СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение геральдических символов и знаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение геральдических символов и знаков»

значение геральдических символов и знаков



Введение

Понимание и значение геральдических символов и знаков является наиважнейшей составляющей для изучения истории и культуры нашего государства. Государственная геральдика воспроизводит историю, характер и дух народа, выраженных посредством мифологических символик. Это не хаотичное нагромождение символик - все мельчайшие составляющие и, на первый взгляд, незначимые завитки несут определенное значение. Не изучив и не поняв историю геральдики, нельзя до конца дать оценку присутствия в ней той или иной символики. Геральдика является специальной исторической дисциплиной, занимающейся изучением гербов и традицией их использования. От латинского Геральдика (Гербоведение) Heraldus «глашатай». Это довольно удивительная наука, которая дает начало множеству, казалось бы, не сопряженных с ней систем знаний. Геральдика – это гербовладение, изучение и составление гербов, их описание и история, дисциплина, изучающая гербы, как исторические источники.

Мне стало довольно интересно изучить, как в Российском государстве появились первые государственные отличия, каким образом формировалась концепция символов, изучить различные виды и стили гербов. Другими словами, объектом моего учебного изучения стало исследование истории геральдики, ее появление в Российском государстве и исторические отличительные черты. Актуальность исследования заключается в том, что я рассматриваю в связи с подъёмом общественного интереса к современной истории нашего государства, современного подхода к созданию новых символик России и продвижения этих символов в мировое сообщество.

В процессе выполнения данной исследовательской работы мною были определены следующие задачи и вопросы:

1. Понятие геральдики, история её появления, а так же на чем изображали гербы.

2. История зарождения геральдики в Российском государстве

3. Государственный герб России

4. Тайна герба Курской области

Выполняя данную работу, я черпал информацию на электронных ресурсах, используя метод отбора и анализ. Исследуя, я понял, что это довольно популярная, интересная и востребованная тема. В ходе работы я проследил историю развития геральдики от ее появления до наших дней. Выявил сходства и различия средневековой и сегодняшней геральдики. Исследовал технику формирования и описания герба, придерживаясь всех геральдических правил и канонов.

1. Понятие геральдики, история её появления, а так же на чем изображали гербы.

В качестве предисловия к сведениям, связанным "историческими источниками", следует сделать одно весьма существенное замечание, что Подлинной и настоящей истории не знает никто. Как никто не может знать, когда и где совершались те или иные события. Да и совершались ли они в принципе. Мы лишь можем верить, или не верить историкам и летописцам. Однако мы вынуждены принимать за основу официальную версию истории и данному замечанию имеется масса подтверждений. Вот например, в государственном архиве находится рукопись, написанная Иоанном Грозным с поправками, сделанными рукой им самим. Древнейшая как мир истина: «кто платит, тот и заказывает музыку», существовала уже тогда. Отсюда, когда мы говорим, «история», мы имеем ввиду только ту трактовку событий, которую пожелали до нас донести Правители, «заказывающие музыку» у летописцев.

Возникновение геральдики причисляют к периоду времени между 2-мя крестовыми походами— Первым (когда гербов не было) и Вторым (когда геральдика стала обычным делом). Указывается также небольшой период: среди 1120 и 1150 годами. Возникновения гербов объединяют с взаимосвязью преобразованиями военного снаряжения в завершении XI — начале XII столетий приобрести сведения о человеке, нередко не видя его лица, закрытого шлемом, было крайне затруднительно. Стремление быть узнанным на полях сражения стало быть причиной возникновения обычай украшать собственные щиты, как правило обладавшие миндальной формой, разными фигурами, которые в скором времени превратились в определительные знаки и начали ассоциироваться с определенными персонами. Согласно данному фактору преждевременная геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко разбираемой и не содержала трудных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания

и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Помимо этого, возникновение геральдики было обусловлено изменениями в самом европейском обществе, случившиеся после 1000 лет.

