими паразитами)
13. Лягушки неплохо слышат звуки, возникающие в воздухе. Так, если подойти к берегу пруда и вспугнуть одну лягушку, то все ближайшие как по команде начнут прыгать в воду. С другой стороны, можно громко кричать, свистеть, стрелять из ружья – лягушки не пошевелятся. Почему?
14. Лягушек часто называют пучеглазыми из-за крупных глаз. Замечено, что в момент проглатывания пищи глаза на какое-то мгновение «исчезают» с поверхности головы лягушки. Зачем лягушке такие крупные глаза и куда они исчезают при глотании?(глаза помогают проталкивать пищу)
15. По латыни их назвали амфибии, что означает двоякоживущие. Такое название им дал К. Линней. А как их называют по-русски?(земноводные)

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: составить названия амфибий из предложенных слов, переставляя буквы и слоги:

Оценка: 2 балла за каждое правильно составленное название

1) КАКВАШ (квакша)

2) МАОМИСБТА (Амбистома)

3) ТИРНОТ (тритон)

4) ЯШАГЛУК (лягушка)

5) РАНАСАДМАЛ (саламандра)

6) САЛЬТОКОЛ (аксолотль)

Конкурс «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»

Задание: по 2 человека от команды, выбрать верные и неверные предложения из представленных.

Оценка: 1 балл за каждый верный ответ

  1. Земноводные ведут исключительно наземный образ жизни

  2. Земноводные произошли то рыбообразных предков

  3. Позвоночник амфибий состоит из пяти отделов

  4. Глаза у земноводных не имеют век, нет слезных желез

  5. У личинок земноводных функционируют жабры и только один круг кровообращения

  6. Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха

  7. Большинство взрослых земноводных дышат легкими и кожей

  8. Сердце земноводных двухкамерное

  9. В головном мозге земноводных сильнее развит передний мозг

  10. Оплодотворение у земноводных наружное



Конкурс «ЗООШУТКА»

Задание: определить, из частей каких амфибий составлено фантастическое земноводное.

Оценка: 10 баллов.

Ответ:

1) голова – жабы; 
2) туловище и задние ноги – травяной лягушки;
3) передние ноги – квакши;
4) хвост – тритона;
5) пятна на теле – озёрной лягушки;

Конкурс « Литературный»

Задание: сочинить сказку, начало которой звучит так «Жил был Жаб Бородавчатый… и решил как-то Жаб мир посмотреть……..»

Оценка: 10 баллов

Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Задание: команды за 1 минуту должны по очереди ответить на 8 вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый вопрос.

Вопросы для 1 команды:

1. Чем дышат лягушки? (лёгкими и кожей)
2. Чем отличается лягушачья икра от жабьей? (у лягушек – комки, у жаб –длинные шнуры) 
3. Есть ли у лягушек зубы? (да)
4. Последний отдел кишечника у амфибий (клоака)
5. В водоёмах с какой водой могут жить земноводные? (пресной)
6. Крупная североамериканская лягушка получила своё название благодаря сильному голосу. Звук, который издают самцы, напоминает рёв целого стада коров. Иногда он бывает слышен на расстоянии до 2-3 км. Что это за лягушка? (лягушка-бык)
7. Зелёная, серая, монгольская, камышовая – все они представители одного семейства. Какого? (жабы)
8. Какой вид амфибий вынашивает икринки и головастиков на спине в специальных сумках? (жаба-пипа)

Вопросы для 2 команды:

1. Каким «стилем» плавает лягушка? (брас)
2. От кого произошли земноводные? (кистепёрых рыб)
3. Задохнётся ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри? (нет, будет дышать с помощью кожи)
4. Зачем лягушке веки? (чтобы при мигании смачивать глаза)
5. Сколько пальцев у лягушки на передней конечности? (4)
6. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. Что только с ними ни делали, чтобы приготовить различные снадобья, – жгли, толкли, сушили, варили с разными травами. А в наше время это животное стало названием обувной кампании.(саламандра)
7. Травяная, остромордая, прудовая и озёрная – представляют одно семейство. Какое? (лягушки)
8. Сверху эти мелкие лягушки имеют тёмную покровительственную окраску, а нижняя сторона лапок и брюшка – яркая. В случае опасности они сильно выгибают спину и выворачивают лапы, так что становится видна яркая окраска брюшка. Как называется эта амфибия? (жерлянка)

Вопросы для 3 команды:

1. Правильно ли говорят, что если возьмёшь жабу в руки, появятся бородавки? (нет, слизь жаб обладает бактерицидным свойством)
2. Какой отдел головного мозга у лягушек наиболее развит? (передний)
3. Мигают ли лягушки, почему? (да, чтобы смачивать глаза)
4. Как называется личинка амфибий? (головастик)
5. Зачем лягушке слюна? (смачивать пищу)
6. Личинки этого земноводного обладают удивительным свойством – неотенией, то есть способностью размножаться в личиночной стадии, не превращаясь во взрослое земноводное. На языке ацтеков его название буквально означает «водяная игрушка». Как называется это земноводное и его личинка? (амбистома; аксолотль)
7. Обыкновенный, гребенчатый, сибирский, малоазиатский – все они представители одного семейства хвостатых земноводных. Какого?(тритоны)
8. Эти бесхвостые получили название за своеобразное вынашивание потомства. Самец наматывает икру, выметанную самкой, в виде двух шнуров себе на ноги и носит её около месяца – до вылупления головастиков. Кто это? (жаба-повитуха)

Подведение итогов урока и выставление оценок.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!