Уроки труда – подготовка к сознательному выбору профессии.
Успех любой деятельности, особенно рассчитанной на относительно продолжительный период, закладывается основательной подготовкой. Важнейшей частью такой подготовки является планирование:
перспективное
текущее
Перспективное планирование осуществляется на учебный год в соответствии с программой обучения. При этом необходимо учитывать дидактические требования, предъявляемые к проведению занятий:
цели и задачи учебного года
оснащённость кабинета в соответствии с программой
пути и средства реализации принципов педагогики
взаимосвязь с основными науками (русский язык, математика, физика, химия, биология и т. д.)
выбор объектов труда
организация основных форм и видов работ учащихся
направление внеклассной и кружковой работы
Календарно-тематический план должен быть составлен на год. В ходе его реализации учитель дополняет, корректирует этот план.
Текущее планирование – технологическая карта каждого занятия (урока). В ней обязательно указывается:
тема урока
цели и методы их достижения (3 цели: обучающая – образовательная, воспитательная, развивающаяся)
объект труда
материально-техническое оснащение
план урока (зависит от целей и задач урока) желательно делать с разбивкой по времени. Если это практическое занятие – то необходим инструктаж по Т. Б. и личной гигиене
вопросы опроса и закрепления
рекомендованное домашнее задание
Методы трудового обучения.
Для достижения образовательных, воспитательных и образовательных целей обучения учитель применяет те или иные методы обучения, в зависимости от данной конкретной цели урока, степени подготовленности класса, численности класса.
Метод – это путь, посредством которого учитель организует, направляет и руководит работой учеников по сознательному усвоению и закреплению знаний, навыков, умений.
Осознав (поставив) цель, учитель осуществляет решение выбранными методами. Если цель достигнута – цель выбрана правильно.
На практике, учителя технологии чаще всего используют:
объяснительно-иллюстративные методы обучения: рассказ, объяснение, работа с учебниками, дополнительной литературой, демонстрацией изучаемых объектов, работа с технологическими картами (со стороны учащихся – воспроизводящая деятельность)
репродуктивный метод: упражнения, лабораторные и лабораторно-практические работы, инструктаж.
Иногда (редко) используются и другие методы:
Беседа и рассказ - применяется при начале изучения большой темы (теоретические).
Объяснение – чаще всего бывает перед выполнением практической работы.
Работа с дополнительной литературой – как правило, является заключительным занятием большого раздела и входит составной частью в проект.
Лабораторно-практические работы – обязательно имеют логическое завершение – выход готовой продукции, что активизирует деятельность учащихся.
Инструктаж – проводится обязательно перед началом практической работы, с последующей корректировкой выполняемых работ и т. д., в зависимости от целей урока.
Работа с технологической картой – проводится, как правило, перед выполнением практической работы, если не преследуется цель выяснения подготовки обучающихся к уроку.
Применяются также и другие методы.
Демонстрация изучаемых объектов.
На занятиях по обслуживающему труду важнейшую роль играет демонстрация тех или иных изучаемых объектов. Используя понятие наглядности, опираясь на зрительное, слуховое и осязательное восприятия для себя установила следующие правила:
подбор иллюстраций из книг, журналов и т. д. конкретно к выполняемой практической работе (можно использовать проектные работы и фотографии учащихся предыдущих лет обучения)
подборка дидактического материала по различным темам (как правило, теоретические занятия по конкретным темам)
демонстрация наглядного материала (макетов), выполненного учителем или учениками
Для правильного овладения учащимися трудовыми действиями (первичная обработка продуктов, нарезка, закладка, оформление и т. д.) обязательно показываю в одной из бригад для всего класса, причём поэтапно, разделяя каждое действие на отдельные операции. Если обучающиеся допустили те или иные ошибки – обязательно обращаю внимание всего класса на эти ошибки, показывая пути их исправления (замес теста, работа с куриными яйцами и т. д.).
Результаты выполнения практической работы обсуждаем коллективно. Это и есть самый лучший пример демонстрации изучаемого объекта. Необходимо проводить аналогию с приготовлением пищи в домашних условиях, в кафе, ресторанах, не стоит забывать о наглядности фильмов и рекламы. При этом необходимо помнить о рассеивании внимания учащихся и не перегружать их примерами и наглядностью, необходимо найти золотую середину.
