СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значения фразеологизмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка по учебнику С.В.Иванова, УМК Начальная школа XXI века

Просмотр содержимого документа
«Значения фразеологизмов»

Технологическая карта урока

по теме " Значения фразеологизмов" (УМК Начальная школа XXI века), учитель Гавриленко О.В.


Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

образовательная: наблюдать за использованием в речи фразеологизмов, за фразеологизмами с противоположным и близким значением, фразеологизмами с устаревшими словами ,расширять словарный запас

развивающая :развивать познавательный интерес; умение сравнивать фразеологизм со словом и свободным сочетанием слов,развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

воспитательная: воспитывать интерес к новому учебному материалу, любовь и к родному языку ,осознание русского языка как великого достояния русского народа.

Технологии, методы, приемы

Проблемный , личностно-ориентированный,здоровьесберегающий, интерактивные технологии

Основные понятия, термины

Устойчивое сочетание слов, фразеологизм,предложение,слово,антоним, устаревшие слова

.

Планируемые результаты

Предметные:

наблюдать за значением и использованием в речи фразеологизмов, за фразеологизмами с противоположным и близким значением, фразеологизмами с устаревшими словами, сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов устанавливать различные ситуации, в которых используются фразеологизмы.


Личностные

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к богатству речи русского народа;

учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения, способность оценивать свои достижения,проявлять доброжелательность и помощь,считаться с мнением собеседников.

Познавательные

понимать информацию, представленную в виде рисунков, выявлять особенности фразеологизмов в процессе наблюдения; находить дополнительную информацию в справочной литературе;сравнивать объекты и анализировать их ;обсуждать проблемные вопросы;

выявлять известное и неизвестное,расширять словарный запас

Регулятивные-

принимать и сохранять учебную задачу; высказывать свои предположения на основе учебного материала;

корректировать деятельность, осуществлять контроль за выполнением деятельности;

давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные

строить высказывания, аргументировать свои ответы, приводить доказательства , сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; уметь полно и точно выражать свои мысли



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная,

групповая, парная

Книгопечатная продукция:учебник" Русский язык" С.В.Иванов , Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. 2 класс., фразеологические словари , звуковые пособия: презентация в Panaboard ,эл. образ. ресурс "Русский язык" к УМК

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска



Технология обучения

Этапы

урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформление доски,

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I.

Организационный


регулятивные УУД: организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда. (л)

Число, классная работа

Проверьте готовность к уроку, посадку, запишите число.


Проверяют готовность к уроку, записывают число.


II. Определение темы урока, блока


-регулятивные -принимать и сохранять учебную задачу (целевую установку блока), -познавательные: анализ и переработка информации(тема-и задачи),

- личностные УУД: воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенных к учащемуся.



У: Сегодня мы работаем с уроком 133, откройте учебники и найдите его. В каком блоке сегодня будем работать ? Чему учимся, работая в блоке "Как устроен наш язык"?

А правописанием будем заниматься?.. Прочитайте тему. Чему же будем учиться сегодня на уроке?... Хорошо, вы правильно определили тему и задачи- знакомиться с новыми фразеологизмами, наблюдать за их значением.

На уроках «Как устроен наш язык» мы открываем законы, по которым живет язык.




III. Актуализация знаний.


- Предметные: наблюдать за значением и использованием в речи фразеологизмов, за фразеологизмами с близким значением

Познавательные УУД: умение выполнять логические операции (сравнение, анализ), выявлять особенности объектов, определять из множества объекты, объединенные общим свойством.

-Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, корректировать деятельность

-Коммуникативные УУД: умение договариваться, слушать и понимать речь других уступать ,работая в паре, строить монологические высказывания.

-Личностные: выражать положительное отношение и интерес к материалу, оценивать свою деятельность.








































Слайд с правильным ответом

























У: Прочитайте задание упражнения 1. Какой значок расположен рядом с упражнением? Что он обозначает?

У: Правильно. Кто хочет выполнить упражнение именно так? Но вы можете выбрать и другую форму работы, например, самостоятельно. Кто хочет выполнить это упражнение самостоятельно?

