СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение петровских преобразований в истории страны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода ПОПС для подведения бурной деятельность монарха-новатора позволит обучающимся попробовать себя в роли журналистов. Урок направлен на подведение итогов  по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Значение петровских преобразований в истории страны»

Технологическая карта урока

Учитель истории и обществознания: Минина Алена Тулеубаевна

Предмет: История Класс: 8

Автор УМК

Учебник. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М., Просвещение, 2019г.


Тема учебного занятия

Урок 13. Значение петровских преобразований в истории страны. § 12

Тип, форма учебного занятия

Комбинированный урок

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П – парная,, Г - групповая

Цель урока

Создать условия для формирования представления о значении и особенностях Петровских реформ.

Задачи урока

Учебные:

- обобщить знания о личности Петра I и его реформах;

- осмыслить значение петровских реформ;

- выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Развивающие:

- продолжить формирование умений работать с учебным текстом, исторической картой, историческими документами, изучать и систематизировать информацию устанавливать взаимосвязи причин и следствий;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

- совершенствовать навыки устной речи, умение грамотно, точно выражать свои мысли;

- развивать внимательность, наблюдательность, умение давать объективную оценку процессов, явлений, фактов.

Воспитателные:

- содействовать в ходе урока формированию эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

- формировать умение давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах.

Основные вопросы

изучения материала

1. Характер Петровских реформ.

2. Успехи и неудачи преобразований.

3. Россия — великая европейская держава.

Элементы технологий

системно – деятельностного обучения, развивающего, проблемно-диалогового, коммуникативного, здоровьесберегающего обучения.


Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, эвристическая беседа, рассказ, организация работы с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем.

Ресурсы урока

1. Презентация PowerPoint. 2. Иллюстрации учебника. 3. Карта «Россия в XVIII веке», 4. Карточки-задания для проверки д/з.

5. Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия

и термины

Модернизация, великая держава.

Основные даты, периоды

1721 г. — провозглашение России империей

Персоналии

Пётр I

Задание на самоподготовку

§ 12, стр. 79, вопрос 3 написать эссе – «5», вопрос 2 –письменно в тетради – « 4», вопрос 2 устно – «3»

Дополнительное задание

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение объяснять значение основных понятий и представлений темы; устанавливать причинно-следственные связи явлений, процессов.

Объяснять понятия: модернизация, великая держава, современники, потомки

Научатся определять нравственные и культурные ценности людей прошлого, последствия и значение преобразований в стране. Характеризовать деятельность исторических персоналий, сравнивать результаты. Раскрывать на примерах последствия исторического процесса.

Умение ставить учебные цели, задачи; классифицировать, структурировать и систематизировать информацию; работать с разными видами текстов; анализировать объекты с целью выявления общих признаков; структурировать и рефлексировать полученные знания.

Обладание мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативными навыками сотрудничества в учебной деятельности. Аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Учебные задачи

(ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий:

регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Ориентировочно-мотивационный этап

Организационный этап

Проверка готовности к уроку. Приветствие

Запись в тетради даты проведения урока. Оставьте место для темы урока.

Оценка за урок формируется по следующим критериям: первичный (знания и умения по изученному материалу), работа на уроке, работа в тетради(фиксация понятий, алгоритма)

Настраиваются на восприятие материала и знакомятся с требованиями к уроку.

Актуализация

Преобразования, которые проводились в России в первой четверти XVIII в., связаны с именем царя Петра I. Он оказался одним из самых влиятельных правителей в истории нашего государства. Петр Алексеевич резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. Как это происходило вы изучили на предыдущих уроках. А сегодня

для погружения в петровскую эпоху предлагаю выполнить следующее задание-игру: необходимо в рамках темы назвать любые понятия, процессы, личности и события. Условие: называем без остановок, без повторений, все по очереди, по цепочке, кто не сказал – выбывает из игры. Я – первая. Северная война

(Предполагаемые ответы: Рекрутская повинность, мануфактура, посессионые крестьяне, Учреждение Сената, Синод, Табель о рангах, Навигацкая школа и т.д.)


Беседа. Актуализируют межкурсовые, предметные знания.

Опрос по заданию на самоподготовку


















Перенос знаний в иную ситуацию (ОГЭ)


Формирование мотива действий (целеполагание, постановка проблемы урока)

Спасибо, ребята! Вы – молодцы!

(слайд 1 с портретом Петра1)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник. А.С. Пушкин.

Давайте подтвердим слова поэта утверждениями, которые вам известны.

Работа с классом. Делю класс на 20чел и 5 чел.

  1. «Верно ли утверждение?» Выполнение в тетради, взаимопроверка -20 человек,

2. 5 человек – индивидуальные карточки

1.А) В результате Северной войны Россия значительно увеличила свой престиж в Европе.

Б) В начале XVIII века в России появилась целая сеть школ и учебных заведений

В) Сближение с Западом проявилось в том, что Петр1 прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца

Г) Новая столица Санкт-Петербург была основана в 1703 году

Д) На рубеже XVII –начала XVIII вв. Россия имела выход в Балтийское море

Обменяйтесь тетрадями и проведите проверку (слайд с правильными ответами).