Проверка и оценка знаний.
Проверка и оценка знаний и умений, приобретённых во время занятий на урока кулинарии, является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса.
Основная цель – проверка качества усвоения учебного материала и повышение ответственности к учёбе. Как правило, отметка заставляет ребят более старательно и добросовестно выполнять практические работы, осмысливая при этом и теоретический материал. При проверке и оценке работы обязательно должны соблюдаться принципы:
объективность (оценка работы и выставляемая отметка обязательно комментируется всем обучающимся)
всесторонность выставляемой отметки (проводится проверка как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков учащихся)
систематичность (проверка и оценка знаний, навыков и умений это не стрессовая ситуация, а планомерная работа)
Сюда же можно отнести:
индивидуальная проверка (каждого отдельно взятого обучающегося)
фронтальная (одновременно всего класса – устно, письменно или по результатам практической работы)
дифференцированная (проверяется определённая группа обучающихся, отдельные элементы работы и т. д.)
Любая проверка носит воспитательный характер.
Основные виды проверки:
Текущая проверка – каждое занятие. Эта проверка может быть устной, письменной или проверка практической работы.
Устная проверка проводится для выявления прочности и осознанности знаний и умений обучающихся. Она зависит от целей и характера занятия (опрос по пройденному материалу, объяснение нового материала, совокупная оценка, за домашнее задание, итоговая по теме или всему курсу и т. д.).
Письменная проверка – обычно делается для проверки знаний теоретического материала (как правило – это 2-3 небольших вопроса на 10-15 мин.).
Особое внимание уделяется оценки практической работы.
Экзамены – это специализированная оценка. Она состоит из 2-х составляющих:
Учёт и проверка знаний, умений и навыков на занятиях завершается оценкой работы и выставлением отметки по 5-и балльной системе. Отметка может быть выставлена за выполнение отдельных (промежуточных) операций или за работу в целом, в зависимости от целей занятия и степени его сложности, но обязательно – за выход готовой продукции.
Дисциплина поведения на занятии в оценку не входит, а вот на проведение практической работы сильно влияет и, как, правило, в результате – отметка ниже желаемой.
Оценка выполненной практической или теоретической работы должна быть объективна, на неё влияет:
точность и качество выполненной работы
знания обучающихся, т. к. все практические работы выполняются с применением теоретических знаний по данной теме
правильность выполнения трудовых приёмов, особенно по Т. Б. и профилактики пищевых отравлений
время, затраченное на выполнение практической работы
организация выполнения работы
Основные критерии оценки:
качество выполненной работы
самостоятельность
точность соблюдения технологических карт
правильность применения теоретических знаний
нормы времени
Т. Б. и профилактика пищевых отравлений (личная гигиена)
Воспитывающий характер трудового обучения.
Идея трудового воспитания и обучения принадлежит английскому философу Томасу Мору. Французский философ Жан Жак Руссо указывал, что в процессе труда дети должны создавать общеполезные вещи. Песталоцци (швейцарский демократ) пытался соединить воспитание детей с ремесленным трудом.
Выдающиеся педагоги нашего времени считали, что есть 3-и взаимосвязывающих вида воспитания, умственное, физическое, техническое.
Особое внимание на это обращал А. Макаренко: воспитание в коллективе через коллектив.
Трудовое воспитание, как и воспитание, вообще, выполняет социальную функцию, поэтому его содержание определяется потребностями общества.
Общие принципы воспитания:
целеустремлённость
связь с жизнью
в условиях коллектива
единство и целостность
уважение и т. д.
Уроки труда, или в новой терминологии, технологии, позволяют планомерно формировать у учащихся бережного отношения к труду, предметам и продуктам труда, людям.
Большую роль играет нравственное воспитание на уроках технологии. Это элементарные правила поведения (общежития):
На уроках кулинарии это формирование чувства коллективизма, бережного отношения к труду.
