Исследовательский проект
по теме
«Значение света для растений»
Выполнила: ученица 5 «А» класса
МБОУ « Новотырышкинская СОШ»
Попова Юлия
Тема моего исследования: Значение света для растений
Цель моего исследования: изучить влияние солнечного света на рост и развитие растений.
Задачи:
1) узнать о значении света для растений;
2) выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение;
3) опытным путём определить влияние света на рост и развитие растений.
Объект исследования: растения.
Предмет исследования: свет как условие для роста и развития растений.
Гипотеза: Для нормального роста и развития растений необходим солнечный свет.
Методы:
Все мы знаем, какую огромную роль играют растения в жизни человека. Растения дают людям пищу, лекарства, сырье для промышленности, обогащают атмосферу кислородом. Чем глубже изучает человек природу, тем более очевидной и значимой видится роль растений. А как свет влияет на растения? В процессе исследования я хотел проверить утверждение о влиянии света на рост и развитие растений.
Значение света для комнатных растений
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом.
Светолюбивые и теневыносливые комнатные растения
Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые. При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть. При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог.
Опыты:
Цель: рассмотреть, как ведут себя растения в определенных условиях.
Для проверки утверждения о влиянии солнечного света на рост и развитие растений был проведен следующий опыт. В два контейнера были посажены по несколько луковиц репчатого лука. Один контейнер был поставлен у окна, а другой контейнер помещен в шкаф, без доступа солнечного света. В течение эксперимента проводились периодические наблюдения (1 раз в неделю). Наблюдения проводились в течение месяца.
Через несколько дней из обеих головок прорезались перья, но они были разной длины и отличались цветом. Цвет перьев лука, который стоял на подоконнике был ярко-зеленым (созданы условия для фотосинтеза), перья – ровными, а у лука, который стоял в темном месте, светло-желтым, перья изогнуты. Корневая система у лука, который стоял в темном месте, была развита слабее.
Данные наблюдений позволяют сделать следующие выводы:
1. При выращивании лука в условиях достаточной освещенности
наблюдается его полноценный рост и развитие: перья
естественной длины, насыщенного зеленого цвета. Процесс
фотосинтеза идет нормально.
2. При выращивании лука в условиях недостаточной освещенности
перья лука тонкие и неестественно бледные, что говорит о
недостатке питательных веществ для его нормального развития
Опыт « Растения и свет»
Саженцы огурцов были поставлены на тумбочку, подальше от окна, и в течение недели их не поворачивали. Многие листья повернулись в сторону окна – к свету. Через некоторое время огурцы были переставлены в другую сторону от окна, и через некоторое время они опять повернулись к окну.
Вывод: как растения ни поворачивай, они всегда тянутся к свету.
Заключение
Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород. Есть растения светолюбивые, а есть теневыносливые. Подтвердилась гипотеза «если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается». Поэтому для правильной расстановки растений в комнате надо узнать, какие световые условия необходимы каждому растению.
Мне было интересно проводить опыты. Изучив литературу, я узнал много нового о растениях.