СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль имени числительного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль имени числительного»

Тема: Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль имени числительного

Цель: научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

Задачи:

1) Образовательные:

-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

-продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

2) Воспитательные:

-воспитывать внимание к слову;

-содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

3) Развивающие:

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.

Материально-техническое обеспечение: учебно-справочные пособия, раздаточный материал, мультимедийная презентация

Тип занятия: комбинированное занятие

Технологии: технология развития критического мышления, информационные компьютерные технологии

Дата проведения: 09.04.2018


Ход занятия

Организационная часть

- Приветствие ребят

- Проверка присутствующих

- Сообщение об особенностях сегодняшнего занятия


Проверка знаний ранее изученного материала

  1. Лингвистическая разминка

Пятый, пятерка, пятак, пятерня.

Тройка, троица, третий, трилогия.

Двойственность, двоечник, два, двоеточие

- Обобщите слова каждого ряда. Найдите «лишнее».

В каждом ряду сгруппированы однокоренные существительные, а лишнее слово – числительное.

  1. Прием «верные и неверные утверждения».

- Все вы, за исключением нескольких человек, уже знакомы с числительными, но практика показывает, что помните вы о них крайне и крайне мало. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2…имена числительные изменяются по падежам;
3….все числительные можно записать цифрами;
4…эта часть речи может быть только определением;
5… числительные имеют общие признаки с существительными;
6…они имеют общие признаки с прилагательными;
7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
8….числительное не может состоять из 3 слов;

- Мы вернемся к нашим предположениям в конце занятия и проверим, что вы знаете, а что пришлось вспоминать.


Изложение нового материала

Прием «денотатный граф»

Денотатный граф (от латинского denoto – «обозначаю» и греческого «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. ... Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».


Имя числительное






сочетается

обозначает

употребляется

является

делится

изменяется

отвечает













Описание содержания денотатного графа.

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки:

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте

Сочетается – с существительными и словами, их обозначающими (местоимениями, например)

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Делится – по структуре: на простые, сложные и составные; по значению: на количественные и порядковые

Является – любым членом предложения

Употребляется – в устной и письменной речи (документы)


Первичное применение новых знаний, закрепление их на практике

Задание 1. Какие из слов относятся к числительным ? (подчеркнуть)

        Трое,  двойка, биллион,  две тысячи двести пятьдесят шестой, восьмилетний, пятак, трижды, одна вторая, полтораста.


Задание 2. Укажите разряд числительных.

        Пятьсот шестьдесят восемь целых две десятых ------------------------

        Восемьдесят девятый --------------------------------------

        Тысяча ---------------------------------

        Двое ------------------------------------

        Пятеро----------------------------------

        Четвёртый -----------------------------

        Пять десятых -----------------------------


Задание 3. Лингвистическое исследование.

Проанализируйте языковой материал и определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.

I.

  1. трое солдат, двое мужчин, пятеро сыновей, трое сирот;

  2. четверо ребят, семеро молодых людей, трое незнакомых лиц;

  3. трое суток, двое саней;

  4. семеро козлят, шестеро зайчат

II. обоих братьев, у обоих окон;

обеих сестёр, обеими руками

III. трое волков, четверо кошек;

двое подруг, семеро студенток

В русском языке всего 10 собирательных числительных: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Практически собирательными числительными больше семеро мы не пользуемся. Обычно говорят: у них было девять детей, а не у них было девятеро детей.

Следует учитывать, что они находят применение в ограниченном количестве случаев, а именно:

  1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола;

  2. с существительными дети, ребята, люди, а также лицо в значении «человек»;

  3. с существительными, имеющими формы только множественного числа (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц и т.д);

  4. с названиями детенышей животных ( Розенталь считает это разговорной нелитературной формой);

  5. с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их пятеро;

  6. с субстантивированными числительными: вошли двое, трое в серых шинелях.

В отдельных случаях собирательные числительные не используются, так как они вносят сниженный оттенок значения: два профессора, три генерала (а не двое профессоров, трое генералов).


Задание 4. Выберите правильную форму числительного и объясните свой выбор.

Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

(Семеро, семь) сут.. продолжалась метель.

По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

Мы гордились (оба, обе) братьями.

(Восемь, восьмеро) новых учеников пришли в наш класс в этом году.

Пресс-конференцию проводили (трое, три) профессор… .


Задание 5. Лингвистическая задача.

А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками и 22 ножницами. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, ножниц, 21 (двадцать одни) сутки, ножницы. Но стоит добавить еще одни сутки, ножницы, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное сутки, ножницы?

(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).


Задание 6. Подчеркните числительные как члены предложения.

1.Широта Москвы - пятьдесят пять градусов сорок пять минут, а долгота - тридцать семь градусов тридцать семь минут. 2. Сумма чисел десяти тысяч ста семидесяти восьми и тысячи ста семидесяти равна одиннадцати тысячам трёмстам сорока восьми. 3. Воды Индийского океана даже на глубине шестисот-восьмисот метров сохраняют температуру от одиннадцати до тринадцати градусов выше ноля. 4. Масса атмосферы составляет пять целых тридесятых миллиарда тонн. 5. Самая высокая гора на Земле имеет высоту не менее девяти тысяч ста метров, но её значительная часть, составляющая не менее четырёх тысяч восьмисот семидесяти семи метров, скрыта под водой.


Задание 7. Определите падеж имен числительных.

Без семидесяти четырёх тысяч рублей (           ); к тысяча девятьсот пятому году (        );         тридцать телевизоров(       ); полутора тонн угля (         );  с девяноста тремя         пассажирами(         ); о девятистах пятидесяти рублях (        ); пятерых студентов.    


Задание 8. Замените числовую запись буквенной.

Вытянул 500-й номер _________________________

Около 600 километров пути__________________________                      

Поезд с 278 экскурсантами _____________________________

Высота равна 2159 метрам _____________________________

Свыше 770 гектаров_____________________________________

Не найти 11 копеек______________________________________

Более (полтораста) штук __________________________________

Речь пойдет о 476 рублях ____________________________________


Задание 9. Замените цифры буквами. Отметьте примеры с числительными.

90 (дневный) переход ________________________

550 (тысячный) житель___________________________

375 (квартирный) дом________________________________

1257 год __________________________________________

285 (миллионный) народ______________________________________

900 (метровая) высота__________________________________________

длиной в 3750 километров_______________________________________

5/6  территории _________________________________________

1 ½ ( тонный) автомобиль____________________________________

21,7  миллиона рублей _______________________________________

Интернационал 2 ½________________________________________

 

Задание 10. Исторический экскурс.

В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь.

В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см.), "большой палец" - дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад.

         Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще ( 21, 2 км (20 верст), заменённую позже верстой (от 500 - 750 саженей).

Пядь - древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17 - 18 см.) - расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного).


Обобщение и систематизация

Тест

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного:

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного:

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное:

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.


Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного:

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного:

1) Он встретил обеих братьев.

2) Двадцать двое суток они скитались по пустыне.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) У него двое часов.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное:

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.


Вариант 3

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое суток

2) шестеро ребят

3) восьмеро килограммов

4) девятеро лосят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое футболистов

2) трое книг

3) трое портних

4) трое профессоров

3.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного:

1) Этот переход составил около четыреста шестьдесят километров.

2)Я сегодня встречалась с обеими подругами.

3)Парохода ждали только четверо женщин.

4)На занятиях не было обоих сестёр.

4. Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного:

1) Двое друзей вышли из дома.

2) Барин нанял для уборки дома троих работниц.

3)Пятеро медведей выступали на арене цирка.

4) Пятеро альпинисток поднялись в гору.

5. Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное:

1)Около четырехсот девяносто участников прибыли на конференцию.

2)Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.

3) В озеро несут воды не менее триста тридцати щести речек.

4)Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.


Рефлексия

-Что сегодня повторили?

- Давайте вернемся к нашему листу ответов «верно/неверно» и проверим себя. (Анализ ответов учащихся, исправление ошибок)

-Составьте синквейн по теме урока.

СИНКВЕЙН – прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

(Например,

Числительные

Количественные, порядковые

Изменять, определять, использовать

Избегать грамматических ошибок при употреблении.

Трудно)


Литература

  1. Русский язык. От фонетики до текста/ И.Э.Савко. – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 512 с.

  2. Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика/ Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. – 704 с.

  3. 700 тестовых заданий по русскому языку: Пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ.средн.образования, с рус.яз.обучения. /Т.А.Печенева, В.Д.Стариченок. – Мн.: Юнипресс, 2006. – 592 с.

  4. Русский язык: морфология: правила: упражнения: тесты: для подготовки к централизованному тестированию/ Т.В.Ратько, О.Е.Горбацевич, И.В.Гормаш. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 256 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!