Физическое воспитание. При работе у детей бывают очень большие физические нагрузки. Правильно распределить их – задача учителя. В ходе работы должна предусматриваться смена одного вида трудовой деятельности на другую. Необходимо создавать соответствующие условия работы: освещённость рабочего места, влажность, чистоту кабинета и рабочего теста (учащиеся в каб. кулинарии после выполнения практических работ сами убирают рабочие места и кабинет, утилизируют пищевые отходы).
Эстетическое воспитание. Оно предполагает формирование у человека чувства прекрасного. На занятиях по кулинарии это связано с оформлением кабинета, рабочих мест, сервировкой стола для приёма пищи, и самое главное – оформлением приготовленного блюда.
Экономическое и экологическое воспитание. При выполнении практической работы по кулинарии (приготовление того или иного блюда) обращается внимание на стоимость продуктов, входящих в его состав, при этом подчёркивается, что дорогое не всегда является полезным. Во время приготовления овощей обязательно обращается и на то, как из многих овощей и фруктов можно удалить вредные для нашего организма вещества, в частности нитраты и тяжёлые элементы. Обращается внимание на экономию природных ресурсов и т. д.
Принцип экономического воспитания – быстро, дёшево, вкусно, полезно.
Влияние возрастных особенностей учащихся.
Степень усвоения умений и навыков у детей в большой степени зависит от их возраста. Обучение детей, в том виде, как происходит в нашей школе (с учётом материально-технической базы кабинета) возможно примерно с 9-10 летнего возраста (5 кл.), что обусловлено физическим и психологическим развитием. Но в этом возрасте дети сильно устают, поэтому занятия планируются таким образом, чтобы менялся вид работы:
При таком планировании, дети вроде бы и работают, а с другой стороны – меняется вид работы. Почти все практические работы в 5-7 кл. проходят с дегустацией пищи на занятии (после её приготовления). Здесь присутствуют элементы игры. По мере взросления детей меняются и формы работы, дегустации уже меньше, практические работы более объёмны, приготовленная пища забирается учащимися домой, т. е. уже и родители могут оценить работу своих детей на занятиях по кулинарии. Всё это даёт новый стимул – показать свои возможности другим.
По мере взросления у детей появляются анатомо-физиологические предпосылки для формирования абстрактного мышления. Учитель обязан воспользоваться этим для систематизации знаний и осмысленному выполнению практических работ. Кроме этого у детей появляется и стремление к независимости, самоутверждению. На этом основан ряд практических занятий в 8-9 кл. здесь уже нет дегустации приготовленной пищи как таковой, зато больше самостоятельности в выборе той или иной практической работы.
Психолого-методические основы формирования трудовых умений и навыков при проведении уроков.
Умения и навыки, которые учащиеся приобретают на уроках кулинарии, представляют собой 2-а уровня усвоения трудовых действий по выполнению различных операций в ходе приготовления пищи: первичный и высший.
Первичный уровень предлагает правильное, но неуверенное, и даже медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов (составных частей). Этот уровень усвоения получил название умения.
Для выполнения каждого конкретного действия необходимо своё умение, т. е. умений требуется столько, сколько видов трудовых действий существует. Каждое трудовое действие разбивается на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из этой суммы (системы) знаний создаётся впечатление о содержании и способе выполнения действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнить действие практически, т. е. образ действия имеет решающее значение в формировании умения.
Для сообщения школьникам знаний о трудовом действии (например: нарезка овощей) используют такие методы обучения, как беседа, рассказ, показ (демонстрация). Учитель описывает внешние признаки действия: последовательность, совокупность, характер движения.
Усвоив образы действия и, постоянно совершенствуя их, учащиеся добиваются (стараются) того, чтобы эти умения достигли высшего уровня выполнения действия – навыка. При сформированном навыке выполнения действие становится автоматическим. Если ученик достиг этого уровня, то он осуществляет контроль за качеством выполнения. Пример: в 5 кл. нарезка овощей допускается неровной, а в 7 кл. уже нет, т. к. умения должны перейти в качество.
Формирование умений и навыков связано с психофизическими особенностями растущего организма. Механизм формирования трудового действия представляет собой замкнутое рефлекторное кольцо, состоящее из:
чувствительных датчиков – органов чувств (слух, зрение, осязание)
управляющего прибора (головной мозг)
каналов связи, соединяющих всё воедино (нервы)
Учитель каждое действие не только демонстрирует, но и отрабатывает (при необходимости) с каждым учеником индивидуально, исправляя его ошибки.
