СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение планирования учебного процесса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа показывает всю важность планирования учителем своей работы. Это относится не только к учебеому предмету "Технология", но и ко всем предметам, изучаемыми обучабщимися.

Просмотр содержимого документа
«Значение планирования учебного процесса»



Уроки труда – подготовка к сознательному выбору профессии.


Успех любой деятельности, особенно рассчитанной на относительно продолжительный пе­риод, закладывается основательной подготовкой. Важнейшей частью такой подготовки явля­ется планирование:

  1. перспективное

  2. текущее


Перспективное планирование осуществляется на учебный год в соответствии с програм­мой обучения. При этом необходимо учитывать дидактические требования, предъявляемые к прове­дению занятий:

    • цели и задачи учебного года

    • оснащённость кабинета в соответствии с программой

    • пути и средства реализации принципов педагогики

    • взаимосвязь с основными науками (русский язык, математика, физика, химия, биоло­гия и т. д.)

    • выбор объектов труда

    • организация основных форм и видов работ учащихся

    • направление внеклассной и кружковой работы


Календарно-тематический план должен быть составлен на год. В ходе его реализации учитель дополняет, корректирует этот план.

Текущее планирование – технологическая карта каждого занятия (урока). В ней обязательно указы­вается:

  • тема урока

  • цели и методы их достижения (3 цели: обучающая – образовательная, воспитатель­ная, развивающаяся)

  • объект труда

  • материально-техническое оснащение

  • план урока (зависит от целей и задач урока) желательно делать с разбивкой по вре­мени. Если это практическое занятие – то необходим инструктаж по Т. Б. и личной гигиене

  • вопросы опроса и закрепления

  • рекомендованное домашнее задание



Методы трудового обучения.


Для достижения образовательных, воспитательных и образовательных целей обучения учи­тель применяет те или иные методы обучения, в зависимости от данной конкретной цели урока, степени подготовленности класса, численности класса.


Метод – это путь, посредством которого учитель организует, направляет и руководит работой учеников по сознательному усвоению и закреплению знаний, навыков, умений.


Осознав (поставив) цель, учитель осуществляет решение выбранными методами. Если цель достигнута – цель выбрана правильно.

На практике, учителя технологии чаще всего используют:

  1. объяснительно-иллюстративные методы обучения: рассказ, объяснение, работа с учебни­ками, дополнительной литературой, демонстрацией изучаемых объектов, работа с технологическими картами (со стороны учащихся – воспроизводящая деятельность)

  2. репродуктивный метод: упражнения, лабораторные и лабораторно-практические ра­боты, инструктаж.


Иногда (редко) используются и другие методы:

    • частично-поисковый (решение проблемных задач по этапам – 5 кл. «Работа с кури­ными яйцами»; 5-7 кл. «Салаты» и т. д.)

    • поисковый (проблемный)

    • исследовательский (проекты)


Беседа и рассказ - применяется при начале изучения большой темы (теоретические).

Объяснение – чаще всего бывает перед выполнением практической работы.


Работа с дополнительной литературой – как правило, является заключительным заня­тием большого раздела и входит составной частью в проект.


Лабораторно-практические работы – обязательно имеют логическое завершение – выход готовой продукции, что активизирует деятельность учащихся.


Инструктаж – проводится обязательно перед началом практической работы, с последующей корректировкой выполняемых работ и т. д., в зависимости от целей урока.


Работа с технологической картой – проводится, как правило, перед выполнением практи­ческой работы, если не преследуется цель выяснения подготовки обучающихся к уроку.

Применяются также и другие методы.



Демонстрация изучаемых объектов.


На занятиях по обслуживающему труду важнейшую роль играет демонстрация тех или иных изучаемых объектов. Используя понятие наглядности, опираясь на зрительное, слуховое и ося­зательное восприятия для себя установила следующие правила:

  1. подбор иллюстраций из книг, журналов и т. д. конкретно к выполняемой практической ра­боте (можно использовать проектные работы и фотографии учащихся предыдущих лет обучения)

  2. подборка дидактического материала по различным темам (как правило, теоретические заня­тия по конкретным темам)

  3. демонстрация наглядного материала (макетов), выполненного учителем или учениками

Для правильного овладения учащимися трудовыми действиями (первичная обработка про­дуктов, нарезка, закладка, оформление и т. д.) обязательно показываю в одной из бригад для всего класса, причём поэтапно, разделяя каждое действие на отдельные операции. Если обучающиеся допустили те или иные ошибки – обязательно обращаю внимание всего класса на эти ошибки, показывая пути их исправления (замес теста, работа с куриными яйцами и т. д.).

Результаты выполнения практической работы обсуждаем коллективно. Это и есть самый луч­ший пример демонстрации изучаемого объекта. Необходимо проводить аналогию с приготов­лением пищи в домашних условиях, в кафе, ресторанах, не стоит забывать о наглядности филь­мов и рекламы. При этом необходимо помнить о рассеивании внимания учащихся и не пере­гружать их примерами и наглядностью, необходимо найти золотую середину.


Проверка и оценка знаний.


Проверка и оценка знаний и умений, приобретённых во время занятий на урока кулинарии, является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса.

Основная цель – проверка качества усвоения учебного материала и повышение ответствен­ности к учёбе. Как правило, отметка заставляет ребят более старательно и добросовестно вы­полнять практические работы, осмысливая при этом и теоретический материал. При проверке и оценке работы обязательно должны соблюдаться принципы:

  1. объективность (оценка работы и выставляемая отметка обязательно комментируется всем обучающимся)

  2. всесторонность выставляемой отметки (проводится проверка как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков учащихся)

  3. систематичность (проверка и оценка знаний, навыков и умений это не стрессовая ситуа­ция, а планомерная работа)

Сюда же можно отнести:

    • индивидуальная проверка (каждого отдельно взятого обучающегося)

    • фронтальная (одновременно всего класса – устно, письменно или по результа­там практической работы)

    • дифференцированная (проверяется определённая группа обучающихся, отдельные элементы работы и т. д.)


Любая проверка носит воспитательный характер.


Основные виды проверки:

  • текущая

  • экзамен


Текущая проверка – каждое занятие. Эта проверка может быть устной, письменной или проверка практической работы.

Устная проверка проводится для выявления прочности и осознанности знаний и умений обучающихся. Она зависит от целей и характера занятия (опрос по пройденному материалу, объяс­нение нового материала, совокупная оценка, за домашнее задание, итоговая по теме или всему курсу и т. д.).

Письменная проверка – обычно делается для проверки знаний теоретического материала (как правило – это 2-3 небольших вопроса на 10-15 мин.).

Особое внимание уделяется оценки практической работы.

Экзамены – это специализированная оценка. Она состоит из 2-х составляющих:

  • оценка реферативной части экзамена

  • оценка практической части экзамена


Учёт и проверка знаний, умений и навыков на занятиях завершается оценкой работы и вы­ставлением отметки по 5-и балльной системе. Отметка может быть выставлена за выполнение отдельных (промежуточных) операций или за работу в целом, в зависимости от целей занятия и степени его сложности, но обязательно – за выход готовой продукции.

Дисциплина поведения на занятии в оценку не входит, а вот на проведение практической ра­боты сильно влияет и, как, правило, в результате – отметка ниже желаемой.

Оценка выполненной практической или теоретической работы должна быть объективна, на неё влияет:

  1. точность и качество выполненной работы

  2. знания обучающихся, т. к. все практические работы выполняются с применением теоретиче­ских знаний по данной теме

  3. правильность выполнения трудовых приёмов, особенно по Т. Б. и профилактики пище­вых отравлений

  4. время, затраченное на выполнение практической работы

  5. организация выполнения работы


Основные критерии оценки:

  1. качество выполненной работы

  2. самостоятельность

  3. точность соблюдения технологических карт

  4. правильность применения теоретических знаний

  5. нормы времени

  6. Т. Б. и профилактика пищевых отравлений (личная гигиена)



Воспитывающий характер трудового обучения.


Идея трудового воспитания и обучения принадлежит английскому философу Томасу Мору. Французский философ Жан Жак Руссо указывал, что в процессе труда дети должны создавать общеполезные вещи. Песталоцци (швейцарский демократ) пытался соединить воспитание детей с ремесленным трудом.

Выдающиеся педагоги нашего времени считали, что есть 3-и взаимосвязывающих вида вос­питания, умственное, физическое, техническое.

Особое внимание на это обращал А. Макаренко: воспитание в коллективе через коллектив.


Трудовое воспитание, как и воспитание, вообще, выполняет социальную функцию, поэтому его содержание определяется потребностями общества.


Общие принципы воспитания:

  • целеустремлённость

  • связь с жизнью

  • в условиях коллектива

  • единство и целостность

  • уважение и т. д.


Уроки труда, или в новой терминологии, технологии, позволяют планомерно формировать у учащихся бережного отношения к труду, предметам и продуктам труда, людям.

Большую роль играет нравственное воспитание на уроках технологии. Это элементарные правила поведения (общежития):

  • вежливость

  • доброжелательность

  • готовность помочь

  • добросовестное выполнение своих обязанностей и т. д.


На уроках кулинарии это формирование чувства коллективизма, бережного отношения к труду.


