Просмотр содержимого документа
«Значимость освоения кассовой компьютерной системы на занятиях производственного обучения спо как средство формирования конкурентоспособного специалиста»
ЗНАЧИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ КАССОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Баталова Т.В.,
ГАОУ ВПО НГТТИ, г. Набережные челны
Современные условия жизни диктуют высокие требования к подготовке специалистов в любой сфере профессиональной деятельности, в связи с этим необходимо повысить конкурентоспособность выпускников среднего профессионального образования на рынке труда. Внедрение новых информационных технологий ведет к существенным изменениям роли специалиста в сфере торговли, происходит интеллектуализация трудовой деятельности.
Постоянное развитие сферы торговли, внедрение компьютерной техники повышают культуру обслуживания, ускоряет процесс обслуживания и требует подготовки специалистов, владеющих основами наук, знающих принципы развития технологии и организации производства, умеющих разбираться в новых компьютерных системах (РОS терминал системы Супермаг УКМ) и оборудовании. На учебно-производственных базах торговых предприятиях перед производственным обучением стоит первоочередная задача - подготовка специалистов, соответствующих мировым стандартам, отвечающих запросам работодателей.
Согласно ФГОС СПО одно из требований основной профессиональной образовательной программы - эксплуатация торгово-технологического оборудования. Этот результат достигается за счет сочетания теоретических знаний и практических навыков.
Учебную практику по специальности 100701.51 “Коммерция (по отраслям )” студенты проходят в торговой сети города ООО ” ТД Челны - хлеб“. Все магазины оснащены автоматизированной кассовой компьютерной системой РОS терминал системы Супермаг УКМ, что принесло свои результаты: расширился ассортимент товаров, улучшилась культура обслуживания; увеличилась степень контроля над персоналом, ускорилось обслуживание покупателей, уменьшились конфликтные ситуации при расчете; улучшилась и упростилась отчетность, а также имеется возможность отслеживать динамику движения продажи, контролировать реализацию как одного, так и группы товаров.
В каждом магазине имеется учебная аудитория, в которой проводятся теоретические занятия по практике, после которых студенты выходят в торговые залы и работают непосредственно на торгово-кассовом оборудовании. С целью заинтересовать студентов, способствовать развитию у них интереса к освоению знаний, умений, навыков, им предлагаются практические задания, такие как раскрыть преимущества кассового модуля. Здесь, опираясь на социальный опыт учащихся, необходимо организовать работу студентов с дополнительной литературой, информационными технологиями, вырабатывая навыки осмысленного получения материала и осознанного освоения изложенных в них идей. Эффективным методом освоения знаний является использование интерактивных технологий. В виде текстов, рисунков, алгоритмов, таблиц рассматриваются вопросы: безопасные приёмы работы на кассе, основные узлы и их назначение, подготовку кассы к работе, последовательность выбивания различных видов чеков, признаки платежеспособности денежных купюр и металлических монет, правила расчета с покупателями, окончание работы на кассе.
В торговом зале студенты закрепляют полученные знания на практической деятельности: производят расчет с покупателями на кассе под руководством наставников, определяют платежеспособность денежных купюр, проговаривают речевые стандарты обслуживания покупателей. Навыки и умения достигаются за счет самостоятельной учебной деятельности и рекомендаций мастера и наставника. Умение работать на кассовой компьютерной системе Супермаг УКМ во время производственного обучения обеспечивает студентам гарантированные возможности эффективной ориентации в социальной и экономической сферах производства. Это доказывают и результаты проведенного тестирования (таблица 1).
Таблица 1. Результаты тестирования по освоению работы на кассовой компьютерной системе Супермаг УКМ
№ п/п | Уровни освоения | Результаты |
1 | Полностью освоили | 97 % |
2 | Допустили ошибки | 3 % |
3 | Не освоили | - |
Современные тенденции развития розничной торговли и требования покупателей, предъявляемые к повышению уровня сервиса, быстроте обслуживания на кассах, устанавливают требования, предъявляемые к специалисту на рынке труда. Обучение работе на кассовой компьютерной системе Супермаг УКМ обеспечивает студенту гарантированные возможности востребования не только на учебно-производственных предприятиях, но и в торговой сети города и республики.
Литература
Галеева В.Н. Система начального и среднего профессионального образования республики Татарстан: Проблемы и пути решения. Под редакцией В.С.Суворова. РИЦ «Школа» 2008.
Вестник торгово-технологического института: научный альманах. Выпуск 3, 2010г.; Выпуск 4, 2011 г.
Витрина: журнал № 9-10 2008г. «Pos терминал это намного больше».
Суворов В.С., Осипов П.Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста. Казань. 2000г.
Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании: теория и практика.Под редакцией В.С.Суворова. г.Набережные Челны, 2011 г.
ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) от 5 апреля 2010 г., №68.