Организационный момент. Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь, подарите частичку добра друг другу, гостям. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классную работу. (Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно возьму.) Словарная работа. Урок начнем со словарной работы. -Берёза, деревенька, лопата, тетрадочка, дорога, корзинка. Проверяем по эталону. Слайд №1 -О чём мы говорили на предыдущих уроках? (О составе слова.) -Как называется общая, значимая часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти в слове корень? (Корень.Подобрать родственные слова). - Как называется изменяемая часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти окончание? ( Окончание.Служит для связи слов в предложении, помогает изменить форму слова). - Что такое основа слова? (Основа - часть слова, без окончания). -Какая часть слова находится между корнем и окончанием? Слайд №2 (Суффикс) -Посмотрите пожалуйста на слайд. Сточки зрения состава слова, разделите данные слова на две группы. ( 1 гр.- слова без суффикса Слайд №3,4 2гр.- слова с суффиксом). -Догадались о чём будем говорить на уроке? -Что бы вы бы хотели узнать про суффикс? Слайд №5 -Вопросы детей: Для чего нужны суффиксы? Для чего используем суффиксы в нашей речи? - Сообщение темы урока. У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение суффикса и попробуем найти ответы на ваши вопросы. Послушайте сказку о суффиксах.Сказка о суффиксах. Давным - давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были слова: солнце, заяц, стол, огурец и другие. Но вот появились суффиксы. Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы. Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. -Вывод:Услышали,для чего служат суффиксы в нашей речи? (Делают нашу речь красивой, образной.Уменьшают слова и делают их ласковыми и нежными, образовывать слова, обозначающие профессии). 6. Сейчас вы поработаете в группах и сами увидите, как с помощью суффикса образуются новые слова. Для работы возьмите конверты с заданиями. Образуйте слова с заданными суффиксами. Запишите их в листочки с заданиями. - Работа в группах. 1 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -чик- строи _____плот ______, связ ______ груз_______, Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. -(Суффиксы -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей). 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Коля - ...________________ Лиза - ..._________________________ Света - ..._______________ Аня- ...___________________________ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. (Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение). 3 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ , на Земле, то ты ______________ , а мы _________________. Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. (Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства). Проверка по эталону Слайд №6 Физ.минутка(на внимание)Игра “Наоборот” Я говорю и показываю движение, а вы должны сделать то движение ,о котором я говорю, а не показываю.. Например, я опускаю руки, а вы поднимаешь. - А сейчас давай проверим ваше внимание... - Тихо сели, вновь за дело. Парная работа. -Какой праздник мы отмечали на прошлой неделе? (День матери). -Вы принимали активное участие в оформлении выставки к этому празднику.Помогите пожалуйста детёнышам соединиться с их мамами. Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов. Игра «Составь пары» На карточках напечатаны слова: медведица, медвежонок, лосиха, лосёнок .Слайд №7 Стрелочкой соедините детёныша с мамой. Какие суффиксы помогли образовать названия детёнышей? Слайд №8 Физминутка (для глаз) Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 1. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки Игра «Побудь волшебником». (Фронтальная работа) -Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником» Вот у меня «волшебная» палочка .Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова (кот, слон, дом ) в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова?Слайд №8 Индивидуальная работа. 1. Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс . Таня - ...________________ Настя - ..._________________________ Полина - ..._______________ Петя - ...___________________________ 2. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс . учи _____ ,сапож ______, лес ______ гитар_______, школь _____________ Итог урока. -Какой части слова был посвящён сегодняшний урок? Слайд №9 -На какие вопросы нашли ответ? - Что каждый из вас понял, проанализируйте и поставьте +и - Поставьте + или - в высказываниях. Понимаю, что такое суффикс. Умею находить суффиксы в словах. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Умею образовывать новые слова с помощью суффиков. -Хотите узнать моё мнение о вашей работе на уроке? У меня для вас зашифрованное послание. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его. У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте послание. МОЛОДЕЦ ! Слайд №10,11. Вы сегодня действительно молодцы! Д/З индивидуальные дифференцированные карточки |