СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение петровских преобразований в истории страны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока посвящен  подведению итогов дяетельности правления Петра 1

Просмотр содержимого документа
«Значение петровских преобразований в истории страны»

Тема

Значение Петровских преобразований в истории страны.

Урок истории в 8-м классе.

Цель: создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I.

Планируемые результаты:

Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Метапредметные –  развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление  понятий: модернизация, значение реформ.

 Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России, раздаточный материал



Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин). Создать благоприятный психологический настрой на работу.

II. Целеполагание и мотивация (2 мин) Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока. Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки? 

- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»

Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?

  1. Постановка проблемы (2 мин)

С конца 19 века идет спор о необходимости петровских преобразований: Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Определить значение петровских реформ для России. Как же нужно оценивать деятельность Петра I?

  1. Усвоение новых знаний и способов усвоения (5 мин + 15 мин)

Физминутка (3 мин)


  1. Работа с 1 пунктом учебника. Определить характер петровских реформ:

  1. Петр I провел масштабные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. При нем не просто вводились новшества – менялись сложившиеся веками образ жизни и система представлений людей.

  2. Царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир.

  3. Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам.


  1. Прочитайте пункт 2 § 12 на с. 75 – 78 и заполните таблицу

Успехи и неудачи преобразований

Достижения

Неудачи









  1. Задание:

Прочитайте п.3 пар 12 (с.78 - 79). В схему впишите факты, подтверждающие укрепление международного авторитета России при Петре 1.





Изучаем документ (c. 80 учебника)

1. Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний.

Автор воспоминаний относится к Петру 1 уважительно, называет «его величество». Подчеркивает, что «кушал мало», «церемониальных столов во дворце не было», «всё смотрел, чтобы порядочно было».


2. Выберите из текста примеры, показывающие доверие императора к своим подданным.

«Ходил пешком», мог подойти к прохожему, взять за кафтан, ходил по рядам в Гостином дворе, торговал, «не преминет и кренделей купить, и квасу выпить».


3. Оцените общую достоверность документа. Свое мнение аргументируйте.

Документ вполне достоверен, когда касается собственных впечатлений автора – солдата о Петре 1: во что был одет, как вел себя с прохожими.


  1. Подведение итогов урока (5 мин)

Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие 

Положительный эффект

  1. Создание регулярной армии и флота

  2. Создание отечественной промышленности

  3. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

  4. Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

Отрицательный эффект

  1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли

  2. Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам

  3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).

Вывод:

Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

Каковы итоги реформ Петра I?

1.Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения

2.Консервация феодально-крепостнических отношений;

3.Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России;

4.Становление абсолютной монархии;

5.Подчинение церкви государству;

6.Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения;

7.Подавление личности государством.

Мы рассмотрели реформы, проведенные Петром I, а теперь поговорим об их значении:

• Возрос авторитет России на международной арене;

• Усовершенствование системы государственного и местного управления;

• Церковь была подчинена государству;

• Усиление центральной власти и оформление абсолютизма;

• Европеизация страны;

• Новые налоги, повинности и тяготы для населения;

• Разрушение традиционных устоев русского общества.



Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

Как же нужно оценивать реформаторскую деятельность Петра I?


Учитель: Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре? Высказать свою позицию по отношению к реформаторской деятельности Петра I.

(Ответы уч-ся)

Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.

  1. Вывод.

Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).

Учитель: Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.



В исторической литературе деятельность Петра оценивается далеко не однозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного. Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: Россия получила мощный импульс для дальнейшего развития и широкое международное признание. По образному выражению А.С Пушкина, Россия вошла в семью европейских держав «как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек».

Реформы Петра I и сейчас приносят плоды. В настоящее время популярность Петра I в России остается необычайно большой. Пример этого поистине великого человека до сих пор вдохновляет лидеров Российского государства.

То, что создано было Петром, осталось на благо Отечества. Отпевавший Петра I в Петропавловском соборе архиепископ хорошо выразил эту мысль в своем надгробном слове:

«Каковую он Россию свою сделал, такова и будет:

сделал добрым любимую, любимая и будет,

сделал врагам страшную, страшная и будет,

сделал ее на весь мир славною, славная и быть не перестанет».


  1. Информация о домашнем задании (2 мин) Задание: на основе текста § 12 и рубрики «Мнение историков» на с. 81 напишите эссе о роли личности в истории на примере деятельности Петра I.


  1. Рефлексия (5 мин)

Инициировать интеллектуальную рефлексию

Работа в группах Подведем итоги по формуле ПОПС.

( позиция, обоснование, пример, следствие)



- П – я считаю, что Петр 1 был великим государственным деятелем.

- О – потому что при нем резко поднялся международный авторитет России.

- П – например, об этом говорит блестящая победа России в Северной войне; строительство Петербурга дал возможность прорубить «окно в Европу» .

- С – следовательно, Петр 1 – великий реформатор, сильная личность.















Скачано с www.znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!