Предлагаю выполнить это упражнение на карточках . А в тетради запишите любые два фразеологизма, которые вам понравятся...

Карточка:


Сделайте выбор и соедините фразеологизмы и их значения:

с гулькин нос

" усердно , прилежно трудиться" сидеть сложа руки

что есть духу

не покладая рук

воробью по колено

во всю прыть

" бездельничать" лодыря гонять

не жалея сил

только пятки засверкали

бить баклуши

во все лопатки

"мало" засучив рукава

со всех ног

до седьмого пота

мчаться на всех парусах

"быстро бежать" ловить мух

в поте лица

кот наплакал

сломя голову

что есть сил

У: Предлагаю вам заканчивать работу с упражнением, очень хочется узнать, что у вас получилось, давайте проверим.

Сравните с образцом... У кого ошибки- исправьте.

Какие из фразеологизмов вас удивили, рассмешили?

В каких ситуациях, в разговоре с кем их можно применить ?Про кого можно сказать- только пятки засверкали?

Кого спросишь - ты лодыря гоняешь- учителя или друга?

Если вам предложат участвовать в соревнованиях по бегу, как будете бежать(в ответе используйте фразеологизм)?

Ребята, представьте, как появилось значение "мало" у фразеологизма "воробью по колено"? А почему это же значение имеет фразеологизм "кот наплакал", как это себе представляете? (ответы детей) (слайд )

У: Видите, ребята, сколько разных необычных устойчивых сочетаний создал русский народ!



Д: Работа в парах.









Работа в парах или индив: читают задание,советуются, делают выбор.

























Сравнивают с эталоном, оценивают работу .

Если сделали другой выбор- уточняют, корректируют.


Зачитывают выписанные фразеологизмы, задают вопросы


IV. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.


Личностные- проявлять интерес на эмоциональном уровне, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения



Предметные:

заканчивать предложение с использованием фразеологизма,устанавливать ситуации, в которых используются фразеологизмы наблюдать за фразеологизмами с противоположным значением и фр., в состав которых входят устаревшие слова.

Познавательные:

–понимать информацию, представленную в виде рисунка Анализиро-вать смысл , сравнивать устойчивые сочетания со свободными, осущ поиск информации в словаре



Регулятивные:

-удерживать задачу

-осуществлять самоконтроль

– оценивать результаты работы

Коммуникативные:

– слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

; участвовать в диалоге; строить монологическое высказывание






















Диск к учебнику









Диск к учебнику

1) Наблюдение за образным характером фразеологизмов

У:Продолжим работу над значениями фразеологизмов. Давайте выполним упражнение 2. Прочитайте задание ,рассмотрите рисунки...Предлагаю первое предложение закончить фразеологизмом вместе.

Прочитайте первое предложение. А что изобразил художник?

Из-за чего замер Андрей? Для чего нарисована лопата? Как бы вы закончили предложение?

Для того чтобы сказать, «стоять неподвижно, замерев на месте от ужаса или удивления" , используется фразеологизм стал как вкопанный. Итак, какое же получится предложение? Сравните с образцом (показ на слайде электронного приложения к учебнику .)Запишите полученное предложение.

Продолжайте работу самостоятельно. А я бы хотела создать свою группу и приглашаю для работы Карину, Машу, Олега, Лену и Аню , давайте попробуем поработать вместе ...

Предлагаю заканчивать работу и проверять. ..Кто познакомит нас со вторым предложением ?Прочитай свою версию, почему так решил? А у тебя как получилось ? Как тебе помог рисунок? Сравните с эталоном. У кого получилось такое же предложение? Молодцы.

У кого по-другому, исправьте, тема "значение фразеологизмов" непростая, мы только начали знакомство с фразеологизмами .

( проверка с использованием интерактивной доски аналогична для всех случаев)

У: (ловушка)Теперь давайте подчеркнем орфограммы в ваших предложениях!

(если согласятся- Вернитесь ,пожалуйста, к теме урока. В каком блоке мы сегодня работаем?)