Критерии 5 правильных -5; 4 правильных -4; 3- правильных- 3


2.Индивидуальные карточки – тест. (Приложение 2)

(правильные ответы на слайде), самооценка



А теперь посмотрите на экран. Перед вами фотографии скульптур «Медного всадника» Фальконе, и шемякинского «Петра 1» в СПб, репродукция картин А.Д. Кившенко «Военные игры потешных войск», Н.Н. Ге «Петр1 допрашивает царевича Алексея»

- Как вы думаете, почему скульпторы и художники изобразили Петра Великого по-разному?

(предполагаемые ответы: различная оценка деятельности царя)

Современники Петра разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Так, еще в XVIII в. великий русский ученый – патриот М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью; в XIX в придворный историк Н.М. Карамзин, не желавший радикальных перемен, обвинял Петра в измене «истинно русским» традициям. В наши дни все чаще звучат утверждения, что реформы проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (А.Б.Каменский).


Таким образом, оценка деятельности Петра является неоднозначной и вызывает некий спор современников и потомков. Для начала дадим определение: кто такие? Современники….. Потомки…..

Попробуйте сформулировать вопрос, на который нам необходимо сегодня ответить на уроке.

Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывают яростные споры историков? (слайд)

Тема урока: Значение петровских преобразований в истории страны. (запись в тетрадь) (слайд)

Задачи для учащихся:

- обобщить знания о личности Петра I и его реформах;

- осмыслить значение петровских реформ;

- выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Гипотеза: на разных исторических этапах существуют как положительные, так и отрицательные оценки петровских реформ.


С первой задачей мы справились на 1 этапе урока успешно, перейдем к решению следующей.

Учащиеся выполняют задания,отвечают на вопросы.

Инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; построение логической цепи рассуждений.

Выполнение задания в формате ОГЭ.







Высказывают свою точку зрения.

Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозируют их последствия.

Участвуют в диалоге, посредством ранее полученных знаний определяют тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Формулируют проблему урока посредством учебной ситуации. Планируют дальнейшую деятельность по решению учебной задачи.




Построение учебной задачи.


Работа в группах.

Мы поработаем с вами журналистами. Наша газета называется « Ведомости». Кто знает, когда она была основана?

(2 января 1703 года).

Бурная деятельность монарха-новатора вызвала многочисленные отклики. Поступило большое количество отзывов. Нам необходимо за 15 минут разобрать поступившую корреспонденцию на положительные и отрицательные отзывы. Сейчас группы получат почту с мнениями именитых историков о деятельности Петра I ,результатами реформ и фактический материал (Приложение 4 ). Ваша задача: сопоставить приведенные факты, обоснования и мнения современников и потомков, самостоятельно сделать вывод по цитате. Оформить заметку в газету. Для решения этой задачи воспользуемся формулой ПОПС (Приложение 3) - слайд. Объясняю применение метода.

Для того, чтобы успешно выполнить работу, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Беседа.


Операционно-исполнительский этап

Динамическая пауза

Выполняют дыхательную гимнастику

Смена деятельности. Физическая и эмоциональная разгрузка.





Основная часть занятия.

Решение учебной задачи.













Применение нового знания.


Шаги для выполнения:

1.Разделить на группы. Назначить ответственного, (он запишет фамилии участников группы)

2.Зафиксировать у себя в тетради схему ПОПС

3.Открыть почту. Сопоставить мнения, результаты и факты

4.Оформить мнение группы в виде заметки в газету по представленному шаблону:

1 часть ответа это:

Позиция: «Я полагаю, что...», «Я считаю, что…», «На мой взгляд...», «По моему мнению…», «Я согласен с...», «Я не согласен с…»

Так ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой теме – мнения историков

2 часть ответа

Объяснение: «Потому что…», «Так как…», «Поскольку…»

С помощью этих слов  говорящий преподносит слушателям свое мнение, приводя веские аргументы, обоснованные доводы, доказывает свою позицию – обоснования

3 часть ответа

Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров»

В этой части ответа ПОПС формула предлагает назвать несколько проверенных фактов, говорящих об истинности высказывания – аргументы, факты

4часть ответа:

Следствие: «Таким образом…», «Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»

Завершающая часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию говорящего по данной теме - выполнить самостоятельно


1.Представители от групп выступают и закрепляют на импровизированной газете заметку. Таким образом, получаем уникальную возможность получить информацию о степени «погружения» ученика в материал.

2.Какой оценки деятельности Петра придерживаетесь вы?

3. (Д/З) Используя материал учебника стр.74-79, выполните задание рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем», №2 (высказывания Погодина М.П. и Соловьева С.М.)

4. Проверка фиксации в тетради вывода по выбранной цитате.

5. Подведение итогов. Оценивание.



Выделяют признаки и формулируют понятие.









Анализ объектов с целью выделения признаков;

поиск и выделение необходимой информации, её систематизация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.



Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Систематизируют информацию. Работают с текстом учебника, историческим источником.

Анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Характеризуют деятельность исторических персоналий.

Обосновывают суждение.


