СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимнее утро. А.С.Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок литературы, русского языка , ИЗО, музыки с испоьзованиием краеведческого компонента и мультимедийной презентации

Просмотр содержимого документа
«"Зимнее утро. А.С.Пушкин"»

Конспект урока литературы на тему: «А. С. Пушкин.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений анализа литературного текста

В ид урока: интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО, русского языка.

Цели урока:

1.Образовательные: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза

2.Воспитательные:способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;воспитывать нравственные (прежде всего патриотические) чувства, благоговейное отношение к родному языку, родной природе и поэтическому гению Пушкина.

3.Развивающие:развивать речь учащихся, ввести термины: негой, взоры, озарить

развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

развивать умение работать в парах;развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;развитие логического мышления;развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной форме;развитие самостоятельности, чувств, эмоций.


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портреты А. С. Пушкина ,П.И.Чайковского, диск с записью стихотворения «Зимнее утро»(Качалов), учебник: Литература, 6 класс, Презентация Power Pont, мольберты. кисти, краски, ноутбук, видеопроектор, иллюстрации, музыка П.И.Чайковского,



Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание.

  2. Опрос домашнего задания: повторить биографию А.С.Пушкина, подготовиться к викторине.

- Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? МЫ ЗНАЕМ…

1) Викторина по биографии и произведениям А.С.Пушкина.(Ведут 3-ое ведущих от каждого ряда, задают вопросы не своему ряду):

1. Три девицы под ок ном
Пряли поздно вечерком. 
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.

2. "Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"

3.Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"



4. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.



5.У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;



6."Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"



7. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.



8.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.



9.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»



2) Литературная пауза. Под музыку Первой симфонии . «Зимние грёзы» звучат стихотворения о зиме.

3. Объяснение нового материала.

1) Слово учителя.

-Вы заметили, что стихи на одну тему? Какую? (о зиме.)

- А кто автор строчек? (Пушкин, А.Фет и др.)

-А заметили ли вы, что восприятие стихов под музыку совсем другое? Вам понравилось? Автор музыки - П.И.Чайковский, а 1-ая его симфония называется «Зимние грёзы».

- Какие картины вы представили, слушая музыку? (конечно, зимние страсти: то затишье и падающий снег, то бурю, буран, то снова солнце, тихий шепот ночи, то прилетевших птиц после ночной пурги, то снова тёмную ночь и вьюгу…)

И совсем не случайно звучала музыка: мы побываем в зиме не только поэтической и музыкальной, но и той, которая написана кистью великих художников. И посмотрим, кому лучше удалось описать зиму. Поэтому тема нашего урока будет шире: «Зима в творчестве А.СПушкина, П.И.Чайковского и русских художников 19 века».



И МЫ УЗНАЕМ….



2) Учитель о стихотворении «Зимнее утро».

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года

В этот период поэт гостил в Тверской губернии в имении Вульфов – в Павловском.Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

3) Работа со словарём: ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Сегодня нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.



На протяжении всего урока у нас будут работать художники –авангардисты, они по ходу анализа текста запечатлят свои и ваши эмоции в цвете, а по окончании урока покажут классу своё видение картины стихотворения (представить художников).

- Что вы видите на этих фото? Конечно, это зимний Чирчик (элемент краеведения)



Итак, с музыкой мы знакомы, познакомимся со стихотворением и вашим прочтением его. Поскольку оркестр немыслим без дирижёра, я сыграю его роль, а вы будете его словесными инструментами.

4) Чтение стихотворения по рядам под «дирижерскую палочку» учителя.

5) –Ваши ассоциации на тему зимы такие же, как у Пушкина? Изменились ли они?

6) Словарная работа.

Взоры – глаза;

Нега – блаженство, наслаждение;

Нынче – сегодня;

Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
Вечор – вечером (наречие).
Янтарный – жёлтый, солнечный.
Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)


7) Разделите текст стихотворения на части. Сколько частей у вас получилось?


