СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Значение пищеварения. Пищеварительная система.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организм человека существует за счет питательных веществ, поступающих с пищей. Пища должна содержать как органические вещества: белки, жиры, углеводы, так и неорганические вещества – воду, и минеральные соли.

Просмотр содержимого документа
«Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Значение пищеварения. Пищеварительная система.»

План занятия № 44

Тема: Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Пищеварительная система: пищеварительный тракт, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник; пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы).

Школа: ШГ№95

Дата: 15.02.2018

ФИО учителя: Палкина Е.С.

КЛАСС: 8

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цель обучения

Сформировать у учащихся знания о значении процесса пищеварения; Разъяснить учащимся, что такое пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Раскрыть функции питательных веществ. Познакомить с органами пищеварения.

Языковые цели

Учащиеся будут понимать конкретно-предметные слова, связанные с изучением раздела.


Предшествующее обучение

Болезни органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землёй. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


План

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учеников



Введение

( 2мин)

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих по списку, пожелание успешной работы на занятии.

Подготовка к уроку.Приветствие учителя.

Настрой на урок.


Презентация (Актуализация знаний)

5мин.

Проверка домашнего задания.

Отвечают на вопросы учебника

Отвечают на вопросы

Оцениваются ответы учащихся


Основная часть 33 мин




Изучение новой темы.

Почему организм человека может усваивать многие пищевые продукты только после их предварительной обработки?

Пища – это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека.

Пищевые продукты- продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.



Задание №1.

Работа по группам. (15 мин)

- Вы должны будете изучить материал на тему: 
«Белки»
«Жиры»
«углеводы»

«Витамины»

«Минеральные соли»

«Вода»
Обсуждение и выполнение задания.

Используя текст учебника страницы 175-178. Заполните таблицу:

«Вещества, содержащиеся в пищевых продуктах».

Название

веществ

В каких продуктах

содержатся

Значение веществ для организма

человека

Белки

Мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи и др.

Рост организма, восстановление и обновление клеток и тканей. Ферменты и гормоны. Антитела – защитную функцию.

Сокращение мышц. Белки хрящей и костей

опорную функцию. Гемоглобин –транспорт кислорода. 11-13% энергии. Суточная потребность-100г.

Жиры

Яйца, сливочное масло, животное сало, рыбий жир, растительное масло, молоко и др.

33%энергии. Образование мембран и органоидов клеток. Защитную функцию. Улучшают вкусовые качества пищи. Витамины – А, Д, Е, К. Фосфатиды – свертывание крови. Гормоны. Суточная потребность-80-90г.


Углеводы

Картофель, мука, фрукты, ягоды, различные крупы и др.

Энергетическое-50-60%.Обмен белков и жиров. Ферменты и гормоны. Тонус ЦНС.

Клетчатка. Пектин. Суточная потребность – 400-500г.

Витамины

Фрукты, овощи, рыбий жир, печень, мясо.

Обмен веществ. Образование ферментов и других биологически активных веществ.

Минеральные соли


Хлеб, яйца, мясо, крупы, овощи, молоко, фрукты.

Обмен веществ. Состав клеток и органоидов, тканей. Все процессы жизнедеятельности. Калий и натрий –мембранный потенциал клеток.

Вода

Молоко, овощи, фрукты.

60–65% массы тела. Растворитель веществ. Участник химических реакций. Состав клеток и органоидов. Только в жидком виде вещества поступают и удаляются из клеток. Тургор клеток. Терморегуляция.

Организм человека существует за счет питательных веществ, поступающих с пищей. Пища должна содержать как органические вещества: белки, жиры, углеводы, так и неорганические вещества – воду, и минеральные соли. Большую потребность испытывает человек в витаминах, так как без них не могут функционировать многие ферменты. Диетологи считают питание рациональным, если соотно­шение белков, жиров, углеводов в суточном рационе равно 1:1:4. Установлено, что один грамм белков при сгорании его в организме выделяет 4 килокалории энергии, один грамм углеводов – тоже 4 килокалории.

Выводы:

    1. Пищевые продукты состоят из питательных веществ.

    2. К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода.

    3. Функциями питательных веществ являются строительная, энергетическая.

    4. Пища подвергается обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всасываться через эпителий кишки и попадают в кровь.



Пищеварение - сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу

Беседа с учащимися. Какие функции она выполняет? (запись на доске).

Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание

Двигательная

Переход питательных веществ в кровь и лимфу

Всасывательная

Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал

Расщепление сложных органических веществ на более простые

Давайте с вами запишем схематически процесс продвижения пищи по пищеварительному тракту.



Рассказ учителя. Система органов пищеварения

Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.

Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. В ротовой полости она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют нам определять вкус пищи, ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают слюнных желез. В слюне содержатся вещества, убивающие микробов. Теперь вы знаете почему собака зализывает раны.

Глотка и пищевод. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок. Сверху у самого входа в глотку свисает нёбный язычок. По краям, слева и справа от него, находятся миндалины. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом. При хроническом воспалении миндалин – тонзиллите – их функция нарушается. Больные миндалины становятся резервуаром инфекции.

Положите руку на горло и сделайте глотательное движение. Вы почувствуете, как поднялась гортань. Вход в нее закрыл надгортанник. Мы уже с вами проводили данный опыт при изучении дыхательной системы. Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки по пищеводу пошел в желудок. Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме.

Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник.

Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок.

При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка.

Кишечник. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник.

Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом.

Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел – прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении.

Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется.

Закрепление

Конкурс “Да и нет”.

В этом задании необходимо найти правильные утверждения и записать их последовательно.

  1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

  2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

  3. Глотка является частью пищеварительного тракта.

  4. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – это пищевые продукты.

  5. В состав эмали зубов входят соли кальция.

  6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

  7. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

  8. Дентин и цемент – это видоизменённая костная ткань.

  9. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

  10. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

Правильные утверждения: 23, 56, 89.





Отвечают



















Записывают



















Выполняют работу

















































































































Обобщают материал, делают выводы















Отвечают































Слушают и

записывают главное.















































Записывают главное

































Отвечают































Оцениваются активные учащиеся
















Учебник, презентация, доска.























Презентация












Учебник





































Учебник, презентация, доска.







Рефлексия (5мин.)

1.Рефлексия учителя:

Рефлексия на стикерах

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

параграф ____, ответить на вопросы в конце параграфа.



Придумайте блюда. 
Белки (нижний предел) 93 г. Белки (верхний предел) 140 г.
Жиры (нижний предел) 21 г. Жиры (верхний предел) 35 г.
Углеводы (нижний предел) 140 г. Углеводы 200 г.
Самый нижний порог дневного потребления калорий — 1200.


Ответы учащихся


Выставление оценок активным учащимся


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи:

Составьте тест по теме


Медицина.

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.



Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!