Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа–интернат» Юргинского городского округа
«Значение использования игр на липучках в процессе развития и обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями»
(доклад)
Составитель:
Фаланина Т.С,
учитель начальных классов
Юрга 2025
Актуальность использования игровых технологий при обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать увлекательной и интересной работу учащихся. Погружаясь в мир игры дети, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, заряжаются положительной, эмоционально-окрашенной целью. А монотонно скучная деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательное игровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.
Опыт работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями указывает на трудности развития и становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычно пассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированности коммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Эти факторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом. Проблемы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями подтолкнули нас к выбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только через игру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функций мозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видов деятельности.
Для построения разнообразной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями служат различные формы, способы, методы и средства работы, которые выступают поддержкой детской активности и любознательности. К средствам развития речи и познавательной активности можно отнести дидактические игры, они занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы учащихся. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире. Одной из разновидностей дидактических игр являются «Игры на липучках», сделанные своими руками с любовью, они хранят в себе частичку души и тепло рук педагога. К инновационной ступени в игровой деятельности, как раз можно отнести игры на липучках. Следуя тенденциям, именно эти игры набирают все большую популярность.
«Игры на липучках» замечательно подходят для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Формирование познавательной активности учащихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. Привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. Данное пособия изготовлены своими руками при помощи оргтехники. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащают словарный запас.
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали очень популярными и актуальными.
Эти игры способствуют:
- формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
- обогащению словаря, развитию связной речи;
- развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного, сенсорного восприятия;
- развитию воображения, пространственного мышления;
-совершенствованию координации руки и глаза, мелкой моторики рук;
- способствуют обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
Увлекательный, красочный, интересный и занимательный материал, в виде игр на липучках позволяют разнообразить методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, а так же превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру. Ключевая особенность таких игр отражена в названии — все они имеют липучки.
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты необходимо прикрепить к определенной карточке и точно соединить липучки, чтобы фигурки крепко держались на картинке.
Преимущества развивающих игр на липучках:
- первое и самое главное – детям это нравится! Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
- наглядность, реалистичность, красочность, которые помогают привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия;
- игра вовлекает и ребёнка и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить;
- незаметно для ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы;
- простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
В этом году работая на первом классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, аутистическим спектром, находкой для меня стали игры с липучками.
Я нахожу игры, которые будут интересны ребенку и в то же время, будут направлены на удержание внимания, а также способствовать развитию психических процессов, развивать мелкую моторику. С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления о домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Эти игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Игры с липучками многофункциональны, долговечны, подбор картинок можно менять в зависимости от лексической темы, а самое главное – их любят дети!
Литература:
Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром». Издательство: Педагогическое общество России, 2008
год.
2. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник
научно-методических материалов. Под редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е.
Булановой, Н. В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития
образования», 2013.
3. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
4. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
5. Лихотина, В. В. Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при
помощи дидактического пособия «Игры на липучках» / В. В. Лихотина, А. В.
Ельцова. — // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 46-50