СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Цель:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

- отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

- уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 6 класс»

Тема: Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Цель:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

- отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

- уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.


1.Организационный момент. Постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания

1) Цифровой диктант(с взаимопроверкой). (2 минуты)

-Н- 1

-НН- 2

Телефонный аппарат, льняная скатерть, старинные книги, глиняные горшки, письменный стол, кожаное кресло, стенные часы, обеденный стол, пчелиный мед, оловянные солдатики, румяное лицо.


Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами. - Обратимся к эпиграфу. Подумайте, как он может быть связан с темой урока:


Вышел старик-годовик, махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны чёрное,

А с другой – белое.

- Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку?

( отвечают:

старик-годовик – это год,

двенадцать птиц – это 12 месяцев,

четыре крыла – это 4 недели,

семь перьев – это 7 дней в неделе,

чёрное крыло – ночь,

белое крыло – день)

- Двенадцать, четыре, семь – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число».


3.Формулирование темы и целей урока.

- Запишите число, сформулируйте сами тему сегодняшнего

урока. «Имя числительное как часть речи.». Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомимся с именем числительным как … ;

2.Научимся отличать имя числительное … .

Цель нашего урока:

1. Познакомимся с именем числительным как

частью речи;

2. Научимся отличать имя числительное от других

частей речи со значением числа; правильно употреблять их в речи).


Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)



2. Работа в группах . На странице 173 прочитайте правило, составьте постер

1 группа «Что называется именем числительным?»

2 группа «Морфологические признаки числительных»

3 группа «Синтаксическая роль числительных» (20минут )


Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.















3. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (5 минут)


Имя существительное

кто? что?

Новенький пятак, стал первоклассником,

Имя числительное

сколько?

10 секунд, 40 метров.

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

Третий час,

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить сумму,

утроить усилия.




4.Определите разряд числительных. Выпишите сначала количественные числительные, а затем – порядковые.

Двадцать первый, семьсот, вторую, восемнадцать, третьего, четырёх, сороковую, пятое, шестидесяти семи, девятым, десятью, шестые.


Ответ: Количественные

Семьсот, восемнадцать, четырёх, шестидесяти семи,

десятью.


Порядковые

Двадцать первый, вторую, третьего, сороковую, пятое, девятым, шестые.



5. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор


Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.




6.Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи), семь пядей во лбу (очень умный)


7. Сообщения учащихся


- Семь – таинственное число, особое, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете… Чем же это объяснить?

-Послушайте сообщение из истории числительных (ученик 1)


Ученик 1 (сообщение) Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число «семь» считалось священным, оно было весьма распространено.


- А знакомо вам такое выражение «семь пятниц на неделе»?

О ком так говорят?

- Сейчас вы точнее узнаете значение этого выражения

(сообщение ученика 2)


Ученик 2 (сообщение) Семь пятниц на неделе - так говорят о человеке, который часто меняет свои решения. Но почему именно пятница стала символом человеческого непостоянства?

Объясняется это особенностями старого русского быта.

В далёкие времена именно пятница была свободным от работы днём. Это был базарный день. В пятницу, получая деньги, давали обещание привезти на следующий неделе нужный товар. О людях, нарушивших эти обязательства, говорили, что у них семь пятниц на неделе, то есть неделя состоит из одних пятниц.


- Десять, двадцать, тридцать… А почему сорок, а не четыредесят? Послушайте сообщение о числительном «сорок». ( ученик 3)

Ученик 3 (сообщение) Из истории числительных. Сорок.

Слово «сорок» по своему происхождению является именем существительным. В Древней Руси оно означало «мешок». В такой «сорок» (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. Четыре десятка собольих или беличьих шкурок – этого хватало на целую шубу. Слово «сорок» постепенно заменило старинное числительное «четыредесят», которое обозначало именно то количество, сегодня которое передаётся числительным сорок.

Сохранилось выражение «сорок сороков», то есть очень много.

- А теперь обратимся к тексту и посмотрим, какую роль играют в нём имена числительные.


8.О том, что имена числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок, поговорок.

Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные.


Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.


9.Тестовая проверка по усвоению темы. (Самостоятельная работа).

Задание: Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов,

вам необходимо выбрать правильный ответ.

1. Какое из утверждений является неверным?

А) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая

число, количество предметов или их порядок при счете.

Б) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая

предмет и его порядок при счёте.

В) Числительное отвечает на вопросы сколько? который? какой?

Г) Имя числительное изменяется по падежам.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите слово, не являющееся именем числительным:

А) пять Б) пятеро В) пятак Г) пятый

4. Укажите количественное (-ые) числительные

А) сто десять Б) дважды В) сто первый Г) восьмой

5. Укажите порядковое (-ые) числительные:

А) во- вторых Б) (в) первом

В) трояк Г) сто двадцать пять

!Взаимопроверка: Поменяйтесь работами и, оцените работы друг друга.

Ответы (1. Б; 2. Г; 3. В; 4. А,; 5. Б, ).

Вы справились с трудной работой! Молодцы!

