СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение монастырских библиотек для развития литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение монастырских библиотек для развития литературы»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Возникновение монастырских библиотек в Древней Руси………………...4

  2. Роль монастырских библиотек в сохранении и развитии литературы……8

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………15

























Введение

История монастырских библиотек – составная часть духовной культуры и прежде всего книжной культуры русского средневековья. Книга – источник знания, посредник в их передаче через поколения – всегда осуществляла взаимосвязь веков. Она донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в данный хронологический период. Вместе с тем сама книга является объектом исследования историков и литературоведов в разных аспектах: рукописная – в текстологическом, палеографическом и кодикологическом; печатная – в книговедческом.

Все эти проблемы встают при изучении библиотек, в составе которых до нас дошли книги разных веков и разного содержания.

Актуальность исследования состоит в том, чтобы рассмотреть роль монастырей в культурной жизни Древней Руси. Ведь именно в монастырях велись летописи, хранились рукописи, которые удалось сохранить до наших дней, именно из них мы можем получить сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. Попробуем рассмотреть роль монастырей в формировании духовности и в культурном развитии русского народа.














  1. Возникновение монастырских библиотек в Древней Руси

Книжные собрания Русской православной церкви начали формироваться вскоре после принятия христианства на Руси. Князь Владимир посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Уже на начальном этапе формирования духовной жизни на Руси хорошо осознавалась ценность книжного знания: «книгами... мудрость обретаем. Это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости» [6, с.37]. Распространение книжной мудрости стало делом Церкви, уверенно взявшей на себя обязанности по формированию нравственного идеала, интерпретации истории, современных событий. Большую роль в этом играло составление монастырями погодных записей, используемые при этом книги становились ядром книжных собраний. Кроме того, при монастырях и крупнейших соборах существовали мастерские по переписке официальных документов, церковной литературы, что также способствовало расширению монастырских либерий. Первая библиотека со скрипторием упоминается в 1037 г. Ярослав Мудрый «любил книги, и много их переписав, положил в церкви святой Софии».

По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037 г.

Хотя сам собор сохранился, правда, в измененном виде, до настоящего времени, библиотека его утрачена. Неизвестны ни состав фонда библиотеки, ни имена ее писцов. Не дошло до наших дней и ни одной инвентарной описи – как этой, так и какой-либо другой библиотеки Киевского государства, но несомненно, что именно эта библиотека сыграла огромную роль в развитии библиотек древнерусского государства как образец книжного собрания при церкви.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 гг.

Активно строили храмы и многие удельные князья – в частности, новгородские князья Всеволод Мстиславич (1134-?) и Александр Ярославич Невский (1220-1263), владимирский великий князь и ростовский князь Константин I Всеволодович Мудрый (1186-1218). При этих храмах создавались собрания богослужебных книг. В многочисленных источниках, свидетельствующих об укреплении княжеской власти и христианства на Руси, содержатся сведения о частных библиотеках. Среди монастырских библиотек наиболее известно собрание Киево-Печерского монастыря, начало которому было положено в XI в. Бытовую и литературную практику древней Руси пропитывала мысль о душевно-полезном чтении, и занятия литературой рассматривалась как священнодействие.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

В первой половине XII в. усилился процесс феодального дробления Киевской Руси, выделения из ранее единого государства ряда княжеств, стремившихся к независимости – Киевского, Владимиро-Суздальского, Смоленского и др., а также боярских республик – Новгородской и Псковской. Новгород освободился от власти киевских князей в 1136 г. [2, с.81]

С XIII до середины XV века Русь пережила свыше 160 войн с внешними врагами, но особенно ощутимыми стали потери, понесенные в годы татаро-монгольского господства, продолжавшегося более 200 лет. Это привело к исчезновению на юго-востоке, в центре и отчасти в западных областях Руси книг домонгольского периода. Факты уничтожения книг татаро-монголами отмечены в летописях – например, упоминается о гибели книг во время захвата города Владимира в 1238 г. Софийский собор в Киеве был разграблен в 1240 г. Погибли и монастырские библиотеки, появившиеся в XI – начале XIII вв. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на территории новгородских земель и на русском севере там же.

