СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение регулярных занятий для развития слухоречевого восприятия и устной речи с детьми с СА и КИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение регулярных занятий для развития слухоречевого восприятия и устной речи с детьми с СА и КИ»

Значение регулярных занятий для развития слухоречевого восприятия и устной речи с детьми после слухопротезирования и кохлеарной имплантации

Задумайтесь, какого это – плохо слышать или не слышать вообще. Обычному человеку сложно, почти невозможно осознать это состояние. А ведь множество людей не слышат звуков музыки, голосов любимых, шелеста листьев и щебета птиц.

Если слух теряет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он уже умеет говорить, читать и писать, а порой даже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка – всё иначе. Глухой или слабослышащий ребёнок вынужден осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные занятия в садике или школе, мультики по телевизору, непринуждённые разговоры с родителями или друзьями. Из-за потери слуха происходит нарушение речи, и чем раньше ребенок перестал слышать, тем хуже он говорит. Ребенок ничего не может сказать просто потому, что он не знает, что такое речь и как она звучит.

Именно таким детям необходима помощь сурдопедагога.

Область деятельности сурдопедагога — помощь глухим или слабослышащим в адаптации в обществе, формировании устной речи, разработка методик по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха. Помощь сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго.

Задача Сурдологического Центра — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.

Направления деятельности центра:

  • диагностическое;

  • коррекционно-развивающее;

  • профилактическое; социально-психологическое;

  • информационно-аналитическое;

  • консультативно-методическое.

Центр решает следующие задачи:

• комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;

• выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;

• оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи

• разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;

• прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;

• психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.

Особенность работы сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь наши пациенты — очень разнородная группа.

Методика коррекционной работы сурдопедагога зависит от:

  1. Времени, когда был потерян слух (врожденное поражение или в результате какого-либо воздействия, когда ребенок уже слышал речь или умел говорить).

  2. Степени нарушения слуха (от не ярко выраженного до полной глухоты)

  3. Медицинского способа коррекции (использование слухового аппарата или кохлеарное имплантирование).

  4. Отставания в психическом развитии.

  5. Логопедического статуса и уровня сформированности речи.

Занятия включают:

  • формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов);

  • развитие фонематического слуха;

  • корректирование ритма и интонации при говорении;

  • стимулирование формирования связной речи;

  • коррекцию звукопроизношения;

  • развитие письменной речи и чтения.

  • проведение психологического сопровождения ребенка и семьи.

  • работа с членами семьи.

Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.

Важно отметить также, что даже незначительное отставание речи может привести к возникновению нарушений в работе высшей психической деятельности, ведь детство — период наиболее активного восприятия информации. Поэтому сурдопедагог работает также над развитием у детей интеллектуальных функций — внимания, памяти, мышления.

Конечно, не все проблемы можно решить и восстановить слух полностью. Однако найти способы коррекции состояния, помочь ребенку с адаптацией можно.

Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:

• степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);

• характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);

• время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);

• наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

• время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);

• характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);

• уровень речевого развития.

Все причины и факторы нарушения слуха следует разделить на три группы:

1) наследственная глухота или тугоухость;

2) врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на
развивающийся плод во время беременности матери);

3) приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).

Учет этих критериев позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:

• глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие);

• глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие);

• слабослышащие с развитой речью;

• слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием

Глухие и слабослышащие различаются по способам вос­приятия речи и условиям ее формирования: глухие овладевают зри­тельным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Слабослышащие - могут самостоятельно овладевать восприятием речи раз­говорной громкости на слух. Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недораз­витие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмо­ций, чувств, характера и других сторон личности. Недостаток слу­ховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка.

Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребен­ка от общения и даже к психическому расстройству. Проблема со­стоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать уст­ную речь. Потеря имеющейся речи, как правило, происходит постепенно ихарактеризуется рядом особенностей: появляются слова и фразы с фонетическими и грамматическими искажениями, возникает смазанность речи. При потере слуха в раннем дошкольном возрасте без своевременного оказания помощи ребенку и его родителям речь распадается очень быстро. Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, по сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. возможности развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуаль­ных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.

У слабослышащих детей недостатки слуха приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном в виде.

У слабослышащих детей наиболее частыми являются следующие нарушения речи:

• недостатки произношения;

• бедность лексического запаса;

• недостаточное усвоение звукового состава слова;

• неточное понимание и неправильное употребление слов;

• аграмматизмы;

• ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста

Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он не пре­менно испытывает затруднения, основные из которых:

• затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма);

• специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме;

• трудности понимания объяснений учителя;

• затруднения при пользовании учебником вследствие недоста-
точмого понимания читаемого текста.

Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование.

Люди, имеющие нарушение слуха, для организации общения используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактилология (движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков) и жестовая речь - это особая кинетическая си­стема для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Средством общения со слышащими являются естественные же­сты, между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи.

Важным средством формирования речи неслышащего является чтение. В дошкольном возрасте чтение выступает «основным средством формирования разговорной и повествовательной речи» (Б.Д. Корсунская). С помощью чтения ребенок усваивает новые слова, закрепляет лексические и грамматические обобщения, фор­мирует предпосылки понимания письменной контекстной речи, развивает умение пользоваться элементарной монологической ре­чью и т.д. В последние десятилетия разработан и внедряется в практику новый метод слуховой реабилитации больных с тяжелой степенью тугоухости и глухотой периферического типа - кохлеарная имплантация. После протезирования некоторые пациенты быстро начинают воспринимать живую речь, однако большинство нуждаются в длительных занятиях с сурдопедагогом. Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации.

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:

• воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;

• серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;

• решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!