СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧЕМ ВЫШЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА, ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО РЕЧЬ. КОГДА РЕБЕНОК ОВЛАДЕВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ, РАЗВИВАЕТСЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.  ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ ПРИ УЧАСТИИ РЕЧИ.

Просмотр содержимого документа
«Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка»

 ОПЫТ РАБОТЫ   «ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ  УМСТВЕННОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»    Харитонова Светлана Геннадьевна Музыкальный руководитель МБДОУ №1детский сад «Колобок» 2018 г.

ОПЫТ РАБОТЫ

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УМСТВЕННОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Харитонова Светлана Геннадьевна

Музыкальный руководитель МБДОУ №1детский сад «Колобок»

2018 г.

  УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ .   В. А. СУХОМЛИНСКИЙ  РУКА – ЭТО ИНСТРУМЕНТ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ.  РУКА – ЭТО СВОЕГО РОДА ВНЕШНИЙ МОЗГ   АРИСТОТЕЛЬ    ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ   ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ ИЗУЧЕНА И ПОДТВЕРЖДЕНА ИССЛЕДОВАНИЯМИ МНОГИХ КРУПНЕЙШИХ УЧЕНЫХ, ТАКИХ, КАК И. П. ПАВЛОВ, А. А.. ЛЕОНТЬЕВ, А. А. ЛУРИЯ.  ЧЕМ ВЫШЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА, ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО РЕЧЬ. КОГДА РЕБЕНОК ОВЛАДЕВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ, РАЗВИВАЕТСЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ ПРИ УЧАСТИИ РЕЧИ.  СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ГАРМОНИЧНОГО, УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ, МУЗЫКИ, ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.  ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ РОЛЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ . В. А. СУХОМЛИНСКИЙ РУКА – ЭТО ИНСТРУМЕНТ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ. РУКА – ЭТО СВОЕГО РОДА ВНЕШНИЙ МОЗГ АРИСТОТЕЛЬ

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ ИЗУЧЕНА И ПОДТВЕРЖДЕНА ИССЛЕДОВАНИЯМИ МНОГИХ КРУПНЕЙШИХ УЧЕНЫХ, ТАКИХ, КАК И. П. ПАВЛОВ, А. А.. ЛЕОНТЬЕВ, А. А. ЛУРИЯ.

ЧЕМ ВЫШЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА, ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО РЕЧЬ. КОГДА РЕБЕНОК ОВЛАДЕВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ, РАЗВИВАЕТСЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ ПРИ УЧАСТИИ РЕЧИ.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ГАРМОНИЧНОГО, УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ, МУЗЫКИ, ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ РОЛЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

  ПРИОБРЕТЕННЫЙ ДЕТЬМИ ОПЫТ СТАНЕТ БАЗОВЫМ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ. БЛАГОДАРЯ ИГРОВОМУ ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ, У ДЕТЕЙ БУДЕТ СФОРМИРОВАН ИНТЕРЕС К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ, ДРАМАТИЗАЦИИ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧИТ СОЦИАЛИЗАЦИЮ НА ПОСЛЕДУЮЩИХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДЕТЬМИ НАВЫКИ И ЗНАНИЯ.   

ПРИОБРЕТЕННЫЙ ДЕТЬМИ ОПЫТ СТАНЕТ БАЗОВЫМ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ. БЛАГОДАРЯ ИГРОВОМУ ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ, У ДЕТЕЙ БУДЕТ СФОРМИРОВАН ИНТЕРЕС К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ, ДРАМАТИЗАЦИИ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧИТ СОЦИАЛИЗАЦИЮ НА ПОСЛЕДУЮЩИХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДЕТЬМИ НАВЫКИ И ЗНАНИЯ.  

 АКТУАЛЬНОСТЬ    СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТРЕНИРОВКЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ, ПО МНЕНИЮ М.М.КОЛЬЦОВОЙ ЯВЛЯЮТСЯ «МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ» ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ОБЫЧНО РЕБЕНОК, ИМЕЮЩИЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ, УМЕЕТ ЛОГИЧЕСКИ РАССУЖДАТЬ, У НЕГО ДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. ПОНИМАНИЕ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ЗНАЧИМОСТИ И СУЩНОСТИ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ РУК ПОМОГУТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ОГРАДЯТ ЕГО ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТРЕНИРОВКЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ, ПО МНЕНИЮ М.М.КОЛЬЦОВОЙ ЯВЛЯЮТСЯ «МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ» ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ОБЫЧНО РЕБЕНОК, ИМЕЮЩИЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ, УМЕЕТ ЛОГИЧЕСКИ РАССУЖДАТЬ, У НЕГО ДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. ПОНИМАНИЕ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ЗНАЧИМОСТИ И СУЩНОСТИ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ РУК ПОМОГУТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ОГРАДЯТ ЕГО ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

 СТАТИСТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛОСЬ. ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XXВЕКА БЫЛО ОКОЛО 17% ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, ТО В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXIВЕКА ИХ СТАЛО 55,5 % (ДАННЫЕ М. Е. ХВАТЦЕВА). ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ДЕТЯМ?  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА. МЕТОДИКА И СМЫСЛ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ РУК ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА МОЗГ РЕБЕНКА И МОЗГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВИЗИРУЕТСЯ .

СТАТИСТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛОСЬ. ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XXВЕКА БЫЛО ОКОЛО 17% ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, ТО В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXIВЕКА ИХ СТАЛО 55,5 % (ДАННЫЕ М. Е. ХВАТЦЕВА). ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ДЕТЯМ? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА. МЕТОДИКА И СМЫСЛ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ РУК ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА МОЗГ РЕБЕНКА И МОЗГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВИЗИРУЕТСЯ .

 ЗАНЯТИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ ПОМОГУТ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ХОЗЯИНОМ СВОИХ ПАЛЬЧИКОВ, СОВЕРШАТЬ СЛОЖНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ, А ЗНАЧИТ, ПОДНЯТЬСЯ ЕЩЕ НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ КРУТОЙ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПОЗВОЛЯЕТ ОБЪЕДИНИТЬ РЕЧЬ, МУЗЫКУ, ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ В НОД С ДЕТЬМИ. ОНА ВПИСЫВАЕТСЯ В СПЕЦИФИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ, ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ.  ДАННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНОСИТ РАЗНООБРАЗИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ, ПОДНИМАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ИХ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

ЗАНЯТИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ ПОМОГУТ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ХОЗЯИНОМ СВОИХ ПАЛЬЧИКОВ, СОВЕРШАТЬ СЛОЖНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ, А ЗНАЧИТ, ПОДНЯТЬСЯ ЕЩЕ НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ КРУТОЙ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПОЗВОЛЯЕТ ОБЪЕДИНИТЬ РЕЧЬ, МУЗЫКУ, ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ В НОД С ДЕТЬМИ. ОНА ВПИСЫВАЕТСЯ В СПЕЦИФИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ, ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ. ДАННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНОСИТ РАЗНООБРАЗИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ, ПОДНИМАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ИХ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 ПРИНЦИПЫ   КОМФОРТНОСТЬ –АТМОСФЕРА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ,ВЕРА В СИЛЫ РЕБЕНКА, СОЗДАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО СИТУАЦИИ УСПЕХА. ПОГРУЖЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ОПОРА НА ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ – С УЧЕТОМ ОПЫТА РЕБЕНКА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –ПЕРЕХОД ОТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА, РЕБЕНКА И СВЕРСТНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО МАКСИМАЛЬНО СЛОЖНОГО ЗАДАНИЯ, «ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ». ВАРИАТИВНОСТЬ – СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА РЕБЕНКОМ СПОСОБОВ РАБОТЫ, ТИПОВ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, МАТЕРИАЛОВ, ТЕХНИКИ. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЗДАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РАСКОВАННОЙ, СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА АТМОСФЕРЫ. УЧИТЫВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ГРУППЫ В ЦЕЛОМ.  

ПРИНЦИПЫ

КОМФОРТНОСТЬ –АТМОСФЕРА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ,ВЕРА В СИЛЫ РЕБЕНКА, СОЗДАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО СИТУАЦИИ УСПЕХА. ПОГРУЖЕНИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

ОПОРА НА ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ – С УЧЕТОМ ОПЫТА РЕБЕНКА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –ПЕРЕХОД ОТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА, РЕБЕНКА И СВЕРСТНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО МАКСИМАЛЬНО СЛОЖНОГО ЗАДАНИЯ, «ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ».

ВАРИАТИВНОСТЬ – СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА РЕБЕНКОМ СПОСОБОВ РАБОТЫ, ТИПОВ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, МАТЕРИАЛОВ, ТЕХНИКИ.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЗДАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РАСКОВАННОЙ, СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА АТМОСФЕРЫ. УЧИТЫВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ГРУППЫ В ЦЕЛОМ.

