Значение регулярных занятий для развития слухоречевого восприятия и устной речи с детьми после слухопротезирования и кохлеарной имплантации
Задумайтесь, какого это – плохо слышать или не слышать вообще. Обычному человеку сложно, почти невозможно осознать это состояние. А ведь множество людей не слышат звуков музыки, голосов любимых, шелеста листьев и щебета птиц.
Если слух теряет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он уже умеет говорить, читать и писать, а порой даже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.
У ребёнка – всё иначе. Глухой или слабослышащий ребёнок вынужден осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные занятия в садике или школе, мультики по телевизору, непринуждённые разговоры с родителями или друзьями. Из-за потери слуха происходит нарушение речи, и чем раньше ребенок перестал слышать, тем хуже он говорит. Ребенок ничего не может сказать просто потому, что он не знает, что такое речь и как она звучит.
Именно таким детям необходима помощь сурдопедагога.
Область деятельности сурдопедагога — помощь глухим или слабослышащим в адаптации в обществе, формировании устной речи, разработка методик по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха. Помощь сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго.
Задача Сурдологического Центра — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.
Направления деятельности центра:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
профилактическое; социально-психологическое;
информационно-аналитическое;
консультативно-методическое.
Центр решает следующие задачи:
• комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;
• выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;
• оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи
• разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;
• прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;
• психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.
Особенность работы сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь наши пациенты — очень разнородная группа.
Методика коррекционной работы сурдопедагога зависит от:
Времени, когда был потерян слух (врожденное поражение или в результате какого-либо воздействия, когда ребенок уже слышал речь или умел говорить).
Степени нарушения слуха (от не ярко выраженного до полной глухоты)
Медицинского способа коррекции (использование слухового аппарата или кохлеарное имплантирование).
Отставания в психическом развитии.
Логопедического статуса и уровня сформированности речи.
Занятия включают:
формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов);
развитие фонематического слуха;
корректирование ритма и интонации при говорении;
стимулирование формирования связной речи;
коррекцию звукопроизношения;
развитие письменной речи и чтения.
проведение психологического сопровождения ребенка и семьи.
работа с членами семьи.
Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.
Важно отметить также, что даже незначительное отставание речи может привести к возникновению нарушений в работе высшей психической деятельности, ведь детство — период наиболее активного восприятия информации. Поэтому сурдопедагог работает также над развитием у детей интеллектуальных функций — внимания, памяти, мышления.
Конечно, не все проблемы можно решить и восстановить слух полностью. Однако найти способы коррекции состояния, помочь ребенку с адаптацией можно.
Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:
• степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
• характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
• время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);
• наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
• время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
• характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
• уровень речевого развития.
Все причины и факторы нарушения слуха следует разделить на три группы:
1) наследственная глухота или тугоухость;
2) врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на
развивающийся плод во время беременности матери);
3) приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).
Учет этих критериев позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:
• глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие);
• глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие);
• слабослышащие с развитой речью;
• слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием
Глухие и слабослышащие различаются по способам восприятия речи и условиям ее формирования: глухие овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Слабослышащие - могут самостоятельно овладевать восприятием речи разговорной громкости на слух. Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности. Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка.
Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребенка от общения и даже к психическому расстройству. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Потеря имеющейся речи, как правило, происходит постепенно ихарактеризуется рядом особенностей: появляются слова и фразы с фонетическими и грамматическими искажениями, возникает смазанность речи. При потере слуха в раннем дошкольном возрасте без своевременного оказания помощи ребенку и его родителям речь распадается очень быстро. Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.
Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, по сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. возможности развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
У слабослышащих детей недостатки слуха приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном в виде.
У слабослышащих детей наиболее частыми являются следующие нарушения речи:
• недостатки произношения;
• бедность лексического запаса;
• недостаточное усвоение звукового состава слова;
• неточное понимание и неправильное употребление слов;
• аграмматизмы;
• ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста
Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он не пременно испытывает затруднения, основные из которых:
• затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма);
• специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме;
• трудности понимания объяснений учителя;
• затруднения при пользовании учебником вследствие недоста-
точмого понимания читаемого текста.
Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование.
Люди, имеющие нарушение слуха, для организации общения используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактилология (движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков) и жестовая речь - это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Средством общения со слышащими являются естественные жесты, между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи.
Важным средством формирования речи неслышащего является чтение. В дошкольном возрасте чтение выступает «основным средством формирования разговорной и повествовательной речи» (Б.Д. Корсунская). С помощью чтения ребенок усваивает новые слова, закрепляет лексические и грамматические обобщения, формирует предпосылки понимания письменной контекстной речи, развивает умение пользоваться элементарной монологической речью и т.д. В последние десятилетия разработан и внедряется в практику новый метод слуховой реабилитации больных с тяжелой степенью тугоухости и глухотой периферического типа - кохлеарная имплантация. После протезирования некоторые пациенты быстро начинают воспринимать живую речь, однако большинство нуждаются в длительных занятиях с сурдопедагогом. Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации.
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:
• воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;
• серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;
• решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики