Значение эмоций в жизни дошкольника
С психологической точки зрения эмоции у дошкольников имеют важное значение.
Они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
На что влияют эмоции?
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь. Ребёнок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется.
Эмоции связывают ребёнка с окружающим миром и это первая форма связи с социумом.
Эмоции, которые переживёт ребёнок, формируют его личностные черты, становясь характером, мотивируют дальнейшие действия и определяют его поведение.
В период дошкольного детства эмоции меняются, происходит их развитие - они со временем делаются максимально фундаментальными, наиболее крепкими и рациональными.
Эмоции ребенка не так осознанны, как переживания взрослого, они очень быстро вспыхивают и быстро гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую занимает мгновение- ребенок может от веселья перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания он не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций.
Источник самых сильных переживаний ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности, тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии.
Положительные эмоции благотворно влияют на развитие ребенка, благодаря ним у малыша вырабатываются позитивное отношение и к детям, и к взрослым.
Поведение окружающих его людей, постоянно вызывает всевозможные эмоции у ребенка- от чувства радости до горя и обиды. За этим следует и обратный эффект эмоциональной отдачи в зависимости от того была ли ему причинена обида, несправедливость или наоборот, ласка и одобрение.
Дети дошкольного возраста проявляют чувства любви и нежности, к людям, которые о них заботятся, это, как правило, те, кто всегда рядом и испытывает любовь и сочувствие к ребенку.
Еще дети могут проявлять чувства ревности к тем, кто как им кажется, пользуется, большей любовью и вниманием. Это может быть другой ребенок, брат или сестра. Такие же чувства дошкольники испытывают и к персонажам мультфильмов или сказок; они могут сочувствовать персонажу сказки иногда даже сильнее чем реальному событию. И сколько раз бы ребенок не пересматривал полюбившейся ему мультфильм, эмоции, испытываемые им, нисколько не ослабевают, а порой даже усиливаются, поскольку дошкольник все больше и больше начинает вживаться в сюжет мультфильма и все действующие герои становятся ему ближе и понятнее. Он начинает воспринимать их как своих знакомых и даже идентифицируется с некоторыми из них.
Мотивы поведения детей значительно меняются в течение дошкольного возраста под действием эмоциональных реакций.
К старшему дошкольному возрасту дети как правило неплохо взаимодействуют с находящимися вокруг них взрослыми и детьми, подчиняясь определенным правилам и нормам. Приобретенный уровень социализации дает им возможность справиться с агрессивностью, они уже более осмотрительны и внимательны, готовы к сотрудничеству.
Чем же можем мы, взрослые, помочь ребенку? Самое главное, это организовать освоение нравственных общепризнанных правил, регулирующих поведение людей в обществе. Эти общепризнанные правила усваиваются ребенком под воздействием образцов и правил поведения. Эталонами поведения для ребят становимся мы, взрослые. Наши действия, отношения, поступки. При этом, естественно, важной составляющей воздействия взрослого на малыша служит его личная система психологических реакций, оценок, характеристик.