Создание феодальных взаимоотношений привели к тому, что принадлежность к той или иной общественной группе полностью определяло жизнь людей. Аристократичность в данный период время становится своего рода культом. В данных условиях непосредственно развиваются гербы, как индивидуальные эмблемы, возникло появления обычаи их передачи по наследию, возникновения которой причисляют к концу XII века.

Прежде было большое множество других версий об возникновении геральдики. Первые попытки разъяснить появление гербов относятся ещё к окончанию Средневековья. В вышедшем в 1671 г. труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries) его писатель священнослужитель Клод Франсуа Менестрье привёл приблизительно 2-ух десятков разных версий, из числа которых были как маловероятные, относящие возникновение геральдики к временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более обоснованные аргументы . Первоначальные уже к окончанию XVI века геральдистами всерьёз не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были низвергнуты уже в научных работах по геральдике. Таким способом, по очереди были откинуты версии о преемственности среди древне-военными и семейными эмблемами и первыми знаменами XII века, о воздействие на формирования феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия н.э, и об происхождении геральдики от орнаментов на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху 1-ых крестовых походов. В известном гобелене из Байё, имитирующий завоевание Великобритании Вильгельмом I и основания вскоре после этого на щитах

нормандских бойцов вышито большинство изображений, схожих с геральдикой. Среди них в разных моментах одни и те же рыцари показаны с различными щитами, что не дает возможности говорить о их геральдическом характере.

К более ранним подтверждением существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице раздел анжуйского Жоффруа V, погибшего в 1151 году. Этот же герб представлен на скульптурной гробнице потомка Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, погибшего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю свадьбы Жоффруа на Матильде её отца, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, оформлен с узорами львов . Несомненно, то что речь идёт о том же щите, что так же представлен на гробницах Жоффруа и его потомках. Среди этими хрониками Мармутьера написана уже после гибели Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была сделана между 1155 и 1160 годами. Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, прикрепленном к документу 1149 года, нет никакого герба, что также говорит не в пользу того, что он владел гербом.

2. История зарождения геральдики в Российском государстве

Об эмблемах и гербах в России было известно задолго до развития отечественного герботворчества, основанного на правилах теоретической геральдики. Последнее доказывается появлением на государственной печати Ивана Ш эмблем государственного герба, изображением 22 городских эмблем на государственной печати Ивана IV, 33 городских эмблем, выполненных в 1672 г.

Государственный герб — это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумажных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и т. д.

Эмблематику российского герба составили всадник, поражающий змия, и двуглавый орел. Отдельные элементы этого герба складывались постепенно.

Например, всадник, которого называли «ездецом», «сокольником», первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце XIII—XV в. Как сказано в главе «Сфрагистика», всадник трактовался как светский воин, в котором современники видели, прежде всего, князя — защитника Русской земли.

Трактовка эмблемы всадника как святого Георгия Победоносца появляется при Петре I, который называл его «святым Егорием». Возможно, это было связано с популярностью святого Георгия Победоносца на Западе как покровителя воинов. Сходство светского изображения князя — защитника Отечества и канонического изображения святого Георгия в сюжете «чудо и змие», а также влияние западной моды привело к переосмыслению этой эмблемы государственного герба.

Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось; в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого

зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н.Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III Васильевич принял «за государственный герб».

Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III волоцким князьям 1497 г. На лицевой ее стороне помещено изображение всадника, поражающего копьем змия, и круговая надпись. В 1722 г. в истории русской геральдики произошло важное событие. Указом Петра I при Сенате была образована Геролъдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции.

3. Государственный герб России

Государственный герб - двуглавый орел, принят великим князем Московским Иоаном III в качестве государственной эмблемы в 1472 г. после брака с племянницей последнего Византийского императора Константина ХII c Cофьей Фомичевной Палеолог. Двуглавый орел был гербом Византийской империи. Появление его связано с легендой о том, что когда при императорах Константине I Великом (306-337) и Юстиниане I (527-565) обе империи Восточная и Западная, имеющие в гербах по одроглавому орлу, объединились под одним скипетром, то государственной эмблемой был принят двуглавый орел.1

Первоначально вид орла соответствовал его изображению на троне, который привезла с собой Софья Фоминичевна. Этот орел с опущенными крыльями и обе главы его увенчаны коронами. У орла, помещенного на печатях 1497 и 1514 гг., приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I (1605-1606),западноевропейской работы, крылья подняты. До времен царя Михаила Федоровича (1613-1645) корон было две и между ними находился русский (восьмиконечный) крест (символ православия), но в 1625 г. повелено вместо креста помещать третью корону.

