СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значимость заботы об обучающемся о особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забота одного человека о другом совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост, стремление к осуществлению смысла, в процессе которого он может достигнуть счастья, реализации, то есть состоит в содействии человеку в решении стоящих перед ним в определенный период задач. Средством достижения благополучия подопечного может являться удовлетворение его потребностей, помощь в реализации целей, а также действия, направленные на формирование и развитие конструктивных форм поведения, новых мотивационных образований (потребности в познании, построении позитивных отношений с окружающими).

Просмотр содержимого документа
«Значимость заботы об обучающемся о особыми образовательными потребностями»

Краснокутская А.С

Научный руководитель: Лапп Е.А.,

к. п. н., доцент, ВГСПУ, г. Волгоград



ЗНАЧИМОСТЬ ЗАБОТЫ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ О ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Термин «забота» употребляется во многих областях знания: философии, биологии, юриспруденции, социальной работе. Это обусловлено не только значимостью, но и многогранностью данного явления, которая отражается и при осмыслении его в рамках психологической науки.

Проблема заботы освещается в связи с изучением условий и факторов психического развития человека на различных этапах онтогенеза (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, В.С. Мухина, Э. Эриксон, В.Д. Винникот, Д. Боулби, М. Айнсворт, Д. Магагн и др.). Это понятие употребляется авторами в контексте этического и психологического изучения таких явлений как любовь (Э. Фромм, А. Лоуэн, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.) и дружба (И.С. Кон), в связи с разработкой проблемы материнства и отцовства (Г.Г. Филиппова, М. Мид, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, О.А. Шаграева и др.). В гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй), психоанализе (Э. Фромм, Э. Эриксон), гештальт-психологии (Ф. Перлз, Э. Шостром) с различных позиций забота зрелой личности о других понимается как необходимое условие ее самоосуществления, самореализации. Термин «забота» встречается и в научных трудах, относящихся к области педагогической психологии (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), психологии семьи (С. Минухин, В. Сатир, Д. Браун, Д. Кристенсен и др.), психотерапии (В.Тэкхэ, О.Кернберг, С. Раевский).

Никто не будет оспаривать тот факт, что забота необходима человеку на протяжении всей его жизни, так как иногда по тем или иным причинам он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности, достичь целей и т.п. А именно это, по мысли А. Маслоу, Ф. Перлза, улучшает состояние человека, делает его физически и психически здоровым, более сильным, уверенным, способным сотрудничать и уважать других. Удовлетворение истинной потребности приближает человека к самоактуализации, то есть заставляет его ориентироваться на более высокие цели, а, значит, раскрывать все, что в нем заложено, становиться все более и более «дочеловеченным» [16]. В.Д. Винникот отмечал, что процесс взросления невозможен без содействующей и помогающей окружающей среды. Забота создает необходимую опору для решения ребенком собственных задач. Д. Боулби пишет, что, ребенку не отказывают в заботе (фигура привязанности присутствует или ее местонахождение хорошо известно, и она желает принимать участие в дружеском взаимообмене), ребенок обычно прекращает показывать поведение привязанности, и вместо этого исследует окружающую его среду [3;4]. Депривация базовых потребностей часто является причиной психопатологии и психологического дискомфорта. Так, одним из самых распространенных источников гнева ребенка является фрустрация его желания любви и заботы, а тревога обычно отражает неуверенность в том, будут ли его родители оставаться пригодными для этой цели.

Определения заботы, данные в педагогических словарях и словарях русского языка, подчеркивают ее связь с удовлетворением потребностей. И в психологической литературе мы находим этому подтверждение. Так, А. