СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение трудовой деятельности в развитии устной речи глухих и слабослышащих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение трудовым умениям и навыкам на уроках трудового обучкния происходит в тесном взаимодействии с общим речевым развитием неслышащих детей.

Просмотр содержимого документа
«Значение трудовой деятельности в развитии устной речи глухих и слабослышащих детей»

«Значение трудовой деятельности в развитии устной речи глухих и слабослышащих детей»


Трудовое обучение – обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка. Оно реализуется в разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

       Цель трудового обучения – воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

       Эта цель обуславливает следующие задачи:

- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое экологическое воспитание;

- формирование склонностей и интересов;

- формирование практических навыков обращения с простейшими орудиями труда (иголка, нитка).

- формирование навыков самообслуживания.

       Уроки труда – специфическая форма обучения глухих школьников ручному труду. Обучение трудовым умениям и навыкам на этих уроках происходит в тесном взаимодействии с общим и речевым развитием глухих детей, что позволяет значительно расширить круг формируемых умений и навыков, повышает осознанность их усвоения, наполняет интеллектуальным содержанием.

       На занятиях по бытовому труду  неслышащие школьники получают знания о различных материалах (пластилин, глина, тонкая и плотная бумага, картон, проволока, вата, ткань, природные материалы и т.д. и т.п.) и их свойствах; учатся правильно пользоваться инструментами и приспособлениями (линейкой, прямоугольным треугольником, ножницами, кистью, циркулем, иглой, сантиметровой лентой, наперстком; овладевают рабочими приемами обработки различных материалов; знакомятся с основами организации культуры труда. Однако особое значение придается развитию словесной речи и мышления, а также основных общетрудовых умений интеллектуального характера.  К ним относятся следующие виды умений и навыков: пользоваться как устными, так и письменными инструкциями; планировать свою работу, разделяя процесс изготовления поделки на ряд этапов; производить разметку, измерения и вычисления, в том числе с помощью инструментов; контролировать свою работу и работу товарищей; отчитываться о выполняемой работе или описывать ее; самостоятельно оценивать результаты труда как своего, так и товарищей.

       Характер трудовых умений и навыков, связанных с практическим изготовлением изделий, определяется тем конкретным видом деятельности, которым занимаются учащиеся на уроке. В процессе лепки совершенствуются координация и мелкие движения пальцев рук. Дети учатся разминать пластилин, придавать ему определенную форму (шара - вращательными движениями ладоней, круга - сплющиванием  шара, цилиндра и т.п.). Лепные работы выполняются по образцу, изготовленному учителем, натуральному предмету или его графическому изображению, а также по представлению. Лепка  по образцу используется на начальных этапах обучения как наиболее простой вид деятельности. Лепка с натуры сложнее, поскольку объект  лепки обычно меньше или больше натурального предмета. В процессе лепки по представлению учащиеся оперируют образами памяти и воображения.  

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

              Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы со слабослышащими детьми.  Для них  труд является одним из основных способов адаптации к жизни.

        Трудовая деятельность имеет большое значение для  правильного  воспитания этих  детей.  В  ходе трудовой  подготовки  у них формируются такие личностные качества, как  трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т. д.

         В этот  период обучения большое значение приобретают формирование у воспитанников социально – бытовых знаний и умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни.

         Трудовая и бытовая адаптация учеников невозможна без достаточно развитой  коммуникативной функции речи.  Трудно ожидать успешной бытовой ориентировки у неслышащих детей, если в процессе коррекционно – воспитательной работы  они не получили навыков диалогической речи. Потребность в ней для их дальнейшей жизни служит важным основанием ее развития.

Необходимо, чтобы ученики овладели умением высказывать просьбы  и желания, научились обращаться к  товарищам по заданию взрослого и по собственному побуждению, могли задавать вопросы и отвечать на них. Учитель не только содействует привитию необходимых умений и навыков, но и способствует формированию диалогической речи учеников.

Исходя  из целей коррекционно – воспитательной работы со слабослышащими детьми, главное внимание должно быть уделено решению следующих взаимосвязанных задач:

1. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда;

2. Обучение обслуживающему труду;

3. Социально – бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;

4. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации глухих и слабослышащих детей.

Нельзя говорить об определенном уровне социально – трудовой адаптации учеников без достаточно сформированной у них диалогической речи.

На занятиях по бытовому труду учитель, наряду с показом определенных приемов работы, использует также словесные разъяснения, указания и т. д. Во время занятия у ребят возникает потребность задать вопрос учителю, обратиться с просьбой к однокласснику и т.д. Применение на занятиях разнообразных организационных форм ( работа учителя с классом, работа звеньями, работа с помощником учителя , работа парами ) имеет большое значение для формирования у детей активности, потребности речевого общения как с воспитателем , так и  друг с другом .

Учитель должен  стимулировать самостоятельную активную речь самих учащихся в беседу, задает им вопросы, терпеливо поправляет ответы, предлагает задуматься над тем, как можно сказать по–другому. Во время беседы педагог следит за правильным произношением, за связностью и логичностью выражения мыслей детей, подсказывает детям новые слова и речевые обороты.

      Важно понимать, что бытовая адаптация учеников невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи. Неоценима роль учителя в процессе трудового обучения, так как  он должен стимулировать самостоятельную активную речь учащихся  с помощью вопросов, проведения беседы. Для этого применяют  все элементы работы по развитию речи: словарная работа, опросы  учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности, а также установление взаимосвязи между речевой и трудовой  деятельностью учащихся.

       Только в  результате постоянных и самых разнообразных упражнений в условиях  коллективной трудовой деятельности и  активного отклика детей  в виде речевого общения  могут проявиться  результаты  целенаправленных усилий  учителя – достижение умений и навыков  свободного речевого общения между детьми и с педагогом.