СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Просмотр содержимого документа
«Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего школьника»

Горенкова Оксана Григорьевна

МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска

учитель начальных классов

Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего школьника


I Процесс воспитания и формирования личности ребёнка должен быть умело организован.

По мнению Л. Н. Толстого, « дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далёкого от идеала общества… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Л.Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе». Во времена Л. Н. Толстого детей надо было спасать от нищеты, невежества, раннего тяжёлого труда, бесправия. Времена изменились. Теперь наши дети, имея материальные блага, порою даже в избытке, часто лишены самого необходимого: познавательного интереса, жажды открытия нового, неведомого, чувства причастности к происходящим событиям, родному краю, своему роду, обделены участием и пониманием родителей, не имеют друзей. И им также нужна помощь наставника, учителя.

Л. Н. Толстой считал: «Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, и им присущи большие возможности для развития и воспитания». Л. Н. Толстой был убежден: « Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания».

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе, а также созданию учебников для просвещения народа. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе и не обратив большого внимания на отечественную, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые позволяли бы детям сознательно и творчески усваивать знания. Плодом его многолетних трудов стала «Азбука» - комплекс учебных материалов из четырех книг.

Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 - на естественнонаучные темы. Его книги насыщены материалами из русской истории, народного быта, материалами наблюдений  русской природы. Он использует сказки, басни, былины, пословицы, поговорки. 

Многие современные психологи и педагоги большое внимание в развитии личности ребёнка отводят именно книге. Книга определяет сознание, формирует его мировоззрение, стимулирует познавательную деятельности ребенка. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. Лев Толстой понимал это как никто другой. Поэтому он ставил перед собой следующую задачу: создать такие произведения, которые сочетали бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Все произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, - часть литературного и педагогического наследия Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое». Разгадка, очевидно, кроется в следующем: «...я знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним... я и любовью и трудом приобрел это знание», - говорит сам Л. Н. Толстой.

II «Азбука» Л. Н. Толстого - комплекс учебных книг. Простота слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы.

Значительную часть учебных книг Л. Н. Толстого занимают крупицы народной мудрости - пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины. Под руководством своих наставников дети прочтут пословицы и задумаются над их смыслом: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое».

«Капля мала, а по капле море».

«Конец - делу венец».

«Глупой птице свой дом не мил».

Заново откроют для себя ребятишки знакомые им предметы и явления: «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)

«Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)


II 1). Басни

Мораль басен Л. Н. Толстого не представляет сложности для детского восприятия. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной.

Читая строки басни «Два товарища», мы можем заметить, что мораль «произносит тот, который был оставлен своим другом». Интересуясь, о чём поведал другу Медведь, ненадёжный товарищ получил такой ответ: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Отличительными особенностями басен Толстого являются: простота и ясность языка, глубокое содержание, краткость изложения.

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не о моем, а о своем корме хлопочешь».

«Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня». «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную жизнь. Басня «Муравей и голубка» воспитывает смелость, сопереживание. Самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попадает в сеть, муравей выручает ее.

В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же, в самом деле, пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком. 

В басне «Отец и сыновья» отец, приказав сломать веник, преподал наглядно непослушным сыновьям урок: нужно жить в согласии. Оказалось, что целиком сломать веник невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит». 

Л. Н. Толстой хотел, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости». 

II 2) Реалистическая проза для детей.

Л.Н. Толстого считают родоначальником реалистической прозы для детей. В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике.

Работая над маленькими рассказами для детей, Л. Н. Толстой выбрасывает из них мораль, заставляя читателя делать вывод самостоятельно. Самое главное, чтобы идея произведения стала понятной ребенку. Для рассказов Л. Н. Толстого характерна краткая и простая фраза, немногосложные слова. Чем младше читатель, тем более явно должен быть выражен основной конфликт, охарактеризованы положительные и отрицательные герои.

Главные герои рассказов для детей – сами крестьянские дети. Л. Н. Толстой показывает их естественную жизнь, беря разные её стороны. Л. Н. Толстого в основном его интересует нравственная сторона . Его герои совершают подвиги: «Котёнок» - мальчик спасает маленького котёнка от своры собак, «Пожар» - ребёнок спасает брата и сестру.

Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Ярко создан характер мальчика. Когда Филиппок осознал, что ему хочется учиться в школе, ничто не могло сбить его с пути: ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем.
Психологическая характеристика героя Миши («Корова») более сложна. Мальчик бросил осколки разбитого стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Семья осталась без молока. Мальчика так мучила совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел бурую голову Буренушки с открытыми глазами». В этом рассказе нет описаний и характеристик героев, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение психологической характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод - нравственный или практический,- который текает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». И: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребёнка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах. 
Л. Н. Толстого всегда  волновала тема воспитания правдивости. На эту тему он ещё пишет рассказ «Косточка», где убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду. В этих произведениях Толстой старается показать, что ложь иногда связана с трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

Даже в коротких рассказах Толстого вскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых в семье. Маленький Миша («Старый дед и внучек») дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». С фольклорной выразительностью и лаконизмом передаётся течение жизни, единство поколений. Писатель заставляет читателя задуматься над отношением к старым и беспомощным. Такие произведения очень актуальны в наше время, когда рвётся связь поколений, а в людях проявляется эгоизм и равнодушие даже по отношению к самым близким и родным.

Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Большое место в рассказах Льва Толстого занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчёркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашёл пчелиных маток».

Каждым своим произведением Толстой стремится вызвать глубокие переживания ребёнка, воспитать в нем сопереживание, любовь интерес и уважение к людям. Сюжеты некоторых рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над текстом рассказа Толстой целенаправленно усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Во втором варианте осталась одна фраза, предельно напряжённая эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу». 

Работа Толстого над языком и стилем рассказов — непревзойдённый образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, …каждые три-четыре строчки… превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».


II 3) Рассказы о животных

Л. Н. Толстой явился основоположником зообеллетристического рассказа в русской детской литературе. В произведениях он знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Сообразительность и находчивость галки ( «Галка и кувшин») легко запоминаются маленькими детьми. Писатель познакомил читателей с повадками птицы в конкретных, зримых картинах, из которых состоит рассказ.

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Н. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.).
В одном из рассказов о Мильтоне и Бульке описывается интересная ситуация на охоте. «Как только Мильтон начинал искать, он (Булька) бросался вперед и мешал ему». Толстой думал: «Охота моя испорчена, но Мильтон… придумал, как обмануть Бульку… как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон… пойдет опять по настоящему следу. Всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело». Удивительно, собака, не проявив агрессии к Бульке, который постоянно мешал ей преследовать дичь, сумела выручить хозяина, не дав сорвать его охоту.

Произведения Л. Н. Толстого оказывают глубокое воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель даёт детям урок дружбы и преданности на примерах случаев из жизни животных. Чего стоит поступок Бульки, хозяин которого ехaл служить нa Кaвкaз и, решив не брать его с собой, ушёл из дома потихоньку. («Рассказ Офицера»). Не желая оставаться без хозяина, Булька « пробил раму и выскочил из окна и прямо по следу…проскакал так вёрст двадцать в самый жар». И вот это преданное существо догоняет хозяина: «Он бросился ко мне, лизнул мою руку и рaстянулся в тени под телегой. Язык его высунулся нa целую лaдонь. Он то втягивaл его нaзaд, глотaя слюни, то опять высовывaл нa целую лaдонь». Для настоящей дружбы нет препятствий!

Приглашая нас к размышлению о преданности наших младших братьев, Толстой также учит детишек брать на себя ответственность за них, гуманно относиться ко всему живому. «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила». Прочитав рассказ, дети радуются, что стрекоза осталась невредима, хочется верить, что сами они тоже не допустят жестокости по отношению к беззащитному существу!

Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «…он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». Несмотря на то, что дети не любят произведений с грустным финалом, вытирая слёзы, они называют «Льва и собачку» своим любимым произведением. Наверное, это происходит потому, что каждый из нас мечтает о таком преданном друге как лев.

II 4) Сближение стиля научно-популярных и художественных произведений в книгах для детей

Огромной заслугой Л. Н. Толстого является то, что в своей «Азбуке» он впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений для детей. Сказки, созданные Л. Н. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер и рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Для этого Толстой успешно использует приём одушевления предметов. Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребёнка спором двух сестёр-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт». Волшебно-сказочная форма помогают ребятам усваивать географические понятия: Каспийское море, Волга, Вазуза, Азовское море, Шат, Дон. Сказка «Шат и Дон» помимо географических открытий, которые сделают для себя маленькие читатели, учит рассуждать и делать правильные жизненные выводы.  «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шёл туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен».
Толстой использует разнообразные методы и приёмы изложения. Например, свои научно-познавательные рассказы-рассуждения («Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?») писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. «Отчего стакан лопается, если нальёшь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается». 
Л. Н. Толстой советует педагогам: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений и всякой терминологии». Л. Н. Толстой учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ –описание «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

  Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, своим творчеством он помогал им учиться самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.


III Произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, - его литературное и педагогическое наследие, которое, как и прежде, актуально.

Детская проза Л. Толстого – уникальное явление в русской литературе. Рассказы Толстого не только открывают детям красоту и богатство русского языка, прививают любовь к родному слову, но и воспитывают, просвещают, учат по-настоящему понимать окружающий мир. Многие из рассказов Л. Н. Толстого помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями. Во внеурочной деятельности педагоги охотно знакомят своих воспитанников с произведениями Л. Толстого, не вошедшими в курс «литературного чтения», но от этого не ставшими менее ценными и полезными в деле воспитания подрастающего поколения.

С уверенностью можно утверждать, что в России за последующий период так и не было создано ничего лучшего, чем учебники Л.Н. Толстого. Они и сейчас являются недосягаемой вершиной не только в мастерстве подборки речевого материала, но и воспитательных возможностях. С точки зрения филологии, им также нет равных среди учебников для начальной школы. Это факт, давно признанный не только в России, но и за рубежом.





3