Тема : «Значение глагола в речи»
Педагогическая цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи:
- повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении;
Планируемые результаты:
Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные: - проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1.Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте стих и догадайтесь о какой части речи говорится.
Я предметы оживляю,
Всех их в дело вовлекаю,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорю,
Строго сам за тем слежу.
Я три времени имею
И спрягаться я умею.
Детям строю много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)
- Что это за часть речи? ( Глагол).
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Глагол)
-Какие цели мы поставим на урок?
- Откройте свои учебники на с.158, 160.
( определим какова роль глаголов в речи, использование глаголов для сравнения предметов )
Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Значение глагола в речи»
Актуализация знаний.
3.1. Работа в тетради.
Число, классная работа.
Чистописание.
3.2.Словарная работа
3.3. Что мы с вами знаем о глаголе? (Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении является главным членом предложения - сказуемым)
Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях Работа с разрезными пословицами.
Обучающиеся должны собрать пословицу Устно объясняет пословицу и назвать глагол.
А) Грамоте учиться – всегда пригодится.
Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.
В) Сделал дело – гуляй смело.
Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Е) Что посеешь, то и пожнёшь.
Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут
4) Первичное усвоение новых знаний.
4.1. «Мозговой штурм».
-Дополни определение стр. 158.
(показ слайдов: Глаголы- движения, Глаголы речи, Глаголы труда, Глаголы звучания, Глаголы цвета, Глаголы чувства)
Физминутка
Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.
Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.
Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.
4.2. Работа с учебником
Упражнение203 ,с 159
4.3. Индивидуальная работа
Упражнение 204 ,с 160
6) Первичная проверка понимания
6.1. Текст.
Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.
-Дополните текст подходящими по смыслу глаголами.
6. 2. Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи – тишина.
- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,
носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
7) Первичное закрепление
Упражнение 205 ,с 161
-Сделайте вывод: какое еще значение имеет глагол? (используется для сравнения предметов)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Каково значение глагола в речи?
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учебник с.161,упр.206
Выставление оценок за урок