План

Картины

Эмоциональные состояния, чувства

Языковые средства

1. Зимнее утро

Морозное солнечное утро.

Радость, бодрость, воодушевление

Эпитеты- «чудесный»,«прелестный»,

обращение- «красавица»,повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»

2.Вчерашний вечер

Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота

Тоска, грусть, печаль,тревожность

олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи,мутное небо,сравнение- луна, как бледное пятно,


3. Вид из окна

Спокойная, умиротворенная картина природы

Радость, ликование, восторг

эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами


4. В комнате


В комнате горит печка. Тепло, светло

Тихая, теплая домашняя радость

эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым треском)

5.Предсто- ящая прогулка

Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня»

Легкая грусть, любовь к родной природе

Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый


1-я строфа - Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу.

  • Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы)

  • С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»).

  • Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

  • Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. ( «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)

  • Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)

  • Какой прием использует поэт в первой строфе произведения. (Стихотворение начинается антитезой. Мороз- холод, солнце-тепло, свет).

  • Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре).

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.

2-я строфа - Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.

  • Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)

  • С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные).

  • Как состояние природы влияет на настроение героев? ( Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела»)

3-я строфа - Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр! Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными. Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра. Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет».

  • Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)

  • За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет)

  • Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт?(С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)

4-я строфа- Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.Автору тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор

  • Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина « кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь»)

  • Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу?

  • Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях)

5-я строфа

  • Какой прием использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый»)

  • Что дальше происходит в стихотворении? (Лирический герой призывает свою подругу совершить путешествие)

  • Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?

  • Поэт использует дружеское пожелание. И он и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге.

Учитель: Идея : Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

    1. Закрепление изученного.

  1. Совсем недавно, менее двух недель назад, на уроке русского языка мы с вами прошли сложный план рассказа. Откройте учебники и попытайтесь составить план к стихотворению.



1 вариант- простой цитатный план

1. День чудесный.

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. А нынче погляди в окно…

4. Предадимся бегу нетерпеливого коня






2 вариант – сложный план

1.Чудесный день.

2.Обращение к другу.

3.Воспоминание о вчерашней вьюге.

4.Прекрасное зимнее утро:

а) великолепный вид из окна;

б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

2) –А пока вы составляете план, наши акварелисты – авангардисты продемонстрируют свое настроение. Что вы видели, расскажите, пожалуйста (выступления художников.)

Выступления групп с планами.



  1. Зима - любимое время года и у художников. Обратимся к репродукциям картин известных художников о зиме.



Презентация картин

*Какой из этих пейзажей вы выбрали бы в качестве иллюстраций к стихотворению. Почему?

Картины известных художников помогли точнее представить картину, описанную Пушкиным. Волнующая радость прекрасного зимнего утра. И это хочется с кем - то разделить её.

В начале урока мы ставили пред собой вопрос :«Кому лучше удалось описать зиму - поэтам, художникам или композиторам?» Дайте на него ответ.

- Конечно, слово – мощное средство воздействия на читателя, это еще и оружие со злом, косностью. Не зря говорил В.В.Маяковский: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо..», А.С.Пушкин : «Нет , весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит..», и в Библии сказано : «В начале было слово…». Поэтому я призываю вас к бережному отношению к великому и могучему языку.

4) А теперь поработаем самостоятельно ( Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам таблицы : эпитеты, сравнения, олицетворения).

5. Рефлексия. Что на уроке вам показалось интересным, что вызвало затруднения? О чем захотелось поделиться с друзьями? Достигли ли мы поставленной цели?

Напишите: «Я узнал».

Я могу себя похвалить за…

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Оживите картину падающими : снежинками с записанными на них впечатлениями.

Составьте синквейн , даймонд или акростих на тему : «ЗИМА».

6.Домашнее задание: Сочинение –размышление по стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро», нарисовать иллюстрацию к стихотворению.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!