2) Наблюдение за фразеологизмами с противоположным значением и использованием устаревших слов.

У:Ребята, продолжаем работу над значением фразеологизмов. Прочитайте задание упражнения 3.Напомните, что такое антонимы? Предлагаю объединиться в небольшие группы, обсудить выполнение ,а потом вернуться на свои места и сделать записи. Кто хочет поработать индивидуально? Это ваш выбор. Начинайте работу...

(кто закончит раньше, можно предложить подумать над 4 упражнением, обратив внимание на значок "гиря"-сложное)

У:Давайте проверять. Какой антоним вы подобрали к первому фразеологизму? Кто хочет показать свой выбор на доске ( эл. приложение)Какая следующая пара у вас получилась?... (на доске программа выдает оценку: Молодец или Подумай еще.)

Ребята, вы справились с заданием. А вам знакомы значения этих фразеологизмов? А как узнать значение? Кто хочет воспользоваться фраз. словарем?

Сравните фразеологизмы каждой пары, что заметили? Найдите одинаковые слова... слова-антонимы...

В составе фразеологизмов с противоположным значением часто бывают слова- антонимы.

А кто найдет среди этих сочетаний слово, которое в современном русском языке не встречается самостоятельно?(тридевять) А где его можно встретить?

( если будут дети, которые начали работу с 4 упр., спрошу : а в 4 упражнении встретились такие слова?.. )

Ребята, кто работал со словарями , очень хочется узнать, что вы узнали.. .

Спасибо . .Я правильно поняла: надо жить своим умом, а не чужим? А заварить кашу- это добавить кипяток и размешать ?












(ответы детей)









Самост.рассматривают рисунки, читают предложения, пробуют закончить их фразеологизмом.

(Слабоуспевающие ученики устно дополняют предложения под руководством учителя,потом самост. записывают)

























(Ответы детей

VI.

Рефлексия и оценивание

Предметные:

–пользоваться понятием фразеологизм 

Личнос:– адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои достижения

Коммун:

– полно и точно выражать свои мысли (к.)



Наш урок подходит к концу.

Что нового вы узнали?

Мне от гимназии до дома рукой подать, а тебе, Вадим? Сможешь в ответе применить фр-зм?Сегодня на уроке я боялась сесть в ботинок-правильно применила фр-зм?

Какие фразеологизмы понравились? О чем хотите рассказать дома?

Всем спасибо за работу.Хочется отметить активность...

Отвечают

VI. Домашнее задание

УУД:

Делать выбор (л.)

 воспринимать и понимать речь других (к.)


Запишите домашнее задание.

Вы по желанию дома можете выполнить упр.5, познакомиться с интересным фр-змом в рубрике Из истории языка , или узнать , какие фразеологизмы употребляются в вашей семье.

Записывают д/з по выбору























Урок русского языка, 2 класс

Тема : Значения фразеологизмов.

Гавриленко О.В., учитель МБОУ гимназии "САН" г. Пензы

Цели: образовательная: наблюдать за использованием в речи фразеологизмов, за фразеологизмами с противоположным и близким значением, фразеологизмами с устаревшими словами ,расширять словарный запас

развивающая :развивать познавательный интерес; умение сравнивать фразеологизм со словом и свободным сочетанием слов,развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

воспитательная: воспитывать интерес к новому учебному материалу, любовь и к родному языку ,осознание русского языка как великого достояния русского народа.

Ресурсы: учебник" Русский язык" С.В.Иванов , 2 класс., фразеологические словари , звуковые пособия: презентация в Panaboard ,эл. образ. ресурс "Русский язык" к УМК

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска

Ход урока:

I этап . Организационный.

Сегодня мы работаем с уроком 133, откройте учебники и найдите его. Прочитайте тему. Все слова знакомы?.. Да, с фразеологизмами мы познакомились несколько уроков назад. В каком блоке сегодня будем работать ? Чему учимся, работая в блоке "Как устроен наш язык"? Зачем узнавать тайны языка? А правописанием будем заниматься?