Одной из наиболее крупных русских библиотек периода ХV-ХII вв. была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. Согласно описям, в 1601 г. в его библиотеке насчитывалось 1065, а в 1664 г. – 1916 книг. Библиотека занимала особое, специально отведенное для нее здание. Другая крупная библиотека Русского Севера принадлежала Соловецкому монастырю. К концу XVII в. его библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг. Наряду с этими очень крупными монастырскими библиотеками того времени существовали также библиотеки Троице-Сергиева и Волоколамского монастырей, расположенных вблизи Москвы. В библиотеке первого из них в середине XVI в. насчитывалось 411 древних рукописей. Второй монастырь был основан идеологом официальной церкви Иосифом Волоцким (1439-1515), который передал в библиотеку свое книжное личное собрание. Согласно летописи конца XVI в., в этой монастырской библиотеке насчитывалось почти 1150 томов [1, с.102].

Библиотеки Новгородской республики, сохранившей свою независимость и в годы татаро-монгольского ига, продолжали активно пополнять свои фонды. Новгород активно развивал связи со странами Европы (в первую очередь с городами Ганзейского союза), однако в отличие от ганзейских городов в Новгороде так и не появилась городская библиотека (их создание было результатом Реформации, то есть определенных общественных реформ, способствовавших привлечению к власти более широких слоев населения этих городов). Наиболее крупным новгородским книжным собранием оставалась библиотека Софийского собора.

Библиотека Софийского собора в Новгороде отличалась от других русских библиотек особо хорошо подобранным фондом, которым активно пользовались для изготовления копий. Сюда приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали книги. Одним из них был, например, игумен Соловецкого монастыря Досифей (конец XIV – начало XV в.). Среди читателей библиотеки были и архиепископы новгородские Геннадий (1484-1504) и Макарий (1482-1563). Воздействие чтения на принятие жизненных решений проявлялось по-разному, его можно видеть и в распространении монашества на Руси. В XI в. возникло 5 монастырей, в XII – 41, в XIII – 22, в XIV – 80, в XV – 70 [3, с.40].

Крупнейшим центром летописания XI-XII вв. был Киево-Печерский монастырь, значительный в те времена очаг русской культуры и просвещения. Летописцы Киево-Печерского монастыря создали обширные летописные своды – драгоценные свидетельства прошлого русской земли. Так, древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет». Составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века.

Считается, что главной основой стал свод XIII в. созданный в юго-западных русских районах и потому содержащий много сведений о Галицко-Волынском княжестве. В свод включена третья редакция Повести временных лет, а также исторические сведения до 1292 года; до 1200 года это в основном киевские события, а потом галицко-волынские [2, с.149].

Все это разнообразие тем, событий, жанров служит определенной цели помогает летописцу рассказать об истории Руси как пути от тьмы к свету – от язычества к христианству. На исторические события летописец смотрит с точки зрения христианской морали, видит в истории и делах людей борьбу дух начал – света и тьмы, Бога и дьявола.

Небесное в летописи едино с земным: к Богу с молитвой обращается летописец, с Ним чувствует постоянную связь, от Него ждет помощи в труде. Христос присутствует для летописца в каждом миге земного бытия.

Вечное в летописи дано в аспекте временного. Чем сильнее подчеркивается временность событий, тем больше выявляется их вечный и вневременной смысл. Чем чаще летописец напоминает о быстротечности и мимолетности бытия, тем медленнее и эпичнее летописное изложение. Время подчинено вечности. В летописи все события подчинены ровному и размеренному течению времени [9, с.68].

При Ярославе Мудром начинают усиленно переводить литературу с греческого языка. Центрами перевода книг были монастыри. Переводятся, прежде всего, богослужебные книги: служебная месячная Минея (собрание служб в календарном порядке на весь год), Триоди (сборники богослужебных текстов по «пасхальному» циклу), Служебники (сборники текстов, произносимых священнослужителями при богослужениях), Требники (сборники текстов обрядов, совершавшихся при обычных богослужениях вне церкви), Часословы (сборники псалмов и молитв, исполняемые в определенные часы суток) [4, с.163].

Широко переводились в монастырях и так называемая «учительная литература» – сочинения христианских писателей III-XI веков и жития святых. Особой известностью пользовались учения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина.

Старейшие сохранившиеся русские книги относятся к XI в. Их немногим более двух десятков, большинство из них – богослужебные или религиозно-нравоучительные, шесть Миней, четыре Евангелия, четыре Псалтыря; жития святых, сочинения отцов церкви [1, с.86]. Причиной такому небольшому количеству книг явились многочисленные войны. Монастыри, церкви оставались единственной защитой произведений от мародерства.

