Музыкальная гостиная «Зимняя дорога»
для детей и родителей старшей разновозрастной группы,
посвященная музыке Р. Шумана.
Подготовила: музыкальный руководитель Абдуллаева М.В.
Январь 2024г.
Цель: создать эмоционально – положительную атмосферу единения детей и взрослых, способствующую успешному вхождению дошкольников в мир классической музыки.
Задачи: стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность детей и взрослых;
развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе совместной музыкальной деятельности;
воспитывать устойчивый интерес к произведениям Р. Шумана.
Оформление зала: интерьер комнаты Р. Шумана: рабочий стол с убранством того времени, над ним – панно из рисунков («морозных» узоров), которое выполнено в виде окна, подсвечники со свечами, камин, кресло, коврик перед камином, игрушки (собака, кошка), портрет Р. Шумана, украшенная елка.
Предварительная работа с детьми: знакомство с произведениями Р. Шумана из «Альбома для юношества»: «Мелодия», «Зима», «Северная песня», «Дед Мороз», «Грезы», «Песенка»;
показ презентации «Роберт Шуман», в которой описаны факты его биографии и творчества;
разучивание движений «Танца со свечами» под музыку Р. Шумана «Грезы»;
разучивание движений и запись «Танца снежинок», в котором участвуют все дети группы;
подбор материала и индивидуальная работа над текстом и интонацией стихов о зиме, артистичностью их прочтения;
работа с цветовыми карточками;
запись прогулки с детьми, зимних игр.
Предварительная работа с родителями:
родители совместно с детьми дома рисуют на тонированных голубых листах белой гуашью морозные узоры (для общего панно);
закрепляют дома с детьми стихи о зиме;
слушают произведения Р. Шумана из «Альбома для юношества» («Мелодия», «Зима», «Северная песня», «Дед Мороз», «Грезы», «Песенка» - на выбор).
Негромко звучит пьеса «Грезы» Р. Шумана из «Альбома для юношества», входят дети с зажженными свечами и становятся «коридорчиком» от дверей, через который входят родители, присаживаются на места в гостиной.
Исполняется «Танец со свечами» под музыку Р. Шумана «Грезы».
После чего дети ставят свечи под экраном и рассаживаются по обе стороны зала.
Хозяйка музыкальной гостиной (музыкальный руководитель): Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я очень рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки величайшего немецкого композитора Роберта Шумана, произведения которого расскажут нам о зиме.
Мы с вами хорошо знаем, что зимняя дорога начинается с далекого Севера. Оттуда прилетают к нам суровые ветры и поют свои снежные песни, призывая прийти зиму.
Располагайтесь по удобней, смотрите на экран и слушайте музыку, как это принято в музыкальной гостиной.
Выходят четверо детей- чтецов.
Показ видео «Танца снежинок» под музыку Р. Шумана «Северная песня» и «Мелодия».
Дети (читают на фоне танца):
1. Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок
Звездочек-снежинок.
2. Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите!
3. На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз.
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
4. Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Хозяйка: Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!» (М. Пожарова).
Звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Зима».
Дети гасят свечи. Хозяйка включает свет.
Хозяйка музыкальной гостиной:
Вы, наверное, все услышали и поняли, почувствовали, как поэт рассказал о зиме стихами, композитор нарисовал музыкальными звуками зимнюю картину.
Попробуйте и вы стать художниками и при помощи цветовых карточек- конфетти передать настроение, которое выразил композитор Роберт Шуман в этом произведении.
Звучит музыкальное произведение «Зима» еще раз, на подносе у Хозяйки- цветные кружочки-конфетти, дети подбирают карточки с нужным цветом.
Я вижу, что в своих композициях вы использовали теплые, нежные тона... Какая же у вас получилась зима?
(Ответы детей.)
Вы правы, зима бывает разная. У вас получилась зима тихая, грустная, печальная, задумчивая... Но у Роберта Шумана есть еще одно произведение на зимнюю тему, совсем другого характера. Послушайте.
Звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Дед Мороз».
О какой зиме рассказала нам музыка в этом произведении? (Ответы детей.)
Да, там зима холодная, колючая, злая, морозная, с пургой, завыванием северного ветра, сердитая... Как же композитор назвал эту музыкальную пьесу? («Дед Мороз»).
Верно! Теперь вспомните, какую песню вы пели на новогоднем утреннике с Дедом Морозом. Предлагаю ее исполнить!
Но сначала поиграем с голосом, разогреем его! С помощью этих волшебных карточек «нарисуем» на определенных звуках или слогах морозный узор.
Дети выполняют фонопедическое упражнение «Морозные узоры».
Исполняется «Новогодний хоровод с Дедом Морозом».
Хозяйка музыкальной гостиной:
Ребята, обратите внимание: над столом композитора необычное окно! Чем же оно примечательно? (Ответы детей). Да, это окно состоит из ваших морозных узоров! Очень красиво получилось, прямо, как у самого Деда Мороза!
Мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весело зимой играть в снежки и в другие игры и забавы!
На экране видео «Зимние забавы» под музыку Р. Шумана «Песенка»
с прогулки группы, где дети играют с снежки, катаются на санках и т.д.
Хозяйка музыкальной гостиной (читает на фоне видео):
Снежные комья летят и мелькают,
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза нам слепят,
Снежные комья нас всех веселят!
(Е. Алексеева).
Звучит музыкальное произведение Р. Шумана «Охотничья песенка».
Хозяйка музыкальной гостиной:
Слышите, призывные звуки?
Это сигнал к началу охоты…(звенит в колокольчик), а это – мой призыв к игре в оркестре!
Дети и желающие родители разбирают музыкальные инструменты.
Звучит пьеса Р. Шумана «Веселый крестьянин» - импровизация на шумовых и ударных детских музыкальных инструментах.
Хозяйка музыкальной гостиной:
На этой мажорной ноте и завершилась наша встреча в музыкальной гостиной, посвященной творчеству Роберта Шумана, ведь «все преходяще, а музыка вечна!
Исполняется песня «Музыка» муз. и сл. О. Романовой.
Предлагаю тем из вас, в чьей душе сегодняшнее мероприятие оставило добрый след зажечь свечу!
Взявшие свечи дети и родители выстраиваются на фоне интерьера музыкальной гостиной для общего фото.
Хозяйка музыкальной гостиной:
До скорых встреч, друзья, любители классической музыки!