Вопрос автору: Следует ли, по-вашему мнению, задать выделенный вопрос и ещё попросить привести примеры фразеологизмов, которые помнят?

IIэтап . Актуализация знаний.

Прочитайте задание упражнения 1. Что не понятно? Каким значком помечено упражнение? Работа в парах. А кто хочет над ним поработать индивидуально? Приступайте...

Закончили работу, давайте проверим. У кого так , как на слайде? Оцените свою работу. У кого появился плюс, молодцы. У кого возникли вопросы, затруднение?..С чем это связано? ( не все фразеологизмы знакомы) А какова тема нашего урока? Значит, постараемся узнать значения многих фразеологизмов . Внесите исправления или дополнения.

В основном, ребята, вы справились. Что же помогло вам подобрать нужный фразеологизм к соответствующему слову или сочетанию слов? ( его значение)

Какие из фразеологизмов вас удивили, рассмешили? В каких ситуациях, в разговоре с кем их можно применить ? Кого спросишь - ты лодыря гоняешь- учителя или друга? Видите, как много создал народ разных фразеологизмов с одинаковым значением!

Интересно, а как появилось такое сочетание, как, например, воробью по колено? Какой образ возникает?



Комментарий к этапу: с первых минут урока погружаем детей в деятельность. Дифференциация осуществляется по форме организации детей -индивидуальная, парная работа. Не спрашиваем: что такое фразеологизмы, т.к. урок носит ознакомительный характер.

Вопрос автору: Можно ли дать это упражнение на карточках двух уровней сложности по содержанию материала ( одни из фразеологизмов могут быть больше на слуху у учащихся).Образец:

Карточка 1. Выбери фразеологизмы по их значениям, соедини линией.

усердно , прилежно трудиться с гулькин нос

не покладая рук

засучив рукава

воробью по колено

мало до седьмого пота

кот наплакал

в поте лица

не жалея сил

Карточка 2. Выбери фразеологизмы по их значениям, соедини линией

бездельничать что есть духу

сидеть сложа руки

лодыря гонять

быстро бежать бить баклуши

только пятки засверкали

во все лопатки

со всех ног

сломя голову

что есть духу

во всю прыть

мчаться на всех парусах

ловить мух


III этап . Решение учебных задач.

Давайте понаблюдаем за образным характером значений фразеологизмов.

Упражнение 2. Прочитайте задание . Что не понятно? Попробуйте выполнить самостоятельно.

А (О., П.,..) подойдите ко мне, мы с вами начнем работу вместе. На выполнение задания даю вам 7 мин, приступайте...

Давайте проверять. Кто познакомит нас с первым предложением?( включаю электронное приложение к учебнику) Прочитай свою версию... А у тебя как получилось ? Сравните с эталоном. У кого так? Молодцы. Оцените свою работу. У кого- по-другому, не расстраивайтесь, тема "значение фразеологизмов" непростая,мы только учимся, исправьте аккуратно.

Кто прочитает второе предложение?... ( проверка аналогична для всех случаев)

(Если у детей ошибки) Что помешало выполнить работу без ошибок? (Не знаем фразеологизмов?Не слышали...не смогли заменить рисунок фразеологизмом...)

(Если у всех выполнено правильно)Что помогло вам в выборе фразеологизма?..( Рисунки-подсказки)Да, верно,иллюстраторы создали красочные образы , подметив образный характер фразеологизмов.

Теперь давайте подчеркнем орфограммы в ваших предложениях!( Нет, мы работаем в блоке "Как устроен наш язык", а не в блоке Правописание.)




Комментарий: Упр.2 дано для самостоятельной работы фронтально для всех , но слабоуспевающим учащимся дифференцированно оказывается небольшая помощь. В конце используется прием "ловушка" для проверки удержания учебной задачи.

Вопрос автору: Если большинство не смогли заменить какую-то картинку фразеологизмом , надо ли после правильной версии дать детям возможность привести пример своего предложения с этим фразеологизмом, что покажет: поняли ли значение ?

IV Физминутка.

