Значение хорового пения,
пластического интонирования,
элементарного музицирования
в развитии восприятия музыки детьми.
Выполнила:
учитель музыки Тужикова Е.Д.
МОУ “Гимназия” г. Кириши
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка. Важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке,
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе музыкальной деятельности: слушания-восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах исполнительства).
Изучением проблемы музыкального восприятия занимались такие выдающиеся музыканты-педагоги как Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, а в настоящее время - И.В. Кадобнова, В.В. Медушевский, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и другие.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:
1) развивать музыкальность ребёнка;
2) обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
3) развивать художественно-творческие способности.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова. Словесные приемы становятся более развернутыми, способствующие углубленному восприятию музыкальных произведений.
Хоровое пение:
Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У младших школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы сочинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. По мере приближения речевой мелодики к вокальному звучанию формируются и соответствующие певческие навыки.
Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать своим голосом её эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чём могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить её эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме. Цель этого задания - передать в словах все грани музыкального образа, которые они услышали в звучании. Поэтому важно не столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько, отметив различные грани, организовать их ритмом мелодии.
В традиционной практике хорового пения на музыкальном занятии формирование вокально-хоровых, певческих навыков нередко становится самоцелью, выдвигается в качестве основной учебной задачи. В методических рекомендациях прослеживается заданность, регламентированность в работе над навыками. Предусматривается «обязательная последовательность» этапов в процессе разучивания песни: создание «целостного образа песни в сознании детей ещё до разучивания», «показательное» исполнение песни учителем, разучивание словесного текста, затем отдельных фраз мелодии. Даётся установка на то, что нельзя заниматься нюансами, если хор поёт фальшиво и др.
В услышанном, а затем разучиваемом хоровом произведении они видят «единственно возможное», «эталонное» прочтение данной музыки. Тем самым нарушается специфика музыкальной деятельности как деятельности художественной. Её результатом не может быть единственно верный вариант сочинения, исполнения или слушания.
Возможно правильное или неправильное воспроизведение аналитической формы музыки, но некорректно говорить о правильной или неправильной трактовке произведения: интонационная форма музыки может интерпретироваться по-разному у разных исполнителей. Также нецелесообразны выражения «верно» или «неверно» по отношению к пониманию художественного произведения.
Понимание, как и исполнение, у каждого личностно и потому - своеобразно. Отдельно взятое исполнение - всего лишь одна из возможных трактовок, а само произведение - неисчерпаемый источник множественности разных исполнительских и слушательских трактовок. Вместе с тем в ряде рекомендаций целью является «выработка навыков воспроизведения», «правильного и творческого исполнения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и ошибок» способствует укреплению интереса к разучиваемому произведению.
Подобная система работы ведёт к тому, что у детей утрачивается целостный образ сочинения, а отсюда - и интерес к песне. В то же время внимание к смыслу в опоре на образ, выраженный в стихах и мелодии, прощупывание его различными трактовками, переинтонирование мелодии ведут к личностно-осознанному воспри ятию и выбору наиболее целесообразного исполнения художественного образа.
“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - это побуждает детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом, до радостного танца ; от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
На своих уроках часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Так в третьем классе ребята, прослушав фрагмент из произведения “Утро” Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.
Творческое воображение второклассников, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д.Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.
Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) во втором классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.
Элементарное музицирование
В обращении к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребёнка, развитию его художественных способностей, увлечённости музыкой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих направлений особенно актуально в нынешних социокультурных условиях.
Перспективные инновационные технологии связаны с адаптацией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической системе Д.Б. Кабалевского - концепции широкого методологического характера. Так, система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного материала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребёнка, носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения музыкального произведения в неразрывном триединстве сочинения - исполнения - слушания, они выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают личностно заинтересованное отношение детей к музыке.
Итак, современный подход к обновлению музыкального образования, связанного с развитием восприятия музыки детьми, со всей очевидностью требует ориентации музыкального руководителя на специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе ребёнка. Это означает обращение к интонационной сущности музыкального искусства и предполагает рассмотрение проблемы восприятия в соотношении естественных основ музыки и её художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального и логического.