4 5 6 1 3 2 Прочитайте выразительно четверостишье. Слайд 13 Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. -Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем) Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время) -Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в. - Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня. «Снег что делает? тает» «Ручьи что делают? бегут» -Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время). Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в. -Продолжаем путешествие. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают? «Соловьи что сделают? засвищут» «Лес что сделает? Оденется» -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время) -Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в. Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.) –1. Работа в группах. Слайд 14 Игра, которая называется «Аккуратный почтальон». Сейчас мы поработаеи в группах. Перед вами карточки. Вам нужно определить врем я у глаголов и распределить эти глаголы по столбикам. иду | пишет | читаем | берешь | говоришь | возьмешь | нарисовал | едут | гуляете | возьму | ловила | съел | напишем | закроют | споем | строим | привезли | подросло | узнаю | поехал | сошьете | принес | сошьешь | играю | бегали | надену | говорили | . Физ-ка. Я назову глаголы, если это Н.в.- руки на пояс П.в.- присядьте Б.в.- ходьба на месте Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел. Работа в паре. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/24/s_5b0656540e9b0/907048_3.jpeg) Самостоятельная работа Разноуровневые задания 1 уровень: – Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола. Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал. 2 уровень: – Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов. Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы. 3 уровень: – Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы. Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы. 3. Работа в учебнике. 1. Упр. 237 – развивается умение определять время глаголов. Выполняется устно. 2. Упр. 238 – выводится зависимость форм времени от характера вида (вопроса) глагола (что делать? что сделать?). Выполняется на доске под руководством учителя. Слайд 16 спать проспать (что делать?) (что сделать?) наст. вр. (что делает?) спит прош. вр. (что делал?) спал (что сделал?) проспал буд. вр. (что будет делать?) (что сделает?) проспит будет спать Вывод: от каждого глагола в неопределённой форме можно образовать 3 или 2 формы времени. От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, образуются три формы времени, а от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?, образуются только формы прошедшего и будущего времени. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Выборочный диктант(1столбик-пр.в.;2столбик-наст.в.; 3столбик-буд.в.) Помогаю, нарисовал, буду петь, одел, сказал, найду, иду, стираю, ем, расскажу, испеку, поливает, убирает, писал, будет варить, зайду, жил. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |