Конспект занятия на тему: «Зимние забавы» в средней группе
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Задачи:
Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
Обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
Развивать связную речь (составление предложений по теме занятия.
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух.
Развивать личностные качества: активность, любознательность.
Развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитывать интерес к занятиям, стремление к активной деятельности и самостоятельности.
Предварительная работа:
Наблюдения за погодой, снежными хлопьями; зимние игры.
Оборудование:
Снежинки; сюжетные картинки; игрушка — снеговик; фонограмма «Времена года»; «Зимние загадки».
Словарная работа:
Зима – зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.
Индивидуальная работа: активизировать в ходе занятия Костю, Ждану, Артёма.
Ход занятия:
-Ребята, послушайте стихотворение:
Ай да зимушка – зима
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.
Любят зиму, ребятишки?
Дети отвечают– Да!
– И девчонки? И мальчишки?
Дети– Да!
Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Дидактическая игра «Да и нет»
Предлагаю фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. д.
Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Физкультминутка.
Дети встают в кружок.
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
– Ну и вновь у нас игра. Ну что поиграем?
Ответы детей.
Игра «Назови ласково».
— Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Снег – (снежок).
Елка – (елочка)
А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.
Составление предложений по сюжетным картинам.
(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)
Дыхательные упражнения.
Говорю детям, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)
А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) .
Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…
Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, — со снежинкой поиграли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отводим снежинку вправо, проследить движение взглядом).
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отводим снежинку влево, проследить движение взглядом).
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимаем снежинки вверх и опускаем вниз).
Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Кружатся и приседают, опустив снежинку на пол).
Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза). Глазки отдыхают.
Спрашиваю у детей любят ли они отгадывать загадки?
Ответы детей.
Загадываю несколько загадок.
— Молодцы, ребята! Как вы хорошо и внимательно умеете слушать и отгадывать загадки.
Что мы сегодня с вами делали? А что вам понравилось? (ответы детей, обобщаю, делаю вывод).