Физическое воспитание. При работе у детей бывают очень большие физические нагрузки. Правильно распределить их – задача учителя. В ходе работы должна предусматриваться смена одного вида трудовой деятельности на другую. Необходимо создавать соответствующие усло­вия работы: освещённость рабочего места, влажность, чистоту кабинета и рабочего теста (уча­щиеся в каб. кулинарии после выполнения практических работ сами убирают рабочие места и кабинет, утилизируют пищевые отходы).


Эстетическое воспитание. Оно предполагает формирование у человека чувства прекрас­ного. На занятиях по кулинарии это связано с оформлением кабинета, рабочих мест, сервиров­кой стола для приёма пищи, и самое главное – оформлением приготовленного блюда.


Экономическое и экологическое воспитание. При выполнении практической работы по кулинарии (приготовление того или иного блюда) обращается внимание на стоимость продук­тов, входящих в его состав, при этом подчёркивается, что дорогое не всегда является полезным. Во время приготовления овощей обязательно обращается и на то, как из многих овощей и фруктов можно удалить вредные для нашего организма вещества, в частности нитраты и тяжё­лые элементы. Обращается внимание на экономию природных ресурсов и т. д.


Принцип экономического воспитания – быстро, дёшево, вкусно, полезно.



Влияние возрастных особенностей учащихся.


Степень усвоения умений и навыков у детей в большой степени зависит от их возраста. Обу­чение детей, в том виде, как происходит в нашей школе (с учётом материально-технической базы кабинета) возможно примерно с 9-10 летнего возраста (5 кл.), что обусловлено физиче­ским и психологическим развитием. Но в этом возрасте дети сильно устают, поэтому занятия планируются таким образом, чтобы менялся вид работы:

  • опрос

  • инструктаж

  • сообщение нового материала

  • приготовление пищи

  • дегустация

  • уборка

При таком планировании, дети вроде бы и работают, а с другой стороны – меняется вид ра­боты. Почти все практические работы в 5-7 кл. проходят с дегустацией пищи на занятии (после её приготовления). Здесь присутствуют элементы игры. По мере взросления детей меняются и формы работы, дегустации уже меньше, практические работы более объёмны, приготовленная пища забирается учащимися домой, т. е. уже и родители могут оценить работу своих детей на занятиях по кулинарии. Всё это даёт новый стимул – показать свои возможности другим.

По мере взросления у детей появляются анатомо-физиологические предпосылки для фор­мирования абстрактного мышления. Учитель обязан воспользоваться этим для систематизации знаний и осмысленному выполнению практических работ. Кроме этого у детей появляется и стрем­ление к независимости, самоутверждению. На этом основан ряд практических занятий в 8-9 кл. здесь уже нет дегустации приготовленной пищи как таковой, зато больше самостоятель­ности в выборе той или иной практической работы.



Психолого-методические основы формирования трудовых умений и навыков при про­ведении уроков.


Умения и навыки, которые учащиеся приобретают на уроках кулинарии, представляют собой 2-а уровня усвоения трудовых действий по выполнению различных операций в ходе приготов­ления пищи: первичный и высший.

Первичный уровень предлагает правильное, но неуверенное, и даже медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов (составных частей). Этот уровень ус­воения получил название умения.

Для выполнения каждого конкретного действия необходимо своё умение, т. е. умений требу­ется столько, сколько видов трудовых действий существует. Каждое трудовое действие разби­вается на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из этой суммы (системы) знаний создаётся впечатление о содержании и способе выполнения действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнить действие практически, т. е. образ действия имеет решающее значение в формировании умения.

Для сообщения школьникам знаний о трудовом действии (например: нарезка овощей) исполь­зуют такие методы обучения, как беседа, рассказ, показ (демонстрация). Учитель описы­вает внешние признаки действия: последовательность, совокупность, характер движения.

Усвоив образы действия и, постоянно совершенствуя их, учащиеся добиваются (стараются) того, чтобы эти умения достигли высшего уровня выполнения действия – навыка. При сформи­рованном навыке выполнения действие становится автоматическим. Если ученик достиг этого уровня, то он осуществляет контроль за качеством выполнения. Пример: в 5 кл. нарезка овощей допускается неровной, а в 7 кл. уже нет, т. к. умения должны перейти в качество.

Формирование умений и навыков связано с психофизическими особенностями растущего ор­ганизма. Механизм формирования трудового действия представляет собой замкнутое рефлек­торное кольцо, состоящее из:

  1. чувствительных датчиков – органов чувств (слух, зрение, осязание)

  2. управляющего прибора (головной мозг)

  3. каналов связи, соединяющих всё воедино (нервы)

Учитель каждое действие не только демонстрирует, но и отрабатывает (при необходимости) с каждым учеником индивидуально, исправляя его ошибки.

