Тема урока: ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
- организовать деятельность учащихся по формированию представлений о правилах оказания первой помощи;
-способствовать развитию умения работать с источниками, делать обобщения;
- формировать ценностное отношение к здоровью.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
научатся оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по её оказанию.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Трудовое воспитание:
- учить овладевать умениями оказывать первую помощь пострадавшим.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
- учить выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-учить самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.
Базовые исследовательские действия:
- учить обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования.
Работа с информацией:
- учить эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД
Общение:
- учить уверенно высказывать свою точку зрения в устной речи;
-учить публично представлять результаты решения учебной задачи,
Совместная деятельность (сотрудничество):
-учить понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
-учить определять свои действия и действия партнёра, проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные УУД:
Самоорганизация:
- учить аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм и способ решения учебной задачи.
Самоконтроль (рефлексия):
- учить оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
- учить осознанно относиться к другому человеку, его мнению; быть открытым себе и другим.
Оборудование:
-Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс:/ учебник/Б. О. Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред. С.Н.Егорова.- 2-е изд., - Москва: Просвещение, 2022.
-Презентация уроку
-Видеоролик «Первая помощь пострадавшим и её значение» https://youtu.be/0q5m1wQnfwo
-Мультемедийное оборудование
-Ноутбуки
-Раздаточный материал
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Содержание урока | | | Прогнозируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
1.Совместная деятельность Проверим готовность к уроку… 2.Беседа Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации. | 1. Проверяет готовность к уроку 2. Приветствует обучающихся | 1.Сообщают о готовности к уроку 2.Взаимодействуют с учителем | Наличие позитивного настроя на урок |
Этап актуализации знаний Цель: подготовка мышления учащихся к учебной деятельности и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий |
Фронтальный опрос - Наш сегодняшний урок является логическим продолжением предыдущих уроков. Назовите, пожалуйста, общую тему курса ОБЖ в 8 классе. -А чему мы научились в течение учебного года? -Что узнали? | Ведёт беседу с учащимися | Отвечают на вопросы: -Безопасность человека в природной среде, в быту, на транспорте, в общественных местах . -Как безопасно вести себя в различных условиях . -О роли человека, общества и государства в обеспечении безопасности населения | Принимать и сохранять учебную задачу |
Этап самоопределения к деятельности Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
Вступительное слово учителя -Сегодня мы продолжим учиться правилам безопасного поведения. Давайте попробуем сформулировать тему урока самостоятельно в парах. Для дальнейшей работы нам надо ознакомиться с критериями оценки работы в парах и группах Работа с текстом в парах Для работы каждая пара получает текст, внимательно читает и выдвигает гипотезу Приложение 1. Вопросно-ответная беседа -О чём идёт речь в тексте? Аргументируйте свою гипотезу. – О чём же пойдёт речь на уроке? -Попробуйте сформулировать тему урока. Чтение эпиграфа к главе 7 « Оказание первой помощи» , беседа по содержанию -Самостоятельная работа с учебником ,стр.222 - Вопросно-ответная беседа - В каких случаях оказывается первая помощь пострадавшему? -Кто имеет право оказывать эту помощь? -Жизнь и здоровье человека часто зависит от умений быстрого и качественного оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, поэтому важно уметь оказывать эту помощь. Умеете ли вы это делать грамотно? Как с вами будем решать эту проблему? -Выясните , какова цель урока , по § 28 в разделе «Вы узнаете» Сформулируйте задачи урока, исходя из цели урока | Демонстрирует Слайд 1 организует беседу по содержанию текста организует беседу по содержанию эпиграфа, текста учебника Организует беседу, помогает сформулировать тему, цель, задачи урока Демонстрирует слайды 2-4 | Озвучивают критерии оценки Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме. Работают в парах с текстом Обсуждают тему урока, отвечают на вопросы, формулируют тему урока Отвечают: Научиться оказывать первую (доврачебную) помощь при различных несчастных случаях! формулируют цель урока Формулируют задачи урока | Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Анализировать, делать выводы Формулировать тему и цель урока. |
Этап открытия нового знания Цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов |
1. Демонстрация видеоролика «Первая помощь пострадавшим и её значение» https://youtu.be/0q5m1wQnfwo 2 .Фронтальный опрос Для чего оказывают первую помощь? Что она включает? - При каких состояниях необходимо оказывать первую помощь? 3.Самостоятельная работа с электронным учебником в парах Работа с федеральными законами ( стр. 226): -прочитав текст , ответить на вопрос: Какие государственные документы регламентируют необходимость оказания первой помощи и ответственность участников процесса? 4. Поведение итогов работы над первой задачей слайд 5 5. Работа в группах Прочитав текст электронного учебника , стр.223-225 выполните задания: Приложение 2 Проверка выполнения заданий слайды 6-8 Поведение итогов работы над второй задачей слайд 9 Работа в парах Прочитав текст электронного учебника , стр.225-226 заполните таблицу « Средства для оказания первой помощи» Проверка выполнения задания ( фронтально) -Назовите табельные средства для оказания первой помощи слайд 10 -Перечислите подручные средства для оказания первой помощи слайд 11 Поведение итогов работы над третьей задачей слайд 12 | Организует просмотр видеоролика Организует работу класса во время фронтального опроса Организует работу в группах и парах с применением ЭОР, при необходимости оказывает помощь Проводит оценку работы в группах и парах по заранее данным критериям Организует коллективное обсуждение и вывод по каждой задаче урока Использует ЭОР для открытия новых знаний : демонстрирует вывод на слайдах | смотрят видеоролик Отвечают на вопросы самостоятельно работают с учебником в парах Делают выводы: выяснили о предназначении первой доврачебной помощи работают в группах с дидактическим материалом Делают выводы: познакомились с общими правилами оказания первой доврачебной помощи работа в парах- заполняют таблицу Делают выводы: узнали о средствах, используемых при оказании первой доврачебной помощи. | первичное усвоение новых знаний |
Физкультминутка Цель: снятие физического напряжения |
Приём экспресс-релаксации (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз) ( Приложение 3) | Следит за правильным выполнением упражнений | Выполняют упражнения | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Этап первичного закрепления новых знаний Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач |
Фронтальный опрос -Какие мероприятия входят в понятие «первая помощь»? -Могут ли оказывать первую помощь неспециалисты и в каких случаях это делается? -Как вы думаете, в каких мероприятиях вы можете участвовать? | Организует работу класса во время фронтального опроса | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов | Воспринимать на слух ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Этап включения нового знания в систему знаний Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний |
работа в группах решение ситуационных задач 1. Работа в группах Решение ситуационных задач Приложение 4 | Организует работу в группах, при необходимости оказывает помощь Оценка работы в группах проводится по заранее данным критериям | Выполняют самостоятельную работу, применяя полученные ранее умения для поиска новых знаний | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Формулировать своё мнение Строить монологические высказывания |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельное применение нового знания в типовых заданиях |
Тест ( приложение 5) | Следит за выполнением задания учащимися | выполняют тест, осуществляют самопроверку по образцу | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Фронтальная беседа -Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем надо ещё поработать? -Как вы оцениваете свою работу? | Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Комментирует ответы, выставляет отметки | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат. | Рефлексия способов и условий действия; самооценка |
Домашнее задание |
Дифференцированные (по уровню сложности) задания ( 3 варианта на выбор) ( приложение 6) | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения задания. даёт сопутствующие комментарии | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать учебную задачу, планировать её выполнение |
Приложение 1
Текст №1
Хочу сказать следующее - травмы равно вероятны как на пикнике выходного дня, так и в месячном автономном походе. И готовым надо быть и в том случае, и в другом! Не надо себя утешать, что если ты идешь в однодневный поход, то быстро можно получить помощь. Простой пример - сильный порез и последующее за ним обильное кровотечение. Времени не будет даже 500 метров за помощью бежать. Может случиться, что помощь потребуется кому-то встречному.
Текст №2
В туристских путешествиях, всевозможных экспедициях, на альпинистских сборах, то есть, там, где действуют автономные группы людей, возможны ситуации, в которых участники такой автономной группы должны оказывать помощь своим товарищам. Такие случаи, увы, не редки, причем диапазон возможных неприятностей велик - от пищевого отравления до травмы. Хорошо, если в группе есть врач или опытная медсестра, способные оказать пострадавшему квалифицированную помощь. Но, как правило, рассчитывать приходится лишь на собственные силы.
Приложение 2
группа 1:
Отметьте обязательные этапы, выполняемые при оказании первой помощи:
1)Подробный осмотр пострадавшего на наличие травм, отравлений, кровотечений.
2)Временная остановка внутреннего кровотечения.
3)Сердечно-лёгочная реанимация для появления признаков жизни.
4)Проверка пострадавшего на наличие сознания, дыхания, пульса.
группа2:
Отметьте верные утверждения:
1)Если пострадавший пришёл в сознание и попросил не вызывать скорую помощь, то следует его послушать.
2)Первую помощь могут оказывать сразу несколько человек.
3) Если пострадавший находится или пришёл в сознание, то необходимо спросить разрешение у него на оказание первой помощи.
4)До приезда скорой медицинской помощи нужно не прекращать мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему.
группа 3:
Прочитайте суждения и выберите правильный ответ:
А) По одной из статей Конституции РФ обязанностью граждан РФ является изучение основных способов оказания первой помощи пострадавшим.
Б)Сотрудники других служб ( аварийно-спасательных, противопожарных, газовых, полицейских, дорожно-ремонтных) не имеют права оказывать первую помощь.
Приложение 3
Упражнения для физкультминутки
1.Дыхательная гимнастика:
-Выпрямиться, сесть удобно, вдохнуть на 1-2 (животом), задержать дыхание 1-2-3, выдохнуть медленно на 1-2-3-4-5, расслабиться. Повторить 3-4 раза
2. Гимнастика для глаз:
-Поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза, спокойно закрыть глаза. Выполнять упражнение 3-4 раза.
-Выполнять движения открытыми глазами: вверх- вправо, вверх-влево, вниз- вправо, вниз-влево, 3-4 раза.
- Следить глазами за пальцем, «рисующем в воздухе», на расстоянии вытянутой руки: (прямую слева – направо, справа – налево, круг, зигзаг, спираль).
Приложение 4
Ситуационные задачи
Содержание задачи | Решение задачи( ОБРАЗЕЦ) |
Ситуационная задача № 1 |
При автомобильной катастрофе пострадавший извлечен из автомобиля, но подняться на ноги не может. Состояние тяжелое, бледен, жалуется на сильную боль в области правого бедра. Раны нет. Имеется деформация бедра, укорочение правой ноги. | вид травмы у пострадавшего- перелом прибинтовать к здоровой ноге ногу с переломом. |
Ситуационная задача № 2 |
У пострадавшего после неудачного падения появилась боль в правой руке. Движения в руке невозможны. В области средней трети предплечья имеется деформация кости и ненормальная подвижность. О какой травме можно думать? Окажите первую доврачебную помощь.- имеются шины .косынка, бандаж. | Первая помощь при переломе предплечья заключается в полном обездвиживании руки в лучезапястном и локтевом суставах. Для этого на внешнюю часть согнутой в локте руки накладывается шина. Для этого берется подручный материал (например, отрезки доски) такой длины, чтобы верхняя часть доходила до середины плечевой кости, а нижняя – закрывала предплечье по всей длине, включая кисть. В кисть вкладывается валик из ткани либо бинта для обеспечения пальцам полусогнутого положения. Указанные фрагменты доски связываются между собой под прямым углом, рука фиксируется к шине при помощи соответствующего материала (например, бинта) и зафиксированная таким образом конечность подвешивается на завязанной на шее косынке или отрезе бинта. После выполнения указанных действий пострадавшего необходимо доставить в больницу. |
Ситуационная задача № 3 |
Брат и сестра играли в салочки в своем доме. Брат нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и сильно порезала руку. Какой вид повреждения у пострадавшего? Окажите первую помощь. | Первая помощь при порезах должна быть оказана незамедлительно. Промыть рану водой – первое, что нужно сделать. Лучше, если вода кипяченая, но в экстремальных условиях подойдет просто чистая. Залить порез перекисью водорода. Рану нужно хорошо осмотреть, чтобы оценить глубину повреждения. Также следует проверить, нет ли в ней застрявших инородных предметов (часто случается после травмирования стеклом). Промокнуть порез чистым бинтом или ватой, чтобы убрать влагу. Края раны обработать йодом, зеленкой, ни в коем случае не допуская, чтобы средство попадало на поврежденную ткань. Сверху сделать стерильную повязку. Иногда достаточно небольшого лейкопластыря (если травма незначительная). |
Приложение 5
Тест
1.К состояниям, при которых оказывается первая помощь, относятся следующие:
Остановка дыхания и кровообращения
Дыхание учащенное, возвышенное положение тела
Отсутствие повреждений головного и спинного мозга
Травмы различных областей тела
Отсутствие притока свежего воздуха
ОтравленияОтсутствие сознания
2.Заполните пропуски:
…– тяжелое состояние, представляющее собой реакцию организма на …., сопровождающуюся выраженной кровопотерей и интенсивным болевым …..
синдромом, острую травму, травматический шок
3. Введите правильные ответы:
…– срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые …. медработника или до помещения больного в … .
Приложение 6
Домашнее задание:
1 вариант. Изучить § 28, ответить на вопросы на стр 227
2 вариант. Провести исследование ( задание в учебнике на стр. 227)
3 вариант. просмотреть видеоролик Урок по первой помощи для 5-9 классов - Обучающие видеоролики - Главное управление МЧС России по Тульской области (mchs.gov.ru), Первая помощь обучающие ролики https://71.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/nauchis-spasat-zhizn/videoroliki/obuchayushchie-videoroliki/urok-po-pervoy-pomoshchi-dlya-5-9-klassov
составить алгоритм действия при оказании ПП