С утверждением около 1699 г. ордена св. Апостола Андрея Первозванного, Московский герб почти всегда окружен цепью этого ордена. В 1825 г. государственному орлу была придана не геральдическая, а произвольная форма. Орел имел широко распущенные крылья и держал перевитые лентами громовые стрелы и факел в правой лапе и лавровый венок в левой. В 1830 г. орел принимает иную форму: на крыльях его помещают гербы, на правом - Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом - Польский, Херсонеса Таврического и Финлянский. До половины 60-х годов ХIХ в. св. Георгий в Московском гербе обыкновенно был обращен в левую

сторону. В предреволюционное время вид орла вновь изменился: крылья не имели мелких перьев, на груди был Московский герб, главы орла были увенчаны коронами, в правой лапе он держал скипетр,а в левой - державу, на крыльях размещались основные гербы: на правом- гербы Царств Казанского, Польского, Херсонеса Таврического и соединенные Великих Княжеств: Киевского, Владимирского, Новгородского, на левом - гербы Царств: Астраханского, Сибирского, Грузинского и Великого Княжества Финлянского.

30 ноября 1993 г., указом Президента Российской Федерации, была восстановлена историческая символика Российского государства. Отныне Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом- три исторические короны; в лапах орла- скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,

поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой2.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

4. Тайна курского герба

Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».

В серебряном поле синяя полоса и на

ней три летящие куропатки...

За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?

Три куропатки на синем фоне.

Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного»

небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».

У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.

Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.3

Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.

Герб Курской области: описание Щит герба французского типа, окрашен в серебряный цвет. По диагонали слева направо его пересекает синяя или лазурная перевязь, на которой изображены три летящие куропатки. Птицы с расправленными крыльями развернуты в левую сторону. Золотые дубовые листья обрамляют гербовый щит, их обвивает лазурная лента. Над щитом расположена большая императорская корона золотого цвета. Дубовые листья и корона вверху соединены красными лентами. 4

Заключение

В России, начиная с пор Петра I, геральдика строго контролировалось государством, которое постоянно контролировали любую символику как часть символики всего государства, будь то общегосударственные флаг и герб или гербы губерний и городов или дворянских родов, которые утверждались высшей властью (таким образом подчеркивалось дарование гербов как монаршая милость). Поэтому вся российская геральдическая система XVIII - нач. XX вв. имела стандартный вид.

Герольдмейстерская контора, образованная в 1722 г. Указом Петра I, стала первоначальным особым государственным органом, в прямые обязанности которого входит помимо надзора за военной и гражданской службой дворян входило создания гербов. В 1800 г. она была преобразована в Герольдию на правах коллегии, но потом в 1848 г. - в Департамент Герольдии Правительствующего Сената, который был упразднен в ноябре 1917 г. Функции Департамента Герольдии не были делегированы ни одному из новых советских учреждений. В следствии фактические проблемы геральдики стали решаться самостоятельно теми ведомствами, перед которыми они собственно вставали, без привлечения специалистов и профессионально подготовленных геральдистов. Это привело к «многочисленным отступлениям от традиций и правил геральдики, созданию большого количества искаженных, геральдически и логически некорректных символов, сложению своеобразных псевдо геральдических традиций, непониманию роли и предназначения геральдических знаков на практике». Только в системе форменного костюма сохранялся конкретный порядок, так как оборонное ведомство в Советского Союза реализовывало контроль за этой областью геральдической практики.

Однако общественно-политические события начала 90-х годов побудили новый интерес к геральдическим символам. Было явно, что культурно-исторический феномен геральдики становится

значимым элементом общественного сознания и политической культуры общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!