Процесс подготовки к прогулке, участие в нём помощника воспитателя
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
Длительность прогулки
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки, вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет от 3 до 4часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15м/с.
— В зимний период прогулки на воздухе проводятся в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой.
В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, не более чем на 5-7 минут.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с
При организации прогулок следует одевать детей в соответствии с температурными условиями.
Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители
Наличие основных компонентов (наблюдение, трудовая, игровая, самостоятельная деятельность детей), их наполненность
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
В теплые весенние, летние дни и ранней осенью организуются игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии. В жаркую погоду актуальными становятся игры с водой. Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр.
Также необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года. Например, осенью воспитанники могут собирать семена цветов, урожай на огороде, зимой – сгребать снег, делать из него разные сооружения. Результаты данной деятельности могут быть представлены в рамках смотра-конкурса на лучшую снежную постройку на территории дошкольного образовательного учреждения. При этом педагогу важно учитывать, что трудовые задания должны быть посильны детям.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью (в т. ч. трудом взрослых, которые работают на территории ДОУ или за ее пределами). Наблюдения можно проводить с группой, подгруппой воспитанников, а также индивидуально.
Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников.
Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.
Наличие игрового материала
Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.
Варианты выносного материала:
Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.
Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.
Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.
Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки
Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.
Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.
Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.
Обустройство участка
Участок детского сада должен быть огорожен оградой высотой не менее 2,5 м и полосой зеленых насаждений, проходящей вдоль ограды с внутренней стороны участка. Ограда не должна иметь горизонтальных членений, а также острых завершений вертикальных прутьев.
Зона игровой территории ДОУ общего типа должна включать в себя:
групповые площадки, индивидуальные для каждой дошкольной группы (детей от 3 до 7 лет), площадью по 80 м2, то же для ясельной группы (детей от 2 месяцев до 3 лет) - по 108 м2 (если позволяет территория участка, для универсального использования здания ДОУ в перспективе все групповые площадки лучше принимать по 180 м2);
теневые навесы при каждой групповой площадке площадью по 40 м2;
общую физкультурную площадку, площадью 250 м2 для ДОУ вместимостью до 150 мест и две физкультурные площадки площадью 150 и 250 м2 для ДОУ вместимостью 150 мест и более;
площадь озеленения, которая должна составлять 50% общей площади участка.
Так же необходимо учитывать:
— наличие в достаточном количестве всех видов оборудования (физкультурного, игрового, для художественной и трудовой деятельности детей);
— озеленение участка при умелом использовании имеющихся деревьев, кустарников;
— художественное оформление навесов, беседок, арок, оформление входа и ограды, дорожек и грунтовых площадок, использование для этого произведений декоративного искусства в сочетании с зелеными насаждениями.
Игровые площадки должны иметь травяное покрытие. Кроме травяного покрытия, частично (но не более чем на половине площадки) может предусматриваться твердое или грунтовое покрытие, укрепленное песчаной подсыпкой или мелкой каменной крошкой.
Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения.
Уборку участка следует проводить ежедневно: утром за 1 - 2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории - после него.