СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение предмета «технология» в профессиональной ориентации школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Значение предмета «технология» в профессиональной ориентации школьников».»

«Значение предмета «технология» в профессиональной ориентации школьников».

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность.

Весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.

Структура обучения предмета «Технология» соответствует сенситивным периодам формирования трудовых, технологических умений и навыков, социализации и профессионального самоопределения. В начальной школе изучаются преимущественно технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий, и в то же время работа с ними способствует интеллектуальному, эстетическому и познавательно-трудовому развитию. Младшие школьники знакомятся с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными. Этому материалу придается экологическая направленность. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества, включается материал о распространенных профессиях из ближайшего окружения учащихся. Развиваются творческие способности во время выполнения того или иного задания, так как поощряется самостоятельность учащихся и творческий подход к заданию.

5-9 классах содержание базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса и домашнего быта. Это технологии изготовления швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности, проявляют свои творческие способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, к каждому заданию подходить индивидуально, творчески, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии

Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Между тем как в образовательном курсе технология, учащиеся знакомятся с профессиями охватывающие, практически, все области наук. Эти профессии могут, как очень близко, соответствовать и быть похожими, так и совершенно отличаться друг от друга. Так, к примеру, такие профессии как: станочник в деревообработке, заточник, сверловщик, строгальщик, фрезеровщик, шлифовщик — профессии с очень схожими видами деятельности. Деятельность этих профессии заключается в следующем: осуществление работы происходит с применением знаний по геометрии, физике и черчению, знании устройства, правил наладки станков и проверки их на точность, устройства и правил использования измерительных инструментов, технологий термообработки, заточки, доводки инструмента, а также принципов калибрования профилей деталей, класса точности и чистоты обработки. И, пожалуй, одно из самых важных и главных факторов объединяющих эти профессии — это то, что они занимаются в одной сфере деятельности — в деревообработке.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Наиболее характерные методы и их применение. Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др. Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод я использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом я стараюсь вводить новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовлю я ее заранее. В процессе подготовки даю учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения использую на уроке.

Вот примерный план беседы о профессии. 1.Знакомство с историей развития данной профессии. 2. Основное содержание труда специалистов этой профессии. 3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии. 4.Условия труда. 5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки , которыми должен обладать рабочий данной профессии. 6.Психофизические требования профессии к человеку. 7.Экономические сведения о профессии. 8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста

Осознанный выбор профессии- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!