СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение цвета в литепатуре

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение цвета в литепатуре»

Значение зеленого цвета в литературе Работу подготовила студентка 1 курса ПО по двум профилям: (русский язык и литература) Шилогурова Юлия

Значение зеленого цвета в литературе

Работу подготовила студентка 1 курса ПО по двум профилям: (русский язык и литература) Шилогурова Юлия

Что же такое - зеленый цвет? Зеленый цвет – природный и натуральный. Он считается одним из 3 основных наряду с красным и синим. В мире существует огромное количество оттенков зелени Эта палитра вызывает ассоциации, связанные с лесом, травой, полянами, лугами и спокойствием – тем, что окружает человека повсюду. Большинство растений окрашено в зеленый, т.к. содержит пигмент фотосинтеза – хлорофилл.

Что же такое - зеленый цвет?

Зеленый цвет – природный и натуральный. Он считается одним из 3 основных наряду с красным и синим. В мире существует огромное количество оттенков зелени

Эта палитра вызывает ассоциации, связанные с лесом, травой, полянами, лугами и спокойствием – тем, что окружает человека повсюду. Большинство растений окрашено в зеленый, т.к. содержит пигмент фотосинтеза – хлорофилл.

Психология и значение Согласно одной из теорий психологии, по тону, который предпочитает человек, можно сделать некоторые выводы о его характере: Люди, предпочитающие яркую зелень, общительны и доброжелательны, стараются искать компромиссы, не переживают долго из-за неудач. Зеленый темных тонов выбирают люди, имеющие склонность к саморазвитию и размышлениям. Холодная палитра этой гаммы нравится ответственным личностям. Теплая импонирует открытым людям, которые часто становятся объектом интереса других людей. Сине-зеленым оттенкам отдает предпочтение эмоциональная группа, желающая понравиться всем вокруг.

Психология и значение

Согласно одной из теорий психологии, по тону, который предпочитает человек, можно сделать некоторые выводы о его характере:

  • Люди, предпочитающие яркую зелень, общительны и доброжелательны, стараются искать компромиссы, не переживают долго из-за неудач.
  • Зеленый темных тонов выбирают люди, имеющие склонность к саморазвитию и размышлениям.
  • Холодная палитра этой гаммы нравится ответственным личностям.
  • Теплая импонирует открытым людям, которые часто становятся объектом интереса других людей.
  • Сине-зеленым оттенкам отдает предпочтение эмоциональная группа, желающая понравиться всем вокруг.
Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э. Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости). У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки. С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э. Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Символика в литературе 1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая. «Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет – наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

Символика в литературе

1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,

Дарует он покой душе и зренью.

И травы зелены, и тьма в лесах,

Зеленый свет колеблется в глазах.

Зеленый цвет – наряд любого сада,

И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

2. Сакральные символы: в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых. Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе. «И всем векам — пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов.»  (О. Мандельштам)

2. Сакральные символы: в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.

«И всем векам — пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.»

(О. Мандельштам)

3. Магическое воздействие. Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье». Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина». «Зеленый — лучше всех,  коль он похож при этом на горный изумруд своим глубоким цветом. С индийских берегов его привозят к нам, зеленый и златой. Испорченным глазам и печени больной —нет ничего полезней… (Французский поэт Реми Белло о зеленом камне берилле)

3. Магическое воздействие. Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина».

«Зеленый — лучше всех,

коль он похож при этом

на горный изумруд своим глубоким цветом.

С индийских берегов его привозят к нам,

зеленый и златой. Испорченным глазам

и печени больной —нет ничего полезней…

(Французский поэт Реми Белло о зеленом камне берилле)

4. Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

4. Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в поэзии С.А. Есенина Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный» , «трава зелёная», «зелёные ели», «зелёная верхушка» , «зелёный лес», «горы зелёные». До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9. «Есенин доказал, что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души».

Зеленый цвет в поэзии С.А. Есенина

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный» , «трава зелёная», «зелёные ели», «зелёная верхушка» , «зелёный лес», «горы зелёные». До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал, что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души».

 А. П. Чехов - рассказ «Дом с Мезонином»: «…с толпой зеленых ив…» - восторг «…зеленый огонь…» - грусть; «…припомниться зеленый огонь…» - мимолетная радость, в тоже время и тоска А. И. Куприн - повесть «Гранатовый браслет»: «…наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых сучьях…» - описание природы «…по вей террасе разливался зеленый полусвет…» - описание природы «…маленький зеленый камешек…один зеленый…зеленый гранат…» - любовь А. И. Куприн - повесть «Олеся»: «…а лицо у него мертвое зеленое…» - болезнь «…большая зеленая площадь, идущая от церкви до кабака…» - описание окружающего мира А. И. Куприн - повесть «Суламифь»: «…длинные зеленые глаза потемнели…» - ненависть «…зеленая трава пестреет…» - описание природы

А. П. Чехов - рассказ «Дом с Мезонином»:

«…с толпой зеленых ив…» - восторг

«…зеленый огонь…» - грусть;

«…припомниться зеленый огонь…» - мимолетная радость, в тоже время и тоска

А. И. Куприн - повесть «Гранатовый браслет»:

«…наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых сучьях…» - описание природы

«…по вей террасе разливался зеленый полусвет…» - описание природы

«…маленький зеленый камешек…один зеленый…зеленый гранат…» - любовь

А. И. Куприн - повесть «Олеся»:

«…а лицо у него мертвое зеленое…» - болезнь

«…большая зеленая площадь, идущая от церкви до кабака…» - описание окружающего мира

А. И. Куприн - повесть «Суламифь»:

«…длинные зеленые глаза потемнели…» - ненависть

«…зеленая трава пестреет…» - описание природы