Основная часть 33 мин | Изучение новой темы. Почему организм человека может усваивать многие пищевые продукты только после их предварительной обработки? Пища – это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека. Пищевые продукты- продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, пищевые добавки и биологически активные добавки. Питание - процесс поступления в организм питательных веществ. 
Задание №1. Работа по группам. (15 мин) - Вы должны будете изучить материал на тему: «Белки» «Жиры» «углеводы» «Витамины» «Минеральные соли» «Вода» Обсуждение и выполнение задания. Используя текст учебника страницы 175-178. Заполните таблицу: «Вещества, содержащиеся в пищевых продуктах». Название веществ | В каких продуктах содержатся | Значение веществ для организма человека | Белки | Мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи и др. | Рост организма, восстановление и обновление клеток и тканей. Ферменты и гормоны. Антитела – защитную функцию. Сокращение мышц. Белки хрящей и костей опорную функцию. Гемоглобин –транспорт кислорода. 11-13% энергии. Суточная потребность-100г. | Жиры | Яйца, сливочное масло, животное сало, рыбий жир, растительное масло, молоко и др. | 33%энергии. Образование мембран и органоидов клеток. Защитную функцию. Улучшают вкусовые качества пищи. Витамины – А, Д, Е, К. Фосфатиды – свертывание крови. Гормоны. Суточная потребность-80-90г. | Углеводы | Картофель, мука, фрукты, ягоды, различные крупы и др. | Энергетическое-50-60%.Обмен белков и жиров. Ферменты и гормоны. Тонус ЦНС. Клетчатка. Пектин. Суточная потребность – 400-500г. | Витамины | Фрукты, овощи, рыбий жир, печень, мясо. | Обмен веществ. Образование ферментов и других биологически активных веществ. | Минеральные соли | Хлеб, яйца, мясо, крупы, овощи, молоко, фрукты. | Обмен веществ. Состав клеток и органоидов, тканей. Все процессы жизнедеятельности. Калий и натрий –мембранный потенциал клеток. | Вода | Молоко, овощи, фрукты. | 60–65% массы тела. Растворитель веществ. Участник химических реакций. Состав клеток и органоидов. Только в жидком виде вещества поступают и удаляются из клеток. Тургор клеток. Терморегуляция. | Организм человека существует за счет питательных веществ, поступающих с пищей. Пища должна содержать как органические вещества: белки, жиры, углеводы, так и неорганические вещества – воду, и минеральные соли. Большую потребность испытывает человек в витаминах, так как без них не могут функционировать многие ферменты. Диетологи считают питание рациональным, если соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе равно 1:1:4. Установлено, что один грамм белков при сгорании его в организме выделяет 4 килокалории энергии, один грамм углеводов – тоже 4 килокалории. Выводы: Пищевые продукты состоят из питательных веществ. К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода. Функциями питательных веществ являются строительная, энергетическая. Пища подвергается обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всасываться через эпителий кишки и попадают в кровь.
Пищеварение - сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу Беседа с учащимися. Какие функции она выполняет? (запись на доске). Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание Двигательная Переход питательных веществ в кровь и лимфу Всасывательная Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал Расщепление сложных органических веществ на более простые Давайте с вами запишем схематически процесс продвижения пищи по пищеварительному тракту.
Рассказ учителя. Система органов пищеварения Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы. Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. В ротовой полости она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют нам определять вкус пищи, ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают слюнных желез. В слюне содержатся вещества, убивающие микробов. Теперь вы знаете почему собака зализывает раны. Глотка и пищевод. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок. Сверху у самого входа в глотку свисает нёбный язычок. По краям, слева и справа от него, находятся миндалины. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом. При хроническом воспалении миндалин – тонзиллите – их функция нарушается. Больные миндалины становятся резервуаром инфекции. Положите руку на горло и сделайте глотательное движение. Вы почувствуете, как поднялась гортань. Вход в нее закрыл надгортанник. Мы уже с вами проводили данный опыт при изучении дыхательной системы. Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки по пищеводу пошел в желудок. Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме. Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник. Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок. При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка. Кишечник. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник. Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом. Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел – прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении. Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется. Закрепление Конкурс “Да и нет”. В этом задании необходимо найти правильные утверждения и записать их последовательно. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию. Глотка является частью пищеварительного тракта. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – это пищевые продукты. В состав эмали зубов входят соли кальция. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок. Дентин и цемент – это видоизменённая костная ткань. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит. Правильные утверждения: 23, 56, 89. |
Отвечают
Записывают
Выполняют работу
Обобщают материал, делают выводы
Отвечают
Слушают и записывают главное.
Записывают главное
Отвечают | Оцениваются активные учащиеся | Учебник, презентация, доска. Презентация Учебник Учебник, презентация, доска. |