10.Рефлексия. 2 минуты

Сегодня я узнал(а)… У меня получилось….

Было интересно… Я выполняла… Меня удивило… Я поняла, что… Теперь я могу… Мне захотелось…

Я научился / научилась…

11. Домашнее задание: стр174 упр. 600 (1 минута)





Технологическая карта

Тема: Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

1) Цифровой диктант(с взаимопроверкой). (2 минуты)

-Н- 1

-НН- 2

Телефонный аппарат, льняная скатерть, старинные книги, глиняные горшки, письменный стол, кожаное кресло, стенные часы, обеденный стол, пчелиный мед, оловянные солдатики, румяное лицо.


Обратимся к эпиграфу. Подумайте, как он может быть связан с темой урока:


Вышел старик-годовик, махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны чёрное,

А с другой – белое.

- Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку?

- Двенадцать, четыре, семь – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число».

- Запишите число, сформулируйте сами тему сегодняшнего

урока. «Имя числительное как часть речи.». Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомимся с именем числительным как … ;

2.Научимся отличать имя числительное … .

Цель нашего урока:

1. Познакомимся с именем числительным как

частью речи;

2. Научимся отличать имя числительное от других

частей речи со значением числа; правильно употреблять их в речи).


Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)



2. Работа в группах . На странице 173 прочитайте правило, составьте постер

1 группа «Что называется именем числительным?»

2 группа «Морфологические признаки числительных»

3 группа «Синтаксическая роль числительных» (20минут )


Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

3. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (5 минут)


Имя существительное

кто? что?

Новенький пятак, стал первоклассником,

Имя числительное

сколько?

10 секунд, 40 метров.

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

Третий час,

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить сумму,

утроить усилия.


4.Определите разряд числительных. Выпишите сначала количественные числительные, а затем – порядковые.

Двадцать первый, семьсот, вторую, восемнадцать, третьего, четырёх, сороковую, пятое, шестидесяти семи, девятым, десятью, шестые.


5. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор


Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.


6.Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

На один зуб , семь потов сошло ,из первых рук , опять двадцать пять, как свои пять пальцев , как две капли воды , семь пядей во лбу .


7. Сообщения учащихся


- Семь – таинственное число, особое, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете… Чем же это объяснить?

-Послушайте сообщение из истории числительных (ученик 1)


Ученик 1 (сообщение) Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число «семь» считалось священным, оно было весьма распространено.


- А знакомо вам такое выражение «семь пятниц на неделе»?

О ком так говорят?

- Сейчас вы точнее узнаете значение этого выражения

(сообщение ученика 2)


Ученик 2 (сообщение) Семь пятниц на неделе - так говорят о человеке, который часто меняет свои решения. Но почему именно пятница стала символом человеческого непостоянства?

Объясняется это особенностями старого русского быта.

В далёкие времена именно пятница была свободным от работы днём. Это был базарный день. В пятницу, получая деньги, давали обещание привезти на следующий неделе нужный товар. О людях, нарушивших эти обязательства, говорили, что у них семь пятниц на неделе, то есть неделя состоит из одних пятниц.


- Десять, двадцать, тридцать… А почему сорок, а не четыредесят? Послушайте сообщение о числительном «сорок». ( ученик 3)

Ученик 3 (сообщение) Из истории числительных. Сорок.

Слово «сорок» по своему происхождению является именем существительным. В Древней Руси оно означало «мешок». В такой «сорок» (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. Четыре десятка собольих или беличьих шкурок – этого хватало на целую шубу. Слово «сорок» постепенно заменило старинное числительное «четыредесят», которое обозначало именно то количество, сегодня которое передаётся числительным сорок.

Сохранилось выражение «сорок сороков», то есть очень много.

- А теперь обратимся к тексту и посмотрим, какую роль играют в нём имена числительные.


8.О том, что имена числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок, поговорок.

Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные.


Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.


9.Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе,

вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.

Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков.

Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается …

урок.

10.Тестовая проверка по усвоению темы. (Самостоятельная работа).

Задание: Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов,

вам необходимо выбрать правильный ответ.

1. Какое из утверждений является неверным?

А) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая

число, количество предметов или их порядок при счете.

Б) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая

предмет и его порядок при счёте.

В) Числительное отвечает на вопросы сколько? который? какой?

Г) Имя числительное изменяется по падежам.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите слово, не являющееся именем числительным:

А) пять Б) пятеро В) пятак Г) пятый

4. Укажите количественное (-ые) числительные

А) сто десять Б) дважды В) сто первый Г) восьмой

5. Укажите порядковое (-ые) числительные:

А) во- вторых Б) (в) первом

В) трояк Г) сто двадцать пять

!Взаимопроверка: Поменяйтесь работами и, оцените работы друг друга.

11.Рефлексия. 2 минуты

Сегодня я узнал(а)… У меня получилось….

Было интересно… Я выполняла… Меня удивило… Я поняла, что… Теперь я могу… Мне захотелось…

Я научился / научилась…

12. Домашнее задание: стр174 упр. 600 (1 минута)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!