Рефлексивно-оценочный этап

Закрепление (смысловая, личностно-значимая, эмоциональная рефлексия)

1. Давайте ответим на проблемный вопрос урока.

Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры?

Вывод: Споры вокруг реформ Петра I продолжаются более двух веков – слишком противоречивыми были его преобразования и их последствия. Реформы помогли мобилизовать силы страны. Созданная в короткий срок промышленная база дала возможность догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Но оборотной стороной этого рывка стал поворот промышленности (прежде всего тяжелой) на крепостнический путь развития. Именно в это время Россия сформировалась как имперская держава с модернизированным административным устройством, принципиально изменилась роль страны в международных делах, появился современный тип светской культуры, но одновременно обозначились экономические, социальные, межнациональные проблемы, которые так или иначе должны были решаться в будущем.

2. С какой целью мы выясняли сегодня мнения историков о деятельности Петра 1? (Предполагаемый ответ: « Оценить значение петровских реформ в истории страны»)

Как я этого достиг?

Каковы результаты моей деятельности?

Насколько мне необходимо то, что я сделал?

Отвечают на вопросы. Выявляют особенности деятельности исторической личности. Дают оценку последствиям исторического события, процесса. Конкретизируют суждение примерами.

Оценивают и планируют результаты своей познавательной деятельности. Анализируют свое эмоциональное состояние. Отражают чувства, ощущения, возникшие во время работы.

Задание на самоподготовку

§ 12, задание3 – на «5»

§ 12, задание 2 – на «4»

§ 12, задание 2(одно высказывание) – на «3»

Знакомятся с дифференцированным заданием на самоподготовку. Задают уточняющие вопросы.






Приложение 1.

Н.М. Карамзин (1766–1826) — русский историк

«Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр»

И.С. Аксаков (1823–1886) — русский публицист,

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено»



С.М. Соловьев (1820–1879) — русский историк

«…Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился»

В.О. Ключевский (1841 - 1911) — русский историк

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»».


М.В.Ломоносов (1711–1765) — первый русский выдающийся учёный

«…непамятозлобивый, слабостям человеческим терпеливый и больше подданных приятель, нежели повелитель, в предприятиях и трудах твердый и непоколебимый, бережливый домостроитель и наградитель щедрый, в сражениях неустрашимый воин и предосторожный военачальник, в союзах надежный друг и остроумный политик, во всем Петр Великий»

Приложение 2.

1)Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Годы

А)Год провозглашения России империей

1)1725

Б)Год смерти Петра Великого

2)1700

В)Вечный мир с Речью Посполитой

3)1721


4)1686


5)1726

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Ответ



2)Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода правления Петра I.

1) стрелецкий бунт;

2) рекруты;

3) «вольные хлебопашцы»;

4) ассамблеи;

5) Великое посольство.









Приложение 3-шаблон

Заметка в газету

1.ПОЗИЦИЯ-ЦИТАТА

«Я полагаю, что...», «Я считаю, что…», «На мой взгляд...», «По моему мнению…», «Я согласен с...», «Я не согласен с…»



2. ОБОСНОВАНИЕ- АРГУМЕНТ







3.Примеры- факты 

«Я могу доказать сказанное несколькими примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров»





4.Следствие



«Таким образом…», «Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»



Завершающая часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию говорящего по данной теме



















Приложение 4



Обоснования (аргументы)

-Время петровских реформ - время основания тоталитарного государства

-ущемление в правах выбора своей одежды и внешнего вида

-указ об образовании, необразованному человеку запрещалось даже жениться

-Образование только для элиты в русском обществе, увеличение разрыва между дворянами и крестьянами без отмены крепостничества,

-внешняя и внутренняя несвобода человека

-на строительных работах новой столицы было занято по 40 000 крестьян и горожан, согнанных со всех уголков страны

-усиление крепостничества

-неистовая жестокость царя, расправа с участниками Стрелецкого бунта

-народные волнения

-разрушитель русских традиций





-модернизация страны

-формирование абсолютизма

-политика меркантилизма

-вечный работник на троне

-Зарождение системы средств массовой информации

-«Прорубил окно в Европу»,

-возрастание международного авторитета России

-в результате модернизации совершен гигантский рывок в преодолении страной отставания на несколько исторических этапов

-способствовал развитию просвещения, науки

-изменил роль женщины в обществе













Примеры (факты)

1700 г. - указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана).

1714 г. указ об обучении наукам дворянских детей и запрещении «не постигшим основ знаний» жениться

1718-1724гг. – введение подушной подати

1703г. – основание Санкт- Петербурга

1698г. – стрелецкий бунт

1705-1706 – Астраханское восстание

1721г. – упразднение патриаршества

1714г. – создание карательных государственных органов тотального контроля – фискалов и прокуратуры







1721 г. – провозглашение России империей

1708-1722 – реформы управления

1722г.- указ о престолонаследии

1700-1721гг. Северная война

1703г. – указ о приписных крестьянах

1703 г. – появление первой газеты «Ведомости»

1708 г. – реформа шрифта

1724г. – указ о запрете заключения браков по принуждению

1724г. – основание Академии наук



.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!