На овладение учащимися трудовыми навыками и умениями во многом влияют усвоенные ими трудовые действия. Они способны как ускорять, так и задерживать усвоение нового умения и переходом его в навык. Чтобы умения переходили в навыки, учащиеся должны активно относиться к выполнению практических работ.
Формы организации занятий.
Основной формой организации обучения является урок. По предмету «Технология и профильное обучение» - это 2 спаренных урока (40х2). Занятия по кулинарии – это довольно специфические уроки. 75% учебного времени отводится на выполнение практических занятий, предусматривающих выход готовой продукции, 25% оставшегося времени отводится на теоретические занятия. К урокам кулинарии предъявляются следующие дидактические требования:
Чёткость дидактической цели: от определения целей урока зависит его организация, объём, содержание, выбор методов и средств обучения и воспитания детей; целей может быть несколько – чётко выделяется главная, о чём учитель и сообщает учащимся.
Цели занятия (урока).
Образовательная – сообщение учащимся теоретических знаний, формирование умений и навыков в объёме, предусмотренном программой
Воспитательная – формирование у учащихся ответственного отношения к труду, чувство коллективизма, внесение элемента творчества в свою работу.
Развивающая – заключается в побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, анализу материала, его обобщению и использованию на практике.
И только многосторонний подход к проведению занятий позволяет достичь этих целей, объединяя их.
Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала положен принцип «от простого к сложному»
Выбор метода обучения. Должны использоваться такие методы, чтобы дети были активны и понимали изучаемый материал.
На уроках кулинарии наиболее целесообразной формой организации труда является бригадный метод, при котором сочетается коллективная и индивидуальная работы учащихся. Каждый член бригады выполняет часть общей работы. При этой форме работы важно чувствовать «локоть друга» - важнейшая цель воспитания.
В классе может быть от 1 до 4-х бригад, в зависимости от количества учащихся в классе. Оптимальный вариант – 4-6 человек в бригаде. За каждой бригадой закрепляется определённое рабочее место, полки в кухонном шкафу и т. д. За чистотой кухонной утвари, рабочего места и кабинета (во время выполнения практических работ) отвечают учащиеся. Уборка рабочего места и кабинета, утилизация пищевых отходов проводится самими учащимися.
Выполнение практических работ учащимися ведётся самостоятельно, под контролем учителя, с выполнением всех требований Т. Б., личной гигиены и санитарии.
Представление подростков о той или иной профессии не всегда совпадают с её реальным содержанием. Чтобы сделать их сознательный выбор более компетентным, необходимо вооружить обучающихся соответствующими знаниями и по возможности опытом работы по конкретной профессии. На уроках кулинарии обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как:
Такое знакомство необходимо, т. к. в ходе практической деятельности проверяется целый комплекс признаков соответствия человека избранной профессии: от физической тяжести работы до морального удовлетворения от её выполнения.
В детстве и ранней юности трудно самостоятельно приобрести необходимые знания и опыт работы по профессии. Да и сами обучающиеся сильно различаются по тем усилиям, которые они направляют на собственное развитие. Одни дети стараются расширить свои знания и умения, а другие предоставляют жизни течь своим чередом. Особенно необходима объективная информация о содержании профессии. Сбор такой информации осуществляется различными путями:
знакомство с научно-популярной литературой
экскурсии
посещение учебных заведений
беседы со специалистами
а главное – живое слово учителя и результаты работы самих обучающихся.
При знакомстве обучающихся с содержанием профессии следует обратить их внимание на следующее:
потребность или общественный спрос избираемой профессии (в нашем случае это жизненная необходимость каждого человека)
оборудование, с которым им придётся сталкиваться в ходе работы
конкретные обязанности, как работников различных предприятий, связанных с питанием (предприятия общественного питания)
условия работы
оплата работы
перспективы
пути получения работы и её совершенствования
Выводы:
планирование, выполненное учителем в начале учебного года, помогает рационально использовать время, отведённое на занятия по технологии
повышает качество обучаемости детей
является гарантом выполнения программы по учебному предмету «Технология»
Используемая литература:
9