СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимняя сказка поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание клуба юных читателей «Читайка»

 «Зимняя сказка поэзии»

Просмотр содержимого документа
«"Зимняя сказка поэзии"»

Заседание клуба юных читателей «Читайка»

«Зимняя сказка поэзии»

Подготовила учитель ГОУ ЛНР «Лутугинский УВК

НШДС «Журавлик» Котлярова Н.В.


ЦЕЛИ: Ознакомление учащихся с произведениями русских поэтов, привитие любви к поэзии; развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях; активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка; воспитание культуры общения, интереса к чтению; воспитание интереса и любви к зимней природе, родному краю.


ЗАДАЧИ:

Образовательная:

- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме.

Развивающие:

- развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;

- развивать выразительное чтение стихотворений.

Воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;

- воспитывать у учащихся любовь к родной природе.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Телевизор;

  • Компьютер;

  • Музыкальная аппаратура;


Планируемые результаты:  

- Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.        

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель  занятия с помощью учителя; работать в коллективе; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.    

   - Коммуникативные УУД:                  

 Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в группе;  

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях внеурочной деятельности.







Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.  Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и поделимся с ними нашей теплотой и добротой.

Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты, с теплоты и доброты!

Приложите ручки к сердечку и подарите всем взрослым частичку своего тепла и доброты.

Молодцы. Нашим гостям сразу стало тепло и уютно.

Учитель: - Сегодня я приглашаю вас на встречу с поэзией. Поэзия – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать такую атмосферу. Сегодня у нас будут звучать стихи, музыка. В этот холодный зимний день мы собрались в нашем клубе, чтобы послушать и почитать стихотворения об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года.

А вот какому именно времени года будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. Отгадайте загадку:

Снег на полях, лёд на реках Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

- Почувствовать красоту поэзии нам поможет музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. На уроках музыки мы знакомились с его произведениями, посвященными зиме.

- Какие произведения Чайковского, посвященные зиме вы знаете?

- Звучит пьеса П.И. Чайковского «Зима».

Учитель:

- А вы любите зиму, ребята?
- Чем каждому из вас она больше всего нравится?

- Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её словами известного русского поэта Ивана Никитина.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь,
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам,
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
 
Песни севера петь,
По лесам и полям.


Входит Зима и читает стихотворение 

Замела я всё вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела И надолго к вам пришла.

Принесла с собою холода, метели,

Нарядила снегом землю и дома, На прохожих шубы с шапками одела… - Здравствуйте, друзья!

Вы, конечно же, догадались, что это я, Зима!


Зима: -Здравствуйте, дорогие друзья! Люблю я тишину и покой и поэтому тихо прихожу и запеваю колыбельную, всё вокруг под нее засыпает, только вижу вы не хотите спать под мою колыбельную и даже посвящаете мне своё мероприятие.
Учитель: - Да, зимушка, мы любим тебя и многие поэты посвящали тебе свои произведения. Вспомните, а как ещё называют-величают зиму поэты, выражая свою любовь к родной природе, к русской зиме ?(зимушка-зима, волшебница, чародейка, чаровница, красавица, проказница). Вот сколько прекрасных имен дали зимушке поэты. А как красиво называет зиму Пётр Вяземский:

Ученик: Здравствуй, в белом сарафане,
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
 
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

Учитель: Сегодня мы послушаем произведения о зиме в нашем литературном клубе. И тебя просим принять участие в нашем мероприятии.
Зима: - С удовольствием.
Учитель: Начало зимы — это всегда событие не только для души поэта, но и для каждого из вас. А.А. Фет в одном из своих стихотворений вспоминает эпизод из детства…
Чтение стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

Учитель: Вот уже первый снег укрыл и укутал озябшую землю. Как красива природа зимой! Ни одно другое время года не может нас порадовать такими великолепными сказочными пейзажами. Искусник мороз «убирает» « в алмазы, жемчуг и серебро» деревья, поля, реки, украшает ослепительно-белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору… А великолепные ледяные узоры на окнах! Это еще одна зимняя сказка! .
Иван Суриков пишет об этом времени так:

Белый снег, пушистый в воздухе кружится 
И на землю тихо падает, ложится. 
И под утро снегом поле побелело, 
Точно пеленою все его одело. 
Темный лес что шапкой принакрылся чудной 
И заснул под нею крепко, непробудно... 
Божьи дни коротки, солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - и зима настала. 


