СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и грамматические признаки глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Значение и грамматические признаки глагола Цели: – развитие умений находить глаголы в тексте, определять время глаголов, устанавливать зависимость количества форм времени от характера вопроса (вида) глагола; – дальнейшее овладение синонимическими средствами языка.  

Просмотр содержимого документа
«Значение и грамматические признаки глагола»

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГЛАГОЛ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Урок 95 (119)

Тема: Значение и грамматические признаки глагола

Цели:

– развитие умений находить глаголы в тексте, определять время глаголов, устанавливать зависимость количества форм времени от характера вопроса (вида) глагола;

– дальнейшее овладение синонимическими средствами языка.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

Мы сегодня с вами, дети,
Проведем такой урок.
Поработаем мы в парах,
Уложиться должны в срок.
Уменья, навыки и знания
Показать мы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.

Чтобы наш урок начать,

Всем, сначала, нужно встать.

Подравняться, потянуться

И друг другу улыбнуться.

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок!

- Садитесь!

- Желаю Вам светлого настроения. Такого же, как Ваши улыбки. Пусть этот

Урок будет плодотворным. И мы с вами покажем всё, чему мы научились.

урок будет плодотворным. И у Вас все получится. Пожелайте друг другу

удачи!

урок будет плодотворным. И у Вас все получится. Пожелайте друг другу

удачи

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Слайд 2

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

1. Запись под диктовку:

За одну ночь вершины гор побелели от снега.

2. Обозначение знакомых орфограмм.

3. Синтаксический разбор предложения, составление схемы.

– Назовите словосочетания с вопросами.

4. Морфологический разбор слова гор.

Запись:

Гор – (чего?), н.ф. (что?) гора, сущ., неодуш., ж.р., 1-е скл., во мн.ч., Р.п., втор. член.

5. Разбор по составу слова

6. Записать два глагола, которые стояли бы в той же форме, что и

сказуемое данного предложения. (Потемнели, подобрали.)

2. Словарная работа Слайд 3

Учитель открывает слайд презентации с пропущенными буквами.

Д _ журный , м _ роз , _ дежда , п _ беда , р _ бота , _твет.

Взаимопроверка (дети обменялись тетрадями и провели взаимопроверку).

- Ребята, для чего мы учим словарные слова? ( Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-А теперь измените, эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?

дежурный – дежурить

мороз – морозить

одежда – одевать

победа – побеждать

работа – работать

ответ – отвечать

- Какой частью речи являются образованные слова? (Глаголами.)

-Оцените себя на этом этапе.

3.Актуализация знаний.

- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

1)Что такое глагол?(открывается буква) Слайд 4

2)Что обозначает глагол? Слайд 5

3)На какие вопросы отвечает глагол? Э Слайд 6

4)Чем в предложении является глагол? Слайд 7

5)Как изменяется глагол? Слайд 8

6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? Слайд 9

-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол). Слайд 10

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.


4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.


1 3 3

1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: Слайд 11«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

« А вчера, - кричит, - ушел».

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.

– Сформулируйте тему урока. Слайд 12 (Изменение глагола по временам. Прошедшее, настоящее и будущее время.)

И сегодня на уроке мы должны вспомнить грамматические признаки глагола, т.е. уточнить как изменяются глаголы.

- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола . Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3 2

Прочитайте выразительно четверостишье. Слайд 13

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.

-Продолжаем путешествие.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)

1. Работа в группах. Слайд 14

Игра, которая называется «Аккуратный почтальон».

Сейчас мы поработаеи в группах. Перед вами карточки. Вам нужно определить врем я у глаголов и распределить эти глаголы по столбикам.

иду

пишет

читаем

берешь

говоришь

возьмешь

нарисовал

едут

гуляете

возьму

ловила

съел

напишем

закроют

споем

строим

привезли

подросло

узнаю

поехал

сошьете

принес

сошьешь

играю

бегали

надену

говорили


. Физ-ка.

Я назову глаголы, если это

Н.в.- руки на пояс

П.в.- присядьте

Б.в.- ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.


  1. Работа в паре.

Самостоятельная работа


Разноуровневые задания

1 уровень:

– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.

Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.

2 уровень:

– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.

3 уровень:

– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.

Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.


3. Работа в учебнике.

1. Упр. 237 – развивается умение определять время глаголов.

Выполняется устно.

2. Упр. 238 – выводится зависимость форм времени от характера вида (вопроса) глагола (что делать? что сделать?).

Выполняется на доске под руководством учителя. Слайд 16

спать проспать

(что делать?) (что сделать?)

наст. вр. (что делает?) спит

прош. вр. (что делал?) спал (что сделал?) проспал

буд. вр. (что будет делать?) (что сделает?) проспит

будет спать

Вывод: от каждого глагола в неопределённой форме можно образовать 3 или 2 формы времени. От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, образуются три формы времени, а от глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?, образуются только формы прошедшего и будущего времени.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 

Выборочный диктант(1столбик-пр.в.;2столбик-наст.в.; 3столбик-буд.в.)

     Помогаю, нарисовал, буду петь, одел, сказал, найду, иду, стираю, ем, расскажу, испеку, поливает, убирает, писал, будет варить, зайду, жил.



– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



IV. Итог урока.


4 4

-О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

– Как изменяются глаголы?

– В форме какого времени могут стоять глаголы?

- Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями,

Оценки за урок….


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?






V. Домашнее задание.

Упр.



© ООО «Баласс», 2015 10


Скачать

© 2018, 1133 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!