Научный руководитель – Меджидова А.А., социальный педагог
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Ключевые слова: молодежь, социализация, общество, государство,
право, правосознание, правоохранительные органы.
Аннотация: В данной статье рассматривается значение и роль деятельности правоохранительных органов в формировании правосознания подростков. Формирование правосознания подрастающего поколения играет важную роль для государства и общества в целом, именно поэтому автор проводит соответствующий анализ и делает выводы по данной теме.
Проблема формирования правосознания у подрастающего поколения приобретает особую значимость в условиях построения правового государства в современной России. Вопрос правового просвещения и воспитания подрастающего поколения всегда актуален, так как без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовных норм, сохранения национальных культурный традиций.
Молодежь – это будущее страны. Как мы воспитаем и научим соблюдать и уважать законы нашей страны, разумно пользоваться своими правами, любить окружающих людей, беречь свое и чужое имущество–такое будущее мы и получим. Уровень правосознания молодежи, определяет состояние правовой культуры общества и является важнейшим признаком правового государства. Задача формирования правосознания молодежи поставлена также и перед правоохранительными органами.
В юридической науке под правовым просвещением понимается целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности [1]
К сожалению, на сегодняшний день подростки не обладают достаточным уровнем правовых знаний. Я бы выделил три категории знаний: знаю и применяю на практике, слышал об этом, не знаю, но при необходимости найду информацию, где можно прочитать, и не знаю. Сегодня, как никогда, правовое воспитание необходимо для того,чтобы воспитывать безопасный и здоровый образ жизни среди подростков.Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием,асоциальнымповедением,создаетблагоприятныеусловиядляиндивидуального развития личности.
Подросткам недостаточно иметь правовую информацию, важно уметь ею пользоваться. Только тогда закон будет защищать человека. В процессе правового воспитания и образования нужно стремиться научить детей различать хорошие и плохие поступки, учить правилам поведения в общественных местах, через соблюдение дисциплины в школе, развивать чувство личной ответственности за общественные поручения,негативноеотношениекантиобщественнымдействиям.Подросткамсвойственносовершатьпоступкинеобдуманно,спонтанно, что приводит к правонарушениям и даже преступлениям. Нужно научить детей избегать необдуманных поступков, свойственных их возрасту.
Исходя из вышесказанного, я могу выделить основные направления деятельности правоохранительных органов во взаимодействии со школой, по правовому воспитанию и образованию подростков: осуществление правового образования учащихся; работа Совета профилактики правонарушений; профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганда здорового образа жизни; индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете; правовое образование родительской общественности; взаимодействие с органами системы профилактики;
Первоначальные сведения о праве человек получает в семье, затем к правому воспитанию подключается школа, далее – другие государственные субъекты и социальные объединения.
Многих родителей волнует именно подростковый возраст, их ребенок ещё не взрослый, но воспринимает себя и позиционирует, как взрослого. Не все родители готовы к этому. В этом возрасте появляются, серьезные трудности – это и непослушание, быстрая смена настроения, агрессивность, высокая конфликтность с окружением, а также появляется пассивность ухудшение успеваемости в школе. Существует опасность попасть подростку под влияние «плохой компании».
В образовательных учреждениях, школах, проблема девиантного поведения подростков так же актуальна. Задача педагогов терпеливо и уважительно относиться к подросткам, объяснять некорректность и неправильность их действий, находиться в постоянном взаимодействии с родителями, при необходимости информировать правоохранительные органы.
Не всегда семья и школа может справиться с поставленными задачами.
Для этого нужно подключать другие органы: правоохранительные органы, социальные службы. Основной их задачей, должно быть, тесное взаимодействие, контроль, помощь семьям, школе, подросткам в трудной жизненной ситуации. Именно за ними закрепляется право защитить ребенка, если он находиться в опасных для него условиях.
Содержание правового просвещения опирается на нормативно- правовые акты, что помогает учащимся уяснить понятийный аппарат. Это изучение Конституции РФ, различных отраслей права, в том числе Административного права, Трудового права, Семейного права, Уголовного права.
При разработке программ взаимодействия правоохранительных органов со школой нужно ответственно подходить к отбору правовой информации и источников, нужно учитывать и возрастные особенности подростков.
Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, в том числе несовершеннолетних его граждан, занимается правовой пропагандой – распространением среди населения правовой информации. Первоначальный этап данного процесса начинается еще в дошкольных учреждениях, а затем активизируется в общеобразовательных школах. Сотрудники полиции могут включиться в процесс формирования правовой культуры несовершеннолетних на ранней стадии школьного обучения.
В начальной школе закладываются основы научных представлений об окружающем мире, в сознании детей зарождаются первые проявления гражданственности. Это самое благоприятное время для формирования основ морали, нравственности и правосознания. В данный период целесообразно начинать правовую пропаганду силами сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Здесь приемлемы такие формы обучения как игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические занятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных органов, профилактические беседы на правовые темы с рассмотрением типичных для детей проблемных ситуаций, совместный поиск правильных решений. Все это помогает сформировать у младших школьников представления о правомерном поведении.
Среднее школьное звено– в это время происходит интенсивное развитие личности, ее «второе рождение», это сложный переходный период, который характеризуется активными психофизиологическими изменениями. Начинается период обретения жизненного опыта, появляются собственные взгляды и оценки окружающих явлений и событий, обнаруживаются интересы и стремления. В этот период целесообразно вводить в школьную программу правовые дисциплины, которые помогут подросткам сформировать верные и прочные основы правовых представлений и убеждений, позитивное отношение к государственным и правовым институтам. Одновременно в процесс правовой пропаганды могут включаться участковые уполномоченные полиции, проводить совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних тематические дискуссии, оказывать помощь в организации конкурсов и викторин на правовые темы, помогать в проведении недель, декад и месячников правовых знаний.
Правовое воспитание старших школьников призвано расширить и закрепить основы правовых знаний, подготовить юношей и девушек к общественной жизни и полноценному участию в созидательной деятельности. Поэтому старшеклассникам будут полезны знания в области отдельных отраслей права, таких как: уголовное, гражданское, трудовое, семейное, жилищное. Как показывает практика, старшеклассники активно обсуждают темы, посвященные проблемам изучения причин и условий совершения преступлений, а также проявляют живой интерес к вопросам практической деятельности полиции по раскрытию и расследованию преступлений среди несовершеннолетних.
Эффективное воздействие правовой пропаганды на несовершеннолетних невозможно без правовой пропаганды, адресованной взрослым лицам. В первую очередь речь идет о родителях, правовая осведомленность которых в редких случаях находится на достаточном уровне. Поэтому отдельные мероприятия в школе необходимо проводить при участии родителей, это поможет им достигнуть хотя бы минимальных представлений о праве и даст возможность передать полученные знания своим детям.
Правильно организованная работа по правовому воспитанию и просвещению, позволит снизить уровень преступности, правонарушений в обществе, так как вчера это ребенок, сегодня это подросток, а завтра это взрослый человек, у которого сформировано правосознание, правовая культура, который не приемлет правонарушений, который будет готов передать свой опыт детям.
Закрепление в сознании подрастающего поколения модели законопослушного поведения, в качестве общественно одобряемого образца – основная задача совместных усилий правоохранительных органов, семьи и школы. Таким образом, в формировании правовой культуры несовершеннолетних роль правоохранительных органов является весьма существенной.
Библиографический список
1. Атагимова Э.И, Горбачева Е.В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2
2. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. Современное правовое воспитание как
необходимый фактор в образовательной политике России //
Административное право и процесс. № 4- 2013г.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Медведева С.И. К вопросу о профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних. Общество и Закон 2013 г № 2(44). С 129-132.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р// https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.016. — 8 с.: Серия «Правовое просвещение населения».
6. pravo.gov.ru Официальный интернет-портал правовой информации.
7. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.