На овладение учащимися трудовыми навыками и умениями во многом влияют усвоенные ими трудовые действия. Они способны как ускорять, так и задерживать усвоение нового умения и переходом его в навык. Чтобы умения переходили в навыки, учащиеся должны активно отно­ситься к выполнению практических работ.



Формы организации занятий.


Основной формой организации обучения является урок. По предмету «Технология и про­фильное обучение» - это 2 спаренных урока (40х2). Занятия по кулинарии – это довольно спе­цифические уроки. 75% учебного времени отводится на выполнение практических занятий, предусматривающих выход готовой продукции, 25% оставшегося времени отводится на теоре­тические занятия. К урокам кулинарии предъявляются следующие дидактические требования:

  1. Чёткость дидактической цели: от определения целей урока зависит его организация, объём, содержание, выбор методов и средств обучения и воспитания детей; целей мо­жет быть несколько – чётко выделяется главная, о чём учитель и сообщает учащимся.


Цели занятия (урока).


  • Образовательная – сообщение учащимся теоретических знаний, формирование уме­ний и навыков в объёме, предусмотренном программой

  • Воспитательная – формирование у учащихся ответственного отношения к труду, чувство коллективизма, внесение элемента творчества в свою работу.

  • Развивающая – заключается в побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, анализу материала, его обобщению и использованию на практике.


  1. И только многосторонний подход к проведению занятий позволяет достичь этих це­лей, объединяя их.


  1. Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала положен прин­цип «от простого к сложному»


  1. Выбор метода обучения. Должны использоваться такие методы, чтобы дети были ак­тивны и понимали изучаемый материал.


  1. На уроках кулинарии наиболее целесообразной формой организации труда является бри­гадный метод, при котором сочетается коллективная и индивидуальная работы учащихся. Каждый член бригады выполняет часть общей работы. При этой форме ра­боты важно чувствовать «локоть друга» - важнейшая цель воспитания.


В классе может быть от 1 до 4-х бригад, в зависимости от количества учащихся в классе. Оптимальный вариант – 4-6 человек в бригаде. За каждой бригадой закрепляется определённое рабочее место, полки в кухонном шкафу и т. д. За чистотой кухонной утвари, рабочего места и кабинета (во время выполнения практических работ) отвечают учащиеся. Уборка рабочего места и кабинета, утилизация пищевых отходов проводится самими учащимися.

Выполнение практических работ учащимися ведётся самостоятельно, под контролем учи­теля, с выполнением всех требований Т. Б., личной гигиены и санитарии.




Представление подростков о той или иной профессии не всегда совпадают с её реальным содержанием. Чтобы сделать их сознательный выбор более компетентным, необходимо воору­жить обучающихся соответствующими знаниями и по возможности опытом работы по конкретной профессии. На уроках кулинарии обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как:

  • повар

  • кондитер

  • кулинар (повар + кондитер)


Такое знакомство необходимо, т. к. в ходе практической деятельности проверяется целый комплекс признаков соответствия человека избранной профессии: от физической тяжести ра­боты до морального удовлетворения от её выполнения.

В детстве и ранней юности трудно самостоятельно приобрести необходимые знания и опыт работы по профессии. Да и сами обучающиеся сильно различаются по тем усилиям, которые они направляют на собственное развитие. Одни дети стараются расширить свои знания и умения, а другие предоставляют жизни течь своим чередом. Особенно необходима объективная инфор­мация о содержании профессии. Сбор такой информации осуществляется различными путями:

  1. знакомство с научно-популярной литературой

  2. экскурсии

  3. посещение учебных заведений

  4. беседы со специалистами

а главное – живое слово учителя и результаты работы самих обучающихся.

При знакомстве обучающихся с содержанием профессии следует обратить их внимание на сле­дующее:

  1. потребность или общественный спрос избираемой профессии (в нашем слу­чае это жизненная необходимость каждого человека)

  2. оборудование, с которым им придётся сталкиваться в ходе работы

  3. конкретные обязанности, как работников различных предприятий, связан­ных с пита­нием (предприятия общественного питания)

  4. условия работы

  5. оплата работы

  6. перспективы

  7. пути получения работы и её совершенствования


Выводы:

  • планирование, выполненное учителем в начале учебного года, помогает рационально использовать время, отведённое на занятия по технологии

  • повышает качество обучаемости детей

  • является гарантом выполнения программы по учебному предмету «Технология»


Используемая литература:

  • закон об образовании

  • подборка журналов серии «Школа и производство»



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!