Центрами книжного дела вплоть до XIV века оставались Псков и Новгород. Вскоре появились и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский.

Знаменательным культурным начинанием монахов Соловецкого монастыря было связано с собиранием книг. Священоинок (впоследствии игумен) Досифей собирал библиотеку, писал жития Зосимы и Савватия, привлекал к созданию и редактированию рукописей наиболее эрудированных литераторов того времени. Будучи в Новгороде, Досифей заказывал переписывать книги и посылал их на Соловки. Среди книг собранной Досифеем библиотеки – произведения отцов Церкви разных эпох, от Василия Великого и Иоанна Златоуста до Иоанна Дамаскина. Хорошо была представлена в собрании и русская литература, начиная со «Слова о законе и благодати». Досифей впервые на Руси стал помечать книги монастырского собрания особым знаком-экслибрисом. Он содействовал и развитию книжной миниатюры. Создание библиотеки стало делом жизни игумена, внесшего немалый вклад в становление отечественной книжной культуры [10, с.154].

Следует отметить, что при монастырях стали создаваться уже мастерские для переписи книг. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. Вскоре появились профессиональные писцы, отделившиеся от монастырских мастерских. Работали они уже на заказ на городских площадях и получили название «площадные писцы».

Таким образом, книгопись постепенно отделилась от монастырей. Появилась книжная мануфактура. Однако сочинительство еще сохранялось в стенах монастырей среди монахов и деятелей церкви.


  1. Роль монастырских библиотек в сохранении и развитии литературы

Со времен княжения Ярослава Мудрого начинается история русского монашества, появляются русские монастыри, которые играют не только роль религиозных центров, но и своего рода академий наук и университетов. В ХI-XIII веках были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах. В период до нашествия монголо-татар монастырей на Руси возникло около 70, они были расположены по всей обширной территории древнерусского государства.

«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои летописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи.

Устав монастырей предусматривал в них особую должность книгохранителя и вменял в обязанности монахам чтение книг. В частности, устав греческого Студийского монастыря, который в XI веке был введен в русских монастырях, требовал от книгохранителя «по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы, и раздавать им книги для чтения. Вечером, по сигналу же, монахи должны были собираться опять и возвращать книги, взятые по записи» [7, с.308]. По монастырским правилам книги также читались и вслух во время общей трапезы.

Устав обязывал книгохранителя бережно хранить книги, предусматривал меры наказания нерадивых читателей: «Кто же умедлит (опоздает) возвратить книгу, да подвергнется эпитимии (форма религиозного наказания: поклоны, пост, длительные молитвы)» [5, с.154].

Основным источником поступления книг в монастырь было переписывание книг наиболее образованными монахами. Но существовал еще и другой источник книжных поступлений. В те времена был обычай делать в монастыри и церкви вклады книгами. На многих древнейших рукописях имеются пометки, рассказывающие кто, когда и по какому поводу пожертвовал книги. Об этом же есть записи и в некоторых летописях.

Наиболее богатыми книжными собраниями владели новгородский Софийский собор и владимирский Успенский собор.

Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром. Здесь было много грамотных людей, переписывались книги, велись летописи. Новгород, как и все древнерусские города, много раз страдал от пожаров, но избежал монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода.

Здесь, при новгородском Софийском соборе, еще в пору просветительской деятельности Ярослава Мудрого была создана другая древнейшая русская библиотека. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории России древнейшие славянские рукописи, в том числе Остромирово Евангелие (датируется 1056-1057 гг., в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке), «Изборник» Святослава (датируется 1073 г., сейчас хранится в Государственном историческом музее), древнейший список «Русской правды» (1280) и другие [4, с.104]. Библиотека Софийского собора находилась под наблюдением и в ведении новгородского владыки.

Слава о собрании книг в Новгороде шла «по всей Руси великой». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Известно, например, что в библиотеке Софийского собора работал игумен Соловецкого монастыря, который копировал самые древние и знаменитые рукописи и пересылал их в библиотеку на Соловки.

Значение книжного собрания новгородской Софии огромно. Достаточно сказать, что новгородские рукописные книги легли в основу книгохранилища Новоиерусалимского монастыря, основанного в XVII веке патриархом Никоном. Около 2000 книг увезли в 1859 г. в Петербургскую духовную академию [1, с.102]. И поныне многие книжные сокровища Софийской библиотеки Новгорода хранятся в фондах Российской национальной библиотеки.

