«Значение трудовой деятельности в развитии устной речи глухих и слабослышащих детей»
Трудовое обучение – обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка. Оно реализуется в разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель трудового обучения – воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов;
- формирование практических навыков обращения с простейшими орудиями труда (иголка, нитка).
- формирование навыков самообслуживания.
Уроки труда – специфическая форма обучения глухих школьников ручному труду. Обучение трудовым умениям и навыкам на этих уроках происходит в тесном взаимодействии с общим и речевым развитием глухих детей, что позволяет значительно расширить круг формируемых умений и навыков, повышает осознанность их усвоения, наполняет интеллектуальным содержанием.
На занятиях по бытовому труду неслышащие школьники получают знания о различных материалах (пластилин, глина, тонкая и плотная бумага, картон, проволока, вата, ткань, природные материалы и т.д. и т.п.) и их свойствах; учатся правильно пользоваться инструментами и приспособлениями (линейкой, прямоугольным треугольником, ножницами, кистью, циркулем, иглой, сантиметровой лентой, наперстком; овладевают рабочими приемами обработки различных материалов; знакомятся с основами организации культуры труда. Однако особое значение придается развитию словесной речи и мышления, а также основных общетрудовых умений интеллектуального характера. К ним относятся следующие виды умений и навыков: пользоваться как устными, так и письменными инструкциями; планировать свою работу, разделяя процесс изготовления поделки на ряд этапов; производить разметку, измерения и вычисления, в том числе с помощью инструментов; контролировать свою работу и работу товарищей; отчитываться о выполняемой работе или описывать ее; самостоятельно оценивать результаты труда как своего, так и товарищей.
Характер трудовых умений и навыков, связанных с практическим изготовлением изделий, определяется тем конкретным видом деятельности, которым занимаются учащиеся на уроке. В процессе лепки совершенствуются координация и мелкие движения пальцев рук. Дети учатся разминать пластилин, придавать ему определенную форму (шара - вращательными движениями ладоней, круга - сплющиванием шара, цилиндра и т.п.). Лепные работы выполняются по образцу, изготовленному учителем, натуральному предмету или его графическому изображению, а также по представлению. Лепка по образцу используется на начальных этапах обучения как наиболее простой вид деятельности. Лепка с натуры сложнее, поскольку объект лепки обычно меньше или больше натурального предмета. В процессе лепки по представлению учащиеся оперируют образами памяти и воображения.
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы со слабослышащими детьми. Для них труд является одним из основных способов адаптации к жизни.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания этих детей. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т. д.
В этот период обучения большое значение приобретают формирование у воспитанников социально – бытовых знаний и умений, необходимых для приспособления к окружающей жизни.
Трудовая и бытовая адаптация учеников невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи. Трудно ожидать успешной бытовой ориентировки у неслышащих детей, если в процессе коррекционно – воспитательной работы они не получили навыков диалогической речи. Потребность в ней для их дальнейшей жизни служит важным основанием ее развития.
Необходимо, чтобы ученики овладели умением высказывать просьбы и желания, научились обращаться к товарищам по заданию взрослого и по собственному побуждению, могли задавать вопросы и отвечать на них. Учитель не только содействует привитию необходимых умений и навыков, но и способствует формированию диалогической речи учеников.
Исходя из целей коррекционно – воспитательной работы со слабослышащими детьми, главное внимание должно быть уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда;
2. Обучение обслуживающему труду;
3. Социально – бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;
4. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации глухих и слабослышащих детей.
Нельзя говорить об определенном уровне социально – трудовой адаптации учеников без достаточно сформированной у них диалогической речи.
На занятиях по бытовому труду учитель, наряду с показом определенных приемов работы, использует также словесные разъяснения, указания и т. д. Во время занятия у ребят возникает потребность задать вопрос учителю, обратиться с просьбой к однокласснику и т.д. Применение на занятиях разнообразных организационных форм ( работа учителя с классом, работа звеньями, работа с помощником учителя , работа парами ) имеет большое значение для формирования у детей активности, потребности речевого общения как с воспитателем , так и друг с другом .
Учитель должен стимулировать самостоятельную активную речь самих учащихся в беседу, задает им вопросы, терпеливо поправляет ответы, предлагает задуматься над тем, как можно сказать по–другому. Во время беседы педагог следит за правильным произношением, за связностью и логичностью выражения мыслей детей, подсказывает детям новые слова и речевые обороты.
Важно понимать, что бытовая адаптация учеников невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи. Неоценима роль учителя в процессе трудового обучения, так как он должен стимулировать самостоятельную активную речь учащихся с помощью вопросов, проведения беседы. Для этого применяют все элементы работы по развитию речи: словарная работа, опросы учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности, а также установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся.
Только в результате постоянных и самых разнообразных упражнений в условиях коллективной трудовой деятельности и активного отклика детей в виде речевого общения могут проявиться результаты целенаправленных усилий учителя – достижение умений и навыков свободного речевого общения между детьми и с педагогом.