Маленький ребенок производит в разнообразных жизненных ситуациях огромное количество движений, которые способствуют развитию его моторики. Важно побуждать детей делать самим все, что им посильно, приучая в то же время к правильным движениям в бытовой деятельности, играх и на занятиях.
Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений, необходимо, прежде всего, создать для этого благоприятные условия. Прежде всего, необходимо создать условия для двигательной деятельности детей в групповой комнате: освободить место, соответствующим образом расположив мебель и оборудование, предоставить в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность. Желательно, чтобы в групповом помещении имелись гимнастическая скамейка, кубы, мячи, воротики, игрушечные автомобили, тележки, коляски, паровозы, пароходы, обручи и т. п.
Расположить оборудование следует таким образом, чтобы оно способствовало двигательной активности детей. Например, одну из полок с игрушками можно повесить так, чтобы ребенок с пола ее не доставал. Под полкой надо поставить устойчивый ящик (высотой 10—15 см), на который ребенок должен подняться, чтобы взять игрушку.
Игрушки и пособия важно расположить с расчетом, чтобы они содействовали развитию детских игр. Рядом с кукольным уголком стоит поставить несколько машин, колясок, санок и т, д.
Важно постоянно поддерживать интерес детей к использованию пособий в двигательной деятельности. Не следует, поэтому всегда держать в помещении все нужные пособия. Лучше время от времени их вносить в комнату и выносить из нее. В таком случае они не утрачивают для детей новизны. Кроме того, для заинтересованности детей в активных самостоятельных действиях с пособиями можно переставлять их, меняя местами, создавая новые условия для действий детей. Дети с удовольствием принимают предложение воспитателя подлезть под дугу на четвереньках, потом подняться на ящик и пройти до конца по доске.
Чтобы руководить двигательной деятельностью детей в самостоятельных играх, нужно уметь видеть, чем заняты в каждый момент все дети, и в случае необходимости переключать их на другую деятельность. Учитывая быструю утомляемость детей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, важно следить за сменой движений и относительного покоя. Осуществляя педагогическое руководство свободной деятельностью, следует чутко относиться к интересам ребенка, стараться не нарушать развиваемого им игрового замысла. Вот, например, в углу комнаты наклонилась над куклой девочка в неудобной позе. Она играет долго и однообразно, одевая и раздевая куклу. Дождавшись момента, когда кукла одета, воспитатель обращается к девочке: «Оля, ты, наверное, собралась в гости к зайке? Смотри, он ждет тебя на горке. Поезжайте к нему на автомобиле». Пододвигая автомобиль, воспитатель спрашивает куклу, хочет ли та поехать на нем. Воспитатель помогает девочке усадить куклу в автомобиль, и они отправляются через всю комнату на горку к зайке.
А вот мальчик, держа в руке самолет, долго бегает с ним из угла в угол. Он возбужден, покраснел, наталкивается на других детей, мешает им играть. Воспитатель подзывает его к себе и просит помочь сдвинуть столы, чтобы соорудить аэродром, на который приземляются самолеты. Мальчик охотно включается в игру и начинает строить из кубиков.
Но не надо думать, что педагог должен беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок испытывает свои способности и возможности в каждом новом доступном ему движении. Повторение такого движения доставляет ему большое удовольствие и является своеобразной игрой. Причем для ребенка этого возраста характерно, что окружающие его предметы зачастую и определяют деятельность ребенка. Обнаружив, например, что ящик с кубиками можно передвигать с места на место, ребенок сейчас же начинает толкать этот ящик, радуясь тому, что он двигается. Подобные проявления вполне естественны, и их не надо постоянно пресекать. Надо следить за тем, чтобы интерес к таким однообразным действиям не завладел ребенком на слишком большой срок, постепенно развивать самостоятельные действия ребенка в более сложные формы.
Дети этого возраста очень любят выполнять поручения взрослых. Наряду с заданиями бытового характера (принести стул, накрыть на стол и т. п.), которые содействуют совершенствованию общих движений детей, ориентировке их в окружающей обстановке, удовлетворению любознательности и потребности в самостоятельности, можно давать детям задания, направленные на упражнение ребенка в определенном виде движения. Подобные задания имеют игровую форму. Воспитатель предлагает детям показать мишке, как надо лазать по наклонной лесенке, перешагивать с ящика на ящик и т. д. Контролируя при этом движения ребенка, воспитатель ненавязчиво координирует его действия: «Смотри, мишка, как осторожно Ваня палочки перешагивает, ноги высоко-высоко поднимает, сам все делает, ни за что не держится». С не меньшим удовольствием откликаются дети на предложение показать, как бегает собачка, как летает птица и т.п. Имитация движений занимает в этом возрасте большое место в самостоятельной двигательной деятельности.
Радостное настроение создается у детей при выполнении движений, согласованных с ритмичным произношением рифмованного текста. При этом воспитатель регулирует характер действий детей интонацией, выделением голосом некоторых слов, более быстрым иди замедленным темпом речи.
Появлению самостоятельности в движениях особенно способствуют условия прогулки. Как летом, так и зимой интересно и разнообразно должны быть использованы естественный рельеф местности и природные условия для упражнений в движениях. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал, качели. На площадке необходимы и такие предметы, как ведерки, совочки, лейки, метелки, тачки, лопатки и т. д., зимой - санки, фанерные щиты и пр. Стремясь к повышению двигательной активности у детей в повседневной жизни, необходимо предусмотреть ее целесообразное распределение в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, согласованность с содержанием и приемами проведения организованных упражнений и игр в форме занятий, утренней гимнастики и подвижных игр в режиме дня. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.