А сейчас , ребята, встаньте и постарайтесь изобразить с помощью жестов, мимики и движений следующие фразеологизмы:

-- Встанем, как аршин проглотили.-- Проголосуем обеими руками.-- Согнемся в три погибели.--Повертимся, как белка в колесе-- Разведем руками.-- А теперь -- руки в брюки.-. Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

Что необычного в нашей физминутке ?


Да, и вы показали себя как иллюстраторы из вашего учебника , создали забавные образы!

V. Закрепление.

Ребята, продолжаем работу над значением фразеологизмов.

Предлагаю разделиться: кто хочет попробовать свои силы в работе с упр.4? Чем оно помечено? Что это значит?

Объединитесь в группу, ведь 1 голова-хорошо, а 2-3-лучше.

Задание для группы к упр.4:

1. Прочитай задание к упражнению, выполни.

2. Используя фразеологический словарь, попробуй объяснить , как появились эти фразеологизмы.

3.Представь найденную информацию классу.


Прочитайте задание, все понятно? приступайте...


Остальным предлагаю объединиться в пары или поработать индивидуально.

Для вас упр.3. Прочитайте задание. Все понятно? Напомните, что такое антонимы? ..

Приступайте(7мин)


Закончили работу. Кто из группы хочет рассказать о полученных результатах? Остальные ребята ,внимательно послушайте , я потом задам и вам вопросы об этих необычных фразеологизмах...


Как называются такие слова, как баклуши, тридевять , лясы...( Устаревшие слова)

Молодцы, вы уже работаете , как настоящие знатоки русского языка.

Вопросы тем, кто не работал с этим упр.: Что делают девушки на иллюстрации(ответ дайте, используя фразеологизм)? А юноша?...( Девушки точат лясы, а юноша бьёт баклуши.) Вы правильно применили фразеологизм, учитывая его значение, молодцы!

А давайте придумаем рассказ по этой картинке! ( нет, тексты мы составляем ,работая в блоке Развитие речи)

Теперь проверим работу с упр. 3 . Кто хочет представить свою работу ?( дать слово тем, кто работал индивидуально, а одной из пар - покажите на интерактивной доске...( на доске программа выдает оценку(Молодец или Подумай еще)

У кого так? Оцените свою работу . У кого по-другому? Все справились, отлично.Что вам помогло подобрать антоним к фразеологизму? (в некоторых фр-ах встретились слова -антонимы: с легким- с тяжелым, своим-чужим, засучив-спустя;

были похожие слова -каша, рукава, сердце)

Итак, действительно в состав фр. с противоположным значением часто входят одинаковые слова, антонимы или слова, называющие противоположные действия.

Все ли значения фразеологизмов вам понятны ?.. Мир фразеологизмов русского народа огромен , за 1 урок все не узнаешь, но с заданием вы справились, молодцы.


Комментарий : ученики выбирают задания по своим возможностям(дифференциация по сложности). Задание , помеченное гирей ,выберут сильные ученики, но им дается возможность объединиться в группу. Работа с 3 упр. несложная, дети получат возможность выбора формы работы .

Вопрос автору : Нужно ли уточнять значения незнакомых фразеологизмов в упр .3, ведь при работе над ним дети скорее всего будут ориентироваться на слова антонимы или похожие слова(кашу, рукава, сердцем)

VI Рефлексия.

Вот и пролетел стрелой наш урок . Он вам понравился?

Какие фразеологизмы запомнили? Были ли трудности? В чем ?

Зачем в речи нужны фразеологизмы?


Сегодня очень хорошо работали...., давали полные ответы.....им ставлю 5, небольшие неточности были у ....им 4, остальным дам возможность еще немного поработать на следующих уроках.

VII. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.

Всем: упр. 5 , а по желанию :1) выяснить , какие фразеологизмы используют в речи вашей семьи и в каких ситуациях. , или 2) выполнить задание на карточке(из доп. работы , см методические комментарии с.380)

Комментарий : домашнее задание тоже дифференцированное , чтобы каждый мог выбрать работу по силам.