Учитель зажигает свечи на столе.
Учитель: - Кто из вас может назвать зимние месяцы?
- Мы отправляемся в гости к Самуилу Яковлевичу Маршаку, потому что в своих стихотворениях он описал каждый из трех месяцев. ( На экране портрет С.Я. Маршака.)
- Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь».
Ученик 1: Декабрь… Свое название этот месяц получил еще в Древнем Риме – «децем», то есть десятый. Более двух тысяч лет назад он стал двенадцатым месяцем в году, но названия своего не изменил.
В Древней Руси декабрь нарекли так: «Студень». Он землю студит, ходит и гвоздит, приколачивает.
Этот месяц замечательно нам изобразил в своем стихотворение Самуил Маршак.
С. Маршак «Декабрь»
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Учитель: - Звучит пьеса П.И. Чайковского « Январь ».
Ученик 2: Январь… Этот месяц получил свое наименование в честь древнеримского бога всякого начала – Януса, ведь, начиная с 45 года до нашей эры по указанию Юлия Цезаря новый год начали отмечать с 1 января, а не с 1 марта, как это было до этого принято.
Есть у этого месяца и древнее русское имя: «просинец».

С. Маршак «Январь»
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.


Учитель: - Звучит пьеса П.И. Чайковского « Февраль ».
Ученик 3:   А вот февраль название свое получил в честь древнеримского мифического бога подземного царства Фебрууса.
В Древней Руси февраль называли «снежень» и «лютень» – от обильных снегопадов и лютых морозов.
Переменчив этот месяц. Он дружит с буранами, метелями.

С. Маршак «Февраль»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Учитель: Русские поэты любят зиму она у них волшебница, чародейка и колдунья. Слушая их произведения, мы окружены любовью поэтов к этому холодному времени года.
Я приглашаю вас в гости к Федору Ивановичу Тютчеву.
Поэт в своих произведениях показал нам красоту всех времен года. Он очень любил природу и считал, что только она его вдохновляет на написание таких прекрасных произведений.
Зиме в творчестве Федора Ивановича Тютчева отведено отдельное, почётное место. Он ее любил и даже называл чародейкой

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Учитель: Не мог Ф.И. Тютчев не обратить внимание и на то, как зиме приходится уходить и передавать бразды правления другому времени года -весне.
Ученик: Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Учитель: С удивительной простотой великий русский поэт А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.
Ученик: А. Пушкин «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Учитель: Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима…

Ученик: А. Пушкин «Зимние утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче….. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учитель: Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин с детства любил природу и поэтому во многих своих произведениях он восхищается ее красотой. Зима тоже заняла отдельное место в его творчестве. Хочется вспомнить его стихотворение, которое он посвятил любимому русскому дереву - берёзе.

Ученик: С. Есенин «Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Учитель: Зима приходит к нам неожиданно, приносит с собой морозы и холода, но Сергей Есенин радовался ей, так же как и мы с вами.
С. Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Учитель: Какие прекрасные произведения русских писателей о зиме мы с вами услышали сегодня. У вам хотелось бы попробовать себя в роли поэта? Я предлагаю вам подобрать зимние слова в рифму, чтобы у нас получилось красивое стихотворение. А слова эти зимние и вам хорошо знакомы. Попробуем?


Словно пёрышки Жар-птицы

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький (снежок)

Мы зимой “войну” устроим,

Крепость снежную построим

Чем же будем “воевать”?

Каждый “ воин” должен знать!

Угадай скорей, дружок,

Шарик кругленький – (снежок)

Ночь. Зима. На небе звёзды.

Детки спят, совсем уж поздно,

Месяц на небе – рожок,

Выпал беленький ( снежок)

Едут сани по дороге,

Вьётся ниточкой стежок

От полозьев след остался,

Запорошил след (снежок)

Поглядим - ка мы в окно,

Аж, глазам не верится!

Все вокруг белым – бело

И метёт (метелица)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная (метель)

Эту зимнюю хозяйку

Все боятся, даже зайка

Не боится лишь апрель

Снежно-белую (метель)

Солнце скроет, с ветром воет,

Небо синее закроет

И позёмкой стелется

Зимняя (метелица)

Учитель: Молодцы! Получилось очень красиво!


- Ребята, давайте сделаем нашей гостье комплимент, назовем эпитеты, которыми поэты описывают зимушку в своих произведениях. ( красивая, морозная, белоснежная, звонкая, суровая, студеная, вьюжная, снежная, сердитая, прекрасная, холодная, ледяная, сверкающая, хрустальная, сердитая, угрюмая)


Зима: Я приготовила вам задание. Вы соберете пазлы о зиме. ( дети собирают картины ) ( Работа в группах)

-К каким произведениям они подходят? Назовите автора и название.

Учитель: Давайте составим синквейн к слову зима, используя слова поэтов, которые вы услышали сегодня в стихотворениях. ( Работа в группах)

Зима
Холодная, прекрасная
Веселит, радует, бодрит.
Самое лучшее время года.
Красота!

Учитель: Покажите ваше настроение на нашем мероприятии, украсьте ёлочку красными и синими шарами.

Зима: Я приготовила вам подарки. Вы любите читать книги, а эти закладки вам пригодятся и вы будете вспоминать о нашей встрече.

Для наших гостей у меня тоже есть сюрприз. Это зимний наряд, который поднимет вам настроение в холодный зимний день

- До встречи! Спасибо за мероприятие!


Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Хочется сказать: любите природу, а вместе с ней и поэзию, потому что они связаны между собой. Спасибо за работу, до новых встреч!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!