Просмотр содержимого документа
«"Значение правильной организации двигательной деятельности детей в 1 мл. группе."»
Маленький ребенок производит в разнообразных жизненных ситуациях огромное количество движений, которые способствуют развитию его моторики. Важно побуждать детей делать самим все, что им посильно, приучая в то же время к правильным движениям в бытовой деятельности, играх и на занятиях.
Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений, необходимо, прежде всего, создать для этого благоприятные условия. Прежде всего, необходимо создать условия для двигательной деятельности детей в групповой комнате: освободить место, соответствующим образом расположив мебель и оборудование, предоставить в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность. Желательно, чтобы в групповом помещении имелись гимнастическая скамейка, кубы, мячи, воротики, игрушечные автомобили, тележки, коляски, паровозы, пароходы, обручи и т. п.
Расположить оборудование следует таким образом, чтобы оно способствовало двигательной активности детей. Например, одну из полок с игрушками можно повесить так, чтобы ребенок с пола ее не доставал. Под полкой надо поставить устойчивый ящик (высотой 10—15 см), на который ребенок должен подняться, чтобы взять игрушку.
Игрушки и пособия важно расположить с расчетом, чтобы они содействовали развитию детских игр. Рядом с кукольным уголком стоит поставить несколько машин, колясок, санок и т, д.
Важно постоянно поддерживать интерес детей к использованию пособий в двигательной деятельности. Не следует, поэтому всегда держать в помещении все нужные пособия. Лучше время от времени их вносить в комнату и выносить из нее. В таком случае они не утрачивают для детей новизны. Кроме того, для заинтересованности детей в активных самостоятельных действиях с пособиями можно переставлять их, меняя местами, создавая новые условия для действий детей. Дети с удовольствием принимают предложение воспитателя подлезть под дугу на четвереньках, потом подняться на ящик и пройти до конца по доске.
Чтобы руководить двигательной деятельностью детей в самостоятельных играх, нужно уметь видеть, чем заняты в каждый момент все дети, и в случае необходимости переключать их на другую деятельность. Учитывая быструю утомляемость детей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, важно следить за сменой движений и относительного покоя. Осуществляя педагогическое руководство свободной деятельностью, следует чутко относиться к интересам ребенка, стараться не нарушать развиваемого им игрового замысла. Вот, например, в углу комнаты наклонилась над куклой девочка в неудобной позе. Она играет долго и однообразно, одевая и раздевая куклу. Дождавшись момента, когда кукла одета, воспитатель обращается к девочке: «Оля, ты, наверное, собралась в гости к зайке? Смотри, он ждет тебя на горке. Поезжайте к нему на автомобиле». Пододвигая автомобиль, воспитатель спрашивает куклу, хочет ли та поехать на нем. Воспитатель помогает девочке усадить куклу в автомобиль, и они отправляются через всю комнату на горку к зайке.
А вот мальчик, держа в руке самолет, долго бегает с ним из угла в угол. Он возбужден, покраснел, наталкивается на других детей, мешает им играть. Воспитатель подзывает его к себе и просит помочь сдвинуть столы, чтобы соорудить аэродром, на который приземляются самолеты. Мальчик охотно включается в игру и начинает строить из кубиков.
Но не надо думать, что педагог должен беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок испытывает свои способности и возможности в каждом новом доступном ему движении. Повторение такого движения доставляет ему большое удовольствие и является своеобразной игрой. Причем для ребенка этого возраста характерно, что окружающие его предметы зачастую и определяют деятельность ребенка. Обнаружив, например, что ящик с кубиками можно передвигать с места на место, ребенок сейчас же начинает толкать этот ящик, радуясь тому, что он двигается. Подобные проявления вполне естественны, и их не надо постоянно пресекать. Надо следить за тем, чтобы интерес к таким однообразным действиям не завладел ребенком на слишком большой срок, постепенно развивать самостоятельные действия ребенка в более сложные формы.
Дети этого возраста очень любят выполнять поручения взрослых. Наряду с заданиями бытового характера (принести стул, накрыть на стол и т. п.), которые содействуют совершенствованию общих движений детей, ориентировке их в окружающей обстановке, удовлетворению любознательности и потребности в самостоятельности, можно давать детям задания, направленные на упражнение ребенка в определенном виде движения. Подобные задания имеют игровую форму. Воспитатель предлагает детям показать мишке, как надо лазать по наклонной лесенке, перешагивать с ящика на ящик и т. д. Контролируя при этом движения ребенка, воспитатель ненавязчиво координирует его действия: «Смотри, мишка, как осторожно Ваня палочки перешагивает, ноги высоко-высоко поднимает, сам все делает, ни за что не держится». С не меньшим удовольствием откликаются дети на предложение показать, как бегает собачка, как летает птица и т.п. Имитация движений занимает в этом возрасте большое место в самостоятельной двигательной деятельности.
Радостное настроение создается у детей при выполнении движений, согласованных с ритмичным произношением рифмованного текста. При этом воспитатель регулирует характер действий детей интонацией, выделением голосом некоторых слов, более быстрым иди замедленным темпом речи.
Появлению самостоятельности в движениях особенно способствуют условия прогулки. Как летом, так и зимой интересно и разнообразно должны быть использованы естественный рельеф местности и природные условия для упражнений в движениях. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал, качели. На площадке необходимы и такие предметы, как ведерки, совочки, лейки, метелки, тачки, лопатки и т. д., зимой - санки, фанерные щиты и пр. Стремясь к повышению двигательной активности у детей в повседневной жизни, необходимо предусмотреть ее целесообразное распределение в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, согласованность с содержанием и приемами проведения организованных упражнений и игр в форме занятий, утренней гимнастики и подвижных игр в режиме дня. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.