Монастырская древнерусская библиотека XI-XIII веков не являлась библиотекой в современном понимании этого слова. Ныне библиотековедение понимает под библиотекой развивающуюся систему, включающую четыре взаимосвязанных элемента: книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база. В давние же времена из этих элементов присутствовал по существу лишь один – книга. Значение для библиотеки читателя, библиотекаря и материально-технической базы осознается позднее. Примат книги приводил к тому, что древнюю монастырскую библиотеку называли именно «книгохранительницей». Это точное слово, передающее книгохранилищный (книгособирательный) характер деятельности библиотеки. Поэтому самой характерной особенностью монастырских библиотек этого периода являлась работа по созданию и сохранению книги [9, с.28]. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада (при этом последние явно доминировали).

Что же чаще всего встречалось исследователям в составе монастырских библиотек, где и как хранились они, какие сокровища в них таились? Чаще всего документы и книги размещались в ризницах или на церковных полатях. В Софийском соборе Новгорода это место находилось «в верхней части храма под особой главою, под сводами за железными затворами», в подмосковных монастырях, напротив, это были подвальные помещения. Случалось, что для библиотек выделяли отдельную палату, но также мало приспособленную для хранения книг. По мнению Уварова, древние рукописи хранились «в подземельях, на колокольнях и в чуланах» никому не нужные [6, с.57]. За сохранение библиотек отвечали ризничие или монастырские казначеи, так как библиотеки часто объединялись с ризницами, случалось, что ключи хранились у настоятеля.

Часто монастырские собрания имели каталоги или описи, не отличавшиеся полнотой, многие рукописи в них не вносились, оставаясь «поверженными в кипах старинных бумаг и столпцов» [3, с.154]. Поэтому каталог редко соответствовал тому, что исследователи встречали в библиотеках. Бывали и исключения. Среди них появившиеся в XV в. и дополнявшиеся на протяжении нескольких веков описи книжного собрания Кирилло-Белозерского монастыря. Несоответствие описей и наличных старинных книг и бумаг объяснялось тем, что собрания на протяжении многих лет подвергались частым изъятиям. Из упомянутой выше библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря книги вывозились на протяжении почти трех веков, начиная с XVII в. и заканчивая второй половиной XIX в. Сначала вывозились дублетные издания и списки, затем древнейшие пергаменные рукописи, потом Синод распорядился отослать наиболее ценное из оставшегося в библиотеку Софийского собора в Новгороде и, наконец, в 1878 г. остатки отправили в Петербургскую духовную академию [2, с.147]. Такая же судьба постигла и книжные собрания подмосковных монастырей.

«Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования, – писал академик Б. Греков, – служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата – библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг» [3, с.154]. 

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком  монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря. 

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. «истинными» книгами, находились апокрифические, т.е. «ложные», «отречённые» сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь [5, с.154]. 

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности. 

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.











































Заключение

Подводя итоги, следует отметить следующее. Библиотеки русских монастырей и соборов формировались с момента принятия Русью христианства. Состав их был достаточно разнообразным, и перечень книг выходил далеко за рамки общепринятой церковной литературы. Анализ каталогов и описей позволяет сформировать лишь условное представление о библиотеке. Приходится констатировать, что большинство монастырских собраний рассредоточено по архивам, книгохранилищам, музеям.

До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.

Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «морских» забот и волнений.

Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением. Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.









Список литературы

  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. – М.: Либерея, 2001. – 160 с.

  2. Балкова И.В. История библиотечного дела. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с.

  3. Баренбаум И.Е. История книги: Учебник для вузов. – М.: Книга, 1984. – 248 с.

  4. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. – СПб.: Профессия, 2002. – 352 с.

  5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. – М., 1991. – С. 154.

  6. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры 16-17 веков. – Л.: Наука, 1977. – 222 с.

  7. Низовский А.Ю. Самые знаменитые Монастыри и Храмы России. – М.: Вече, 2000. – 464 с.

  8. Талалакина О.И. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество. – М., 1981. – 78 с.

  9. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. – М.: Либерея, 2001. – 80 с.

  10. Шира Д. Введение в библиотековедение. – М., 1982. – 256 с.