ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТЕПЛИЦ ПРИШКОЛЬНОГО ОПЫТНО-САДОВОГО УЧАСТКА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Полухин Д.В., учитель технологии,
первая квалификационная категории
МАОУ СОШ 96
На развитие подрастающего поколения оказывает влияние множество факторов, и, к сожалению, не все из них способствуют формированию гармоничной личности. В связи с этим особенно важно создать в школе условия, в которых ученик сможет не только усваивать учебный материал, но и приобретать жизненно важные трудовые и экологические навыки. Одним из таких условий, на мой взгляд, является работа в школьных теплицах.
Разумеется, теплица сама по себе — это всего лишь конструкция. Но её ценность заключается в том, что она становится живым объектом, требующим внимания, заботы, ответственности. Работа с растениями — это особый вид деятельности, который развивает у ребёнка наблюдательность, терпение, способность к систематическому труду и уважение к природе.
Многие дети в определённый момент начинают проявлять интерес к окружающему миру, к растениям, животным. Пусть не все из них впоследствии станут ботаниками или агрономами, но личный опыт выращивания растения из семени или ухода за ним — это тот багаж, который остаётся с человеком на всю жизнь. Соприкосновение с живой природой формирует чуткость, бережное отношение к миру и понимание того, насколько он уязвим.
Свою педагогическую практику я выстраиваю на основе федеральных требований к экологическому образованию, с учётом возрастных и психологических особенностей мальчиков. Опыт показывает, что они гораздо лучше запоминают информацию, связанную с флорой, когда имеют возможность наблюдать растения вживую: в теплице, на участке, в природе. Ни одно изображение, ни одна иллюстрация не заменят непосредственного контакта с живым объектом.
В рамках учебной программы по технологии в 6 классе предусмотрен раздел, посвящённый растениям в интерьере жилого дома. Школьная теплица позволяет наглядно познакомить учеников с различными группами декоративных культур: светолюбивыми, теневыносливыми, ампельными и суккулентами. Благодаря этому учащиеся узнают, как устроен растительный мир, в каком климате произрастают те или иные виды, какие требования они предъявляют к уходу.
Работа в теплице становится также площадкой для интеграции с другими предметами. Изучая географию происхождения растений, их строение и биохимический состав, дети соприкасаются с изучением соответственно биологии, химии и географии, тем самым расширяя свой кругозор. Мы даже проводим совместные мероприятия с учителями гуманитарного цикла. Так, однажды в теплице прошла викторина «Растения в поэзии и прозе», в которой учащиеся называли авторов, описывавших природу, и делились любимыми отрывками из художественных произведений.
Большое внимание я уделяю формированию у ребят эстетического восприятия природы. Мы занимаемся основами флористики, учимся составлять композиции из живых и сухих растений, оформлять классные кабинеты и школьные помещения к праздникам. Это позволяет ученикам раскрыть в себе творческий потенциал, научиться видеть гармонию цвета, формы и фактуры.
Кроме теплицы, объектом нашей общей заботы является и пришкольный участок. За годы работы на базе школы № 96 мы с учащимися разбили цветники, высадили хвойные деревья, декоративные кустарники. Старшеклассники охотно ухаживают за посадками, и особенно приятно видеть, как приобретённые навыки они применяют у себя дома и на дачах. Некоторые из моих учеников выбрали продолжение обучения в лесотехническом колледже, что, безусловно, свидетельствует о значимости такой практической деятельности.
Подводя итог, хочется подчеркнуть: участие школьников в работе на пришкольном участке и в теплице не только способствует их учебному развитию, но и оказывает мощное воспитательное воздействие. Оно формирует экологически грамотное, трудолюбивое и ответственное поколение — тех, кому предстоит заботиться о будущем нашей страны.