Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи Состав неизменяемых слов
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: ознакомление с особенностями наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи и состава неизменяемых слов.
Результаты:
- личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- предметные: производить разбор слова по составу, соотносить состав слова с представленной схемой его строения, составлять схему строения слова;
- метапредметные:
— регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
— коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— познавательные: классифицировать языковые единицы.
4 класс
1
Разберите слова по составу
попугайчик
какаду
Актуализация
— Выполняем задание письменно в тетради: разберите эти два слова по составу. Что для этого нужно знать и уметь? (Нужно знать порядок разбора слова. Правильно выделять все его части. Уметь определять часть речи, к которой относится слово.)
— Посмотрите внизу слайда: подходит ли эта схема к какому-либо слову или она здесь лишняя?
— Что означает суффикс -чик, который вы выделили в слове «попугайчик»? Какое у него значение?
Целеполагание
— Вы смогли выполнить задание? (Не полностью, есть трудности со словом «какаду». Ещё мы точно не знаем значение суффиксов.)
— В чём затруднение? (Сложно выделить в нём части слова. А ещё непонятно про схему состава слова. У нас здесь нет такого слова или мы просто его не знаем).
— Какова же тема урока? Чему мы должны научиться?
-тель
-лив-
-о
-а-
-чик
Определите по суффиксу часть речи.
Запишите два примера этой части речи с суффиксом
Открытие нового знания
— Угадайте по суффиксу часть речи. Интересно, сможете ли вы это сделать? Запишите по два примера подходящей части речи с нужным суффиксом.
( -тель : имя существительное: писа тель , учи тель .
-а- : глагол: дыш а ть, леж а ть.
-о : наречие: холодн о , смешн о .
-чик : имя существительное, суффикс имеет уменьшительно ласкательное значение: апельсин чик , кон чик .
-лив- : имя прилагательное: дожд лив ый, терпе лив ый.)
— Какие значения есть у этих суффиксов?
Как называются детёныши животных?
Вставьте нужные слова в стихотворение
Открытие нового знания
— Как называются детёныши животных? Вставьте пропущенные слова в стихотворение.
— Выделите суффиксы в словах.
— Какое значение есть у этих суффиксов? Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
1
«-к-»
«-ок-»
«-юшк-»
Открытие нового знания
— Давайте понаблюдаем за значением суффиксов у имён существительных. Подберите к этим словам суффиксы, чтобы образовать новые слова.
— Какое значение есть у этих суффиксов?
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
1
Открытие нового знания
— Посмотрите на каждое слово и его суффикс. Давайте обсудим значение этих суффиксов. Когда мы так говорим?
1
Часть речи
Суффиксы
Сущ.
Значение
-ик , -чик, -ок, -очк-, -онк-/-ёнк-, -оньк-/-ёньк-
Уменьшительно-ласкательное значение
-тель, -чик, -арь, -ёрь, -ик, -ок, -ак, -ир, -ист
-к-, -их-, -иц-, -есс-, -ш-
Лицо по роду деятельности, занятий
-онок/-ёнок, -ят-
Лицо или животное женского пола
Детёныши животных
-ин-, -ищ-
Увеличительность
-к, -ок, -ик- -ниц-, -тель, -чик
Конкретный предмет
-к-, -б-, -ени-, -ни-, -н-, -ок-
Прил.
Предметность/действие
-ость, -изн-, -от-, -ев-, -иц-, -ств-
Предметность/признак
-ск- , -н- , -чив- , -лив- , -ическ-
Гл.
-а-, -и-, -е-, -у-
Нар.
-о, -е
Открытие нового знания
— Мы изучили все части речи и знаем все части слова. Но так пристально за суффиксами частей речи мы ещё не наблюдали. Посмотрите на таблицу самых распространённых суффиксов частей речи.
— У каких частей речи есть суффиксы с каким-то значением? (У имён существительных есть целых 8 значений суффиксов.)
Дополните порядок разбора слова
по составу
Открытие нового знания
— Давайте сделаем задание: нужно дополнить порядок разбора слова по составу. Давайте вспомним алгоритм разбора. (Читаем слово и понимаем его смысл. Определяем часть речи. Находим в слове окончание. Выделяем основу слова — это всё слово целиком. Находим в слове корень. Для этого подбираем однокоренные слова, сравниваем их и выделяем общую часть. Это и будет наш корень слова. Находим приставку (если она есть). Для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка стоит перед корнем. Выделяем её. Находим в слове суффикс. Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выделяем его знаком.)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
Дополните порядок разбора слова по составу
Открытие нового знания
— Отлично! Проверяем ваше рассуждение. Какую особенность и у какой части слова мы должны помнить? (Окончание — это единственная изменяемая часть слова.)
Измените падеж имён существительных
Открытие нового знания
— Измените падеж имён существительных в стихотворении. Как вы будете рассуждать? (Будем смотреть на главное или зависимое слово, которое стоит в верной форме, и менять падеж по этой форме, задавая вопрос. Например: В чём? — В одёжке. Одёжке какой? — Розовой. Значит, мы верно изменили падеж и формы главного и зависимого слова совпадают.)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
Измените падеж имён существительных
Открытие нового знания
— Измените падеж имён существительных в стихотворении.
— Что необычного вы заметили, когда выполняли эти два задания? (Что, когда меняем падеж, почему-то не изменяются сами слова «фламинго» и «какаду».)
— Действительно, интересные слова. А ещё есть такие слова? Давайте продолжим наблюдать за нашим языком.
Наблюдаем
- Вчера я пошёл в кафе и выпил вкусный горячий шоколад.
- Мы с семьёй часто ходим в кафе на выходных, чтобы пообедать вместе.
- В кафе можно попробовать разные виды пирожных
и тортов.
- В кафе можно почитать книгу или поиграть в настольные игры.
- В кафе обычно играет музыка, и там можно потанцевать под любимую песню.
Открытие нового знания
— Что вы заметили? Можно ли изменить слово «кафе»? Предположите, почему это слово неизменяемое? Попробуйте изменить его падеж.
(И. п. (что?) кафе
Р. п. (чего?) кафе
Д. п. (чему?) кафе
В. п. (что?) кафе
Т. п. (чем?) кафе
П. п. (о чём?) о кафе
Слово никак не изменяется, остаётся прежним.)
12
МЕНЮ
Что это за существительные?
Открытие нового знания
— Что изображено на рисунках? (Кофе, безе, такси, меню.)
— Посмотрите значение этих слов в словаре. Какой словарь нам понадобится? Это слова русские или иностранные? (Словарь иностранных слов русского языка.)
— Зачитайте значения нескольких слов (Безе (франц. baiser поцелуй); кофе (араб. kahve, вероятно, от Kaffa — название страны, откуда арабы его впервые вывезли).)
— Что объединило все эти слова? (Они все взяты из других языков — заимствованные.)
— Вспомните другие заимствованные слова, — такие слова, которые произошли от иностранных слов, но стали частью нашего языка и мы их часто используем? (Спагетти, какаду, фламинго, пианино, эскимо.)
— А теперь запишите три любых заимствованных слова существительных в тетрадь. Разберите их по составу. Что вы заметили? (Всё слово — это основа и корень.)
— А эти слова склоняются? (Нет.)
— Какой вывод мы можем сделать? (У несклоняемых существительных не выделяется окончание. Всё слово составляет основу. Чаще всего, неизменяемое существительное состоит только из корня. У него нет даже нулевого окончания.)
13
Разберите слово по составу
Первичное применение
— Следующие задания выполняем устно.
— Разберите слово по составу. Наверху в ленте над словом вам дана подсказка — указан порядок разбора слова по составу, который вы уже называли ранее. Но каким будет самый первый шаг при разборе и почему его важно сделать? Когда будете отвечать, не забудьте про то, что вы сейчас узнали про неизменяемые части речи и про суффиксы частей речи. (Определяю часть речи. Если это существительное, заимствованное из иностранного языка, то всё слово будет основой и корнем. Если это наречие, то у него не будет окончания. Оно заканчивается суффиксом: чаще всего -о или -е . А ещё мы узнали о самых распространённых суффиксах всех частей речи и уже можем их узнавать и выделять. А дальше рассуждаю по алгоритму разбора слова: нужно найти в слове окончание. Выделяем основу слова — это всё слово целиком. Находим в слове корень. Для этого подбираем однокоренные слова, сравниваем их и выделяем общую часть. Это и будет наш корень слова. Находим приставку (если она есть). Для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка стоит перед корнем. Выделяем её. Находим в слове суффикс. Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выделяем его знаком.)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
13
Соберите слово согласно схеме
Первичное применение
— А теперь задание наоборот: нужно собрать слово согласно схеме. Внизу для подсказки разбросаны части слов.
— Узнаёте среди них суффиксы? ( -чик .)
— К какой части речи этот суффикс принадлежит? (К имени существительному.)
— Какое у него значение? (Уменьшительно ласкательное значение.)
— Какие слова получились? (Походы, датчик.)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
13
Назовите слово, которое
НЕ подходит к схеме
Первичное применение
— А теперь назовите слово, которое не подходит к схеме? Почему? (Урок — корень -урок- , окончание нулевое. В слове нет суффикса.) Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов» из сервиса «Подготовка к уроку».
13
Назовите слово, которое
НЕ подходит к схеме
Первичное применение
— А теперь назовите слово, которое не подходит к схеме. Почему? (Юный — корень -юн- , окончание -ый . В слове нет суффикса.)
13