1
Учитель-логопед Грицук О.И.
Значение формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ
Одним из важных условий общего развития ребёнка является его способность к ориентировке в пространстве. А успешному освоению навыка письма и чтения учениками начальной школы в значительной степени помогает формирование пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Необходимо «формирование у детей (в условиях их сохранного и нарушенного развития) процессов фонемообразования, морфемных представлений, образов графем, базовых для обучения чтению навыков языкового анализа и синтеза, сведения о потенциале развития у детей графо-моторных и оптико-пространственных возможностей»1, т.к. результатом несформированности и недостаточного развития этих функций в младшем школьном возрасте будут трудности усвоения специфических школьных навыков и умений при усвоении учебного материала по математике, при формировании навыков письма, при обучении чтению.У некоторых детей овладение пространственными представлениями может быть затруднено вследствие различных причин. А это может сказываться на развитии ребёнка, препятствуя его социальной адаптации в целом.
В системе логопедической коррекционно-развивающей работы используются упражнения по формированию навыков пространственной ориентировки. Упражнения эти имеют два направления. «Первое направление нацелено на обучение ориентировке в схеме собственного тела и окружающем пространстве; пониманию и использованию в речи лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения. Второе направление решает задачи обучения ориентировке в пространстве с использованием условных знаковых средств, обучения пространственной ориентировке по схеме».2
____________________________________________________________________________________________________________________
1Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре» - «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», научно-методический и практический журнал, 2019г., №6, с.35
2Волковская Т.Н., Скребец Т.В., «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к школе»- - «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», научно-методический и практический журнал, 2020г., №1, с.16-19
2
Некоторые упражнения, используемые по каждому направлению
Ориентировка в схеме собственного тела:
-определить правую\левую руку\ногу свою\другого человека;
-взять тот или иной предмет левой\правой рукой;
-показать своей левой\правой рукой своё левое\правое ухо.
Ориентировка в окружающем пространстве:
-задания с использованием предлогов за, между, справа, слева, под, над, впереди, сзади (например, положить карандаш справа от ручки под тетрадь)
3. Понимание и использование в речи лексико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения:
-составление логико-грамматических конструкций (например: Мама нарисована Петей. Кто художник?)
4. Обучение ориентировке в пространстве с использованием условных знаковых средств и обучение пространственной ориентировке по схеме:
-составить схему школьного двора, класса;
-расставить кукольную мебель, ориентируясь на схему.
Сначала учащиеся получают необходимые знания и отрабатывают их в практической деятельности под контролем педагога. Затем приобретённые умения закрепляются в наглядной форме при выполнении групповых заданий, после чего предлагается выполнение индивидуальных заданий в рабочей тетради. Использование такой последовательности формирования пространственных представлений позволяет учащимся не только усваивать полученные знания и формировать соответствующие умения и навыки, но и способствовать развитию знаково-символической деятельности.
Разнообразные виды упражнений, направленные на развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, даются Е.В.Языкановой 3 в УМК «Развивающие задания» (программа «Учись учиться») для учащихся 1-4 классов.
____________________________________________________________________
3Языканова Е.В., Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Издательство «Экзамен», 2017, 126 с.