СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые аспекты формирования пространственных представлений у  учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Значение формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ»

1

Учитель-логопед Грицук О.И.

Значение формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ

Одним из важных условий общего развития ребёнка является его способность к ориентировке в пространстве. А успешному освоению навыка письма и чтения учениками начальной школы в значительной степени помогает формирование пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Необходимо «формирование у детей (в условиях их сохранного и нарушенного развития) процессов фонемообразования, морфемных представлений, образов графем, базовых для обучения чтению навыков языкового анализа и синтеза, сведения о потенциале развития у детей графо-моторных и оптико-пространственных возможностей»1, т.к. результатом несформированности и недостаточного развития этих функций в младшем школьном возрасте будут трудности усвоения специфических школьных навыков и умений при усвоении учебного материала по математике, при формировании навыков письма, при обучении чтению.У некоторых детей овладение пространственными представлениями может быть затруднено вследствие различных причин. А это может сказываться на развитии ребёнка, препятствуя его социальной адаптации в целом.

В системе логопедической коррекционно-развивающей работы используются упражнения по формированию навыков пространственной ориентировки. Упражнения эти имеют два направления. «Первое направление нацелено на обучение ориентировке в схеме собственного тела и окружающем пространстве; пониманию и использованию в речи лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения. Второе направление решает задачи обучения ориентировке в пространстве с использованием условных знаковых средств, обучения пространственной ориентировке по схеме».2

____________________________________________________________________________________________________________________

1Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре» - «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», научно-методический и практический журнал, 2019г., №6, с.35

2Волковская Т.Н., Скребец Т.В., «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе»- - «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», научно-методический и практический журнал, 2020г., №1, с.16-19

2

Некоторые упражнения, используемые по каждому направлению

  1. Ориентировка в схеме собственного тела:

-определить правую\левую руку\ногу свою\другого человека;

-взять тот или иной предмет левой\правой рукой;

-показать своей левой\правой рукой своё левое\правое ухо.

  1. Ориентировка в окружающем пространстве:

-задания с использованием предлогов за, между, справа, слева, под, над, впереди, сзади (например, положить карандаш справа от ручки под тетрадь)

3. Понимание и использование в речи лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения:

-составление логико-грамматических конструкций (например: Мама нарисована Петей. Кто художник?)

4. Обучение ориентировке в пространстве с использованием условных знаковых средств и обучение пространственной ориентировке по схеме:

-составить схему школьного двора, класса;

-расставить кукольную мебель, ориентируясь на схему.

Сначала учащиеся получают необходимые знания и отрабатывают их в практической деятельности под контролем педагога. Затем приобретённые умения закрепляются в наглядной форме при выполнении групповых заданий, после чего предлагается выполнение индивидуальных заданий в рабочей тетради. Использование такой последовательности формирования пространственных представлений позволяет учащимся не только усваивать полученные знания и формировать соответствующие умения и навыки, но и способствовать развитию знаково-символической деятельности.

Разнообразные виды упражнений, направленные на развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, даются Е.В.Языкановой 3 в УМК «Развивающие задания» (программа «Учись учиться») для учащихся 1-4 классов.

____________________________________________________________________



3Языканова Е.В., Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Издательство «Экзамен», 2017, 126 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!