Конспект урока литературы на тему: «А. С. Пушкин.
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений анализа литературного текста
В ид урока: интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО, русского языка.
Цели урока:
1.Образовательные: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза
2.Воспитательные:способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;воспитывать нравственные (прежде всего патриотические) чувства, благоговейное отношение к родному языку, родной природе и поэтическому гению Пушкина.
3.Развивающие:развивать речь учащихся, ввести термины: негой, взоры, озарить
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение работать в парах;развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;развитие логического мышления;развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной форме;развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портреты А. С. Пушкина ,П.И.Чайковского, диск с записью стихотворения «Зимнее утро»(Качалов), учебник: Литература, 6 класс, Презентация Power Pont, мольберты. кисти, краски, ноутбук, видеопроектор, иллюстрации, музыка П.И.Чайковского,
Ход урока
Оргмомент. Целеполагание.
Опрос домашнего задания: повторить биографию А.С.Пушкина, подготовиться к викторине.
- Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? МЫ ЗНАЕМ…
1) Викторина по биографии и произведениям А.С.Пушкина.(Ведут 3-ое ведущих от каждого ряда, задают вопросы не своему ряду):
1. Три девицы под ок ном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
2. "Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
3.Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
4. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
5.У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
6."Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
7. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
8.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
9.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»
2) Литературная пауза. Под музыку Первой симфонии . «Зимние грёзы» звучат стихотворения о зиме.
3. Объяснение нового материала.
1) Слово учителя.
-Вы заметили, что стихи на одну тему? Какую? (о зиме.)
- А кто автор строчек? (Пушкин, А.Фет и др.)
-А заметили ли вы, что восприятие стихов под музыку совсем другое? Вам понравилось? Автор музыки - П.И.Чайковский, а 1-ая его симфония называется «Зимние грёзы».
- Какие картины вы представили, слушая музыку? (конечно, зимние страсти: то затишье и падающий снег, то бурю, буран, то снова солнце, тихий шепот ночи, то прилетевших птиц после ночной пурги, то снова тёмную ночь и вьюгу…)
И совсем не случайно звучала музыка: мы побываем в зиме не только поэтической и музыкальной, но и той, которая написана кистью великих художников. И посмотрим, кому лучше удалось описать зиму. Поэтому тема нашего урока будет шире: «Зима в творчестве А.СПушкина, П.И.Чайковского и русских художников 19 века».
И МЫ УЗНАЕМ….
2) Учитель о стихотворении «Зимнее утро».
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года
В этот период поэт гостил в Тверской губернии в имении Вульфов – в Павловском.Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.
3) Работа со словарём: ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
- Сегодня нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.
На протяжении всего урока у нас будут работать художники –авангардисты, они по ходу анализа текста запечатлят свои и ваши эмоции в цвете, а по окончании урока покажут классу своё видение картины стихотворения (представить художников).
- Что вы видите на этих фото? Конечно, это зимний Чирчик (элемент краеведения)
Итак, с музыкой мы знакомы, познакомимся со стихотворением и вашим прочтением его. Поскольку оркестр немыслим без дирижёра, я сыграю его роль, а вы будете его словесными инструментами.
4) Чтение стихотворения по рядам под «дирижерскую палочку» учителя.
5) –Ваши ассоциации на тему зимы такие же, как у Пушкина? Изменились ли они?
6) Словарная работа.
Взоры – глаза;
Нега – блаженство, наслаждение;
Нынче – сегодня;
Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
Вечор – вечером (наречие).
Янтарный – жёлтый, солнечный.
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
7) Разделите текст стихотворения на части. Сколько частей у вас получилось?
План | Картины | Эмоциональные состояния, чувства | Языковые средства |
1. Зимнее утро | Морозное солнечное утро. | Радость, бодрость, воодушевление | Эпитеты- «чудесный»,«прелестный», обращение- «красавица»,повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре» |
2.Вчерашний вечер | Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота | Тоска, грусть, печаль,тревожность | олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи,мутное небо,сравнение- луна, как бледное пятно, |
3. Вид из окна | Спокойная, умиротворенная картина природы | Радость, ликование, восторг | эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами |
4. В комнате | В комнате горит печка. Тепло, светло | Тихая, теплая домашняя радость | эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым треском) |
5.Предсто- ящая прогулка | Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня» | Легкая грусть, любовь к родной природе | Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый |
1-я строфа - Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу.
Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы)
С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»).
Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).
Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. ( «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)
Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)
Какой прием использует поэт в первой строфе произведения. (Стихотворение начинается антитезой. Мороз- холод, солнце-тепло, свет).
Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре).
После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
2-я строфа - Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)
С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные).
Как состояние природы влияет на настроение героев? ( Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела»)
3-я строфа - Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр! Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными. Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра. Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет».
Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)
За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет)
Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт?(С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)
4-я строфа- Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.Автору тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор
Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина « кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь»)
Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу?
Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях)
5-я строфа
Какой прием использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый»)
Что дальше происходит в стихотворении? (Лирический герой призывает свою подругу совершить путешествие)
Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?
Поэт использует дружеское пожелание. И он и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге.
Учитель: Идея : Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
Совсем недавно, менее двух недель назад, на уроке русского языка мы с вами прошли сложный план рассказа. Откройте учебники и попытайтесь составить план к стихотворению.
1 вариант- простой цитатный план
1. День чудесный.
2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. А нынче погляди в окно…
4. Предадимся бегу нетерпеливого коня
2 вариант – сложный план
1.Чудесный день.
2.Обращение к другу.
3.Воспоминание о вчерашней вьюге.
4.Прекрасное зимнее утро:
а) великолепный вид из окна;
б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.
5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».
2) –А пока вы составляете план, наши акварелисты – авангардисты продемонстрируют свое настроение. Что вы видели, расскажите, пожалуйста (выступления художников.)
Выступления групп с планами.
Зима - любимое время года и у художников. Обратимся к репродукциям картин известных художников о зиме.
Презентация картин
*Какой из этих пейзажей вы выбрали бы в качестве иллюстраций к стихотворению. Почему?
Картины известных художников помогли точнее представить картину, описанную Пушкиным. Волнующая радость прекрасного зимнего утра. И это хочется с кем - то разделить её.
В начале урока мы ставили пред собой вопрос :«Кому лучше удалось описать зиму - поэтам, художникам или композиторам?» Дайте на него ответ.
- Конечно, слово – мощное средство воздействия на читателя, это еще и оружие со злом, косностью. Не зря говорил В.В.Маяковский: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо..», А.С.Пушкин : «Нет , весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит..», и в Библии сказано : «В начале было слово…». Поэтому я призываю вас к бережному отношению к великому и могучему языку.
4) А теперь поработаем самостоятельно ( Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам таблицы : эпитеты, сравнения, олицетворения).
5. Рефлексия. Что на уроке вам показалось интересным, что вызвало затруднения? О чем захотелось поделиться с друзьями? Достигли ли мы поставленной цели?
Напишите: «Я узнал».
Я могу себя похвалить за…
На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Оживите картину падающими : снежинками с записанными на них впечатлениями.
Составьте синквейн , даймонд или акростих на тему : «ЗИМА».
6.Домашнее задание: Сочинение –размышление по стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро», нарисовать иллюстрацию к стихотворению.