 

ЗАДАЧИ

  • ВОСПИТЫВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО РИТМА, СПОСОБНОСТЬ ОЩУЩАТЬ В МУЗЫКЕ, ДВИЖЕНИЯХ РИТМИЧЕСКУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ И УМЕНИЕ РИТМИЧНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО ДВИГАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА
  • ВОСПИТЫВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО РИТМА, СПОСОБНОСТЬ ОЩУЩАТЬ В МУЗЫКЕ, ДВИЖЕНИЯХ РИТМИЧЕСКУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
  • ФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ И УМЕНИЕ РИТМИЧНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО ДВИГАТЬСЯ
  • СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • СТИМУИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ФОРМИРОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗВИВАТЬ КООРДИНАЦИЮ, ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ДВИЖЕНИЙ ЗНАКОМИТЬ С МЕТРОРИТМИКОЙ РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, КОММУКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
  • СТИМУИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • ФОРМИРОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
  • РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • РАЗВИВАТЬ КООРДИНАЦИЮ, ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ДВИЖЕНИЙ
  • ЗНАКОМИТЬ С МЕТРОРИТМИКОЙ
  • РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ,
  • КОММУКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАЗВИВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ. РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАЗВИВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ. КОРРЕКЦИОННЫЕ
  • РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАЗВИВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.
  • РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
  • РАЗВИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
  • РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
  • РАЗВИВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
  • ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.

КОРРЕКЦИОННЫЕ

  УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ  ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:   СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ИНВЕНТАРЬ ОБОРУДОВА  НИЕ ПОМЕЩЕНИЕ НАГЛЯДНО ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ МУЗЫКАЛЬ  НОЕ СОПРОВОЖ  ДЕНИЕ

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

ИНВЕНТАРЬ

ОБОРУДОВА

НИЕ

ПОМЕЩЕНИЕ

НАГЛЯДНО

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ

МАТЕРИАЛ

МУЗЫКАЛЬ

НОЕ

СОПРОВОЖ

ДЕНИЕ

 ГИМНАСТИКА РУК   ПАССИВНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕРЕД АКТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ. АКТИВНАЯ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ.

ГИМНАСТИКА РУК

ПАССИВНАЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕРЕД АКТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ.

АКТИВНАЯ

С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ.

 СИНТЕЗ   МУЗЫКА ДВИЖЕНИЯ РЕЧЬ

СИНТЕЗ

МУЗЫКА

ДВИЖЕНИЯ

РЕЧЬ

Приемы ПЛАНОМЕРНОСТЬ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Приемы

ПЛАНОМЕРНОСТЬ

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РОДИТЕЛИ  ПЕДАГОГИ  ДЕТИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

ДЕТИ

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити  – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами,  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее  ребенок».  В. А. Сухомлинский    ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК БЛАГОТВОРНО СКАЗЫВАЮТСЯ НА РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ТАК КАК ВСЕ ДВИЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА И РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА ИМЕЮТ ЕДИНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ВЫПОЛНЯЯ ПАЛЬЧИКАМИ РАЗЛИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕБЕНОК ДОСТИНАЕТ ХОРОШЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ РУК, КИСТИ РУК ПРИОБРЕТАЮТ ХОРОШУЮ ГИБКОСТЬ, ИСЧЕЗАЕТ СКОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.  ВНАЧАЛЕ РАБОТЫ ПЕРЕД СОБОЙ ПОСТАВИЛА ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ, НАУЧИТЬ ИГРАТЬ В НЕЕ, РАЗВИВАЯ ПРИ ЭТОМ РЕЧЬ, ВЫЗЫВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК.  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК БЛАГОТВОРНО СКАЗЫВАЮТСЯ НА РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА, ТАК КАК ВСЕ ДВИЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА И РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА ИМЕЮТ ЕДИНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ВЫПОЛНЯЯ ПАЛЬЧИКАМИ РАЗЛИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕБЕНОК ДОСТИНАЕТ ХОРОШЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ РУК, КИСТИ РУК ПРИОБРЕТАЮТ ХОРОШУЮ ГИБКОСТЬ, ИСЧЕЗАЕТ СКОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.

ВНАЧАЛЕ РАБОТЫ ПЕРЕД СОБОЙ ПОСТАВИЛА ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ, НАУЧИТЬ ИГРАТЬ В НЕЕ, РАЗВИВАЯ ПРИ ЭТОМ РЕЧЬ, ВЫЗЫВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК.

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

УСЛОВИЯ ПОДБОР СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

УСЛОВИЯ

ПОДБОР СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ОТБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ВЕЩЬ, СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМАЯ МАМЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МАЛЫША. ПОМИМО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ, ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОТВЛЕЧЬ И РАЗВЕСЕЛИТЬ РЕБЕНКА, ВЕДЬ В ОСНОВЕ КАЖДОЙ ИГРЫ ДЕТСКАЯ ПОТЕШКА ИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ.  НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ОНИ РАЗВИВАЮТ ЛОВКОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВНИМАНИЕ И СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ, А ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ ПОМОГАЮТ СНЯТЬ НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.  МАЛЫШИ, КОТОРЫЕ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ, ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ, БЫСТРЕЕ УЧАТСЯ ПИСАТЬ, ОБЛАДАЮТ ХОРОШЕЙ ПАМЯТЬЮ, РАЗВИВАЮТ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, СКОРЕЕ УСПОКАИВАЮТСЯ ПОСЛЕ СТРЕССА.   

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ВЕЩЬ, СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМАЯ МАМЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МАЛЫША. ПОМИМО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ, ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОТВЛЕЧЬ И РАЗВЕСЕЛИТЬ РЕБЕНКА, ВЕДЬ В ОСНОВЕ КАЖДОЙ ИГРЫ ДЕТСКАЯ ПОТЕШКА ИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ. НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ОНИ РАЗВИВАЮТ ЛОВКОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВНИМАНИЕ И СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ, А ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ ПОМОГАЮТ СНЯТЬ НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. МАЛЫШИ, КОТОРЫЕ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ, ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ, БЫСТРЕЕ УЧАТСЯ ПИСАТЬ, ОБЛАДАЮТ ХОРОШЕЙ ПАМЯТЬЮ, РАЗВИВАЮТ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, СКОРЕЕ УСПОКАИВАЮТСЯ ПОСЛЕ СТРЕССА.  

МЕТОДЫ СЛОВО ПОКАЗ ИГРА МУЗ. СОПРОВОЖД . ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОЙДЕННОМУ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

МЕТОДЫ

СЛОВО

ПОКАЗ

ИГРА

МУЗ. СОПРОВОЖД .

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОЙДЕННОМУ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИГРОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТ-ТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИГРОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТ-ТЬ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НОД ОБРАЗ. ОБЛАСТЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПРАЗДНИКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДОСУГИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НОД ОБРАЗ. ОБЛАСТЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПРАЗДНИКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДОСУГИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ   ЗДОРОВЬЕ, МУЗ. ФИЗКУЛЬТ. ТВОРЧЕСТВО ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫЕ,ДИДАКТИЧЕСКИЕ,ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ЗДОРОВЬЕ, МУЗ. ФИЗКУЛЬТ. ТВОРЧЕСТВО ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫЕ,ДИДАКТИЧЕСКИЕ,ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ  ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЕТЕЙ В ДОУ
  • ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИГРОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТ-ТЬ
  • ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТ-ТЬ
  • ИГРОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТ-ТЬ
  • СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТ-ТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НОД ОБРАЗ. ОБЛАСТЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПРАЗДНИКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДОСУГИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  • СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТ-ТЬ
  • ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НОД ОБРАЗ. ОБЛАСТЬ
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПРАЗДНИКИ,
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ,
  • ДОСУГИ,
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  • ЗДОРОВЬЕ, МУЗ. ФИЗКУЛЬТ. ТВОРЧЕСТВО ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫЕ,ДИДАКТИЧЕСКИЕ,ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
  • ЗДОРОВЬЕ, МУЗ. ФИЗКУЛЬТ. ТВОРЧЕСТВО
  • ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ПОДВИЖНЫЕ,ДИДАКТИЧЕСКИЕ,ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЕТЕЙ В ДОУ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА 1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАТИКА  О. В. УЗОРОВА, Е. А. НЕФЕДОВА «АСТРЕЛЬ» 2007г. 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  Е. С. АНИЩЕНКОВА АСТ 2007 г. 3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Л. ЯРТОВА, Ю. КУДИНОВ АРДИС 2008 г. 4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ  Т. С. ОВЧИННИКОВА КАРО 2008 г. 5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  Л. П. САВИНА 2005 г. 6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ Е. Ю. ТИМОФЕЕВА 2012 г. 7. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ О. И. БОЧКАРЕВА ИТД «КОРИФЕЙ» 2008 г. 8. РАЗГОВОРЧИВЫЕ ПАЛЬЧИКИ «ДЛЯ САМЫХ, САМЫХ МАЛЕНЬКИХ » Т. Ю. БАРДЫШЕВА 2001 г. 9. РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ» М. М. КОЛЬЦОВА 2002 г.    

ЛИТЕРАТУРА

1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАТИКА О. В. УЗОРОВА, Е. А. НЕФЕДОВА «АСТРЕЛЬ» 2007г.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е. С. АНИЩЕНКОВА АСТ 2007 г.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Л. ЯРТОВА, Ю. КУДИНОВ АРДИС 2008 г.

4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ Т. С. ОВЧИННИКОВА КАРО 2008 г.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Л. П. САВИНА 2005 г.

6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ

Е. Ю. ТИМОФЕЕВА 2012 г.

7. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

О. И. БОЧКАРЕВА ИТД «КОРИФЕЙ» 2008 г.

8. РАЗГОВОРЧИВЫЕ ПАЛЬЧИКИ «ДЛЯ САМЫХ, САМЫХ МАЛЕНЬКИХ »

Т. Ю. БАРДЫШЕВА 2001 г.

9. РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ»

М. М. КОЛЬЦОВА 2002 г.