Тема
Значение Петровских преобразований в истории страны.
Урок истории в 8-м классе.
Цель: создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I.
Планируемые результаты:
Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, значение реформ.
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России, раздаточный материал
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Ход урока:
Организационный момент (1 мин). Создать благоприятный психологический настрой на работу.
II. Целеполагание и мотивация (2 мин) Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока. Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.
- Почему поэт называет Петра первым большевиком?
- Каким образом он задумал перестроить Россию?
- Что значит нравам вопреки?
- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»
Как вы думаете, как звучит тема урока?
- Как вы считаете, какие задачи будем решать?
Постановка проблемы (2 мин)
С конца 19 века идет спор о необходимости петровских преобразований: Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.
А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".
Определить значение петровских реформ для России. Как же нужно оценивать деятельность Петра I?
Усвоение новых знаний и способов усвоения (5 мин + 15 мин)
Физминутка (3 мин)
Работа с 1 пунктом учебника. Определить характер петровских реформ:
Петр I провел масштабные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. При нем не просто вводились новшества – менялись сложившиеся веками образ жизни и система представлений людей.
Царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир.
Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам.
Прочитайте пункт 2 § 12 на с. 75 – 78 и заполните таблицу
Успехи и неудачи преобразований
Задание:
Прочитайте п.3 пар 12 (с.78 - 79). В схему впишите факты, подтверждающие укрепление международного авторитета России при Петре 1.
Изучаем документ (c. 80 учебника)
1. Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний.
Автор воспоминаний относится к Петру 1 уважительно, называет «его величество». Подчеркивает, что «кушал мало», «церемониальных столов во дворце не было», «всё смотрел, чтобы порядочно было».
2. Выберите из текста примеры, показывающие доверие императора к своим подданным.
«Ходил пешком», мог подойти к прохожему, взять за кафтан, ходил по рядам в Гостином дворе, торговал, «не преминет и кренделей купить, и квасу выпить».
3. Оцените общую достоверность документа. Свое мнение аргументируйте.
Документ вполне достоверен, когда касается собственных впечатлений автора – солдата о Петре 1: во что был одет, как вел себя с прохожими.
Подведение итогов урока (5 мин)
Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие
Положительный эффект
Создание регулярной армии и флота
Создание отечественной промышленности
Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев
Отрицательный эффект
25 лет службы, крестьян отрывали от земли
Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам
Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов
Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).
Вывод:
Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.
Каковы итоги реформ Петра I?
1.Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения
2.Консервация феодально-крепостнических отношений;
3.Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России;
4.Становление абсолютной монархии;
5.Подчинение церкви государству;
6.Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения;
7.Подавление личности государством.
Мы рассмотрели реформы, проведенные Петром I, а теперь поговорим об их значении:
• Возрос авторитет России на международной арене;
• Усовершенствование системы государственного и местного управления;
• Церковь была подчинена государству;
• Усиление центральной власти и оформление абсолютизма;
• Европеизация страны;
• Новые налоги, повинности и тяготы для населения;
• Разрушение традиционных устоев русского общества.
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока
Как же нужно оценивать реформаторскую деятельность Петра I?
Учитель: Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре? Высказать свою позицию по отношению к реформаторской деятельности Петра I.
(Ответы уч-ся)
Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.
Вывод.
Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).
Учитель: Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.
В исторической литературе деятельность Петра оценивается далеко не однозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного. Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: Россия получила мощный импульс для дальнейшего развития и широкое международное признание. По образному выражению А.С Пушкина, Россия вошла в семью европейских держав «как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек».
Реформы Петра I и сейчас приносят плоды. В настоящее время популярность Петра I в России остается необычайно большой. Пример этого поистине великого человека до сих пор вдохновляет лидеров Российского государства.
То, что создано было Петром, осталось на благо Отечества. Отпевавший Петра I в Петропавловском соборе архиепископ хорошо выразил эту мысль в своем надгробном слове:
«Каковую он Россию свою сделал, такова и будет:
сделал добрым любимую, любимая и будет,
сделал врагам страшную, страшная и будет,
сделал ее на весь мир славною, славная и быть не перестанет».
Информация о домашнем задании (2 мин) Задание: на основе текста § 12 и рубрики «Мнение историков» на с. 81 напишите эссе о роли личности в истории на примере деятельности Петра I.
Рефлексия (5 мин)
Инициировать интеллектуальную рефлексию | Работа в группах Подведем итоги по формуле ПОПС. ( позиция, обоснование, пример, следствие) | - П – я считаю, что Петр 1 был великим государственным деятелем. - О – потому что при нем резко поднялся международный авторитет России. - П – например, об этом говорит блестящая победа России в Северной войне; строительство Петербурга дал возможность прорубить «окно в Европу» . - С – следовательно, Петр 1 – великий реформатор, сильная личность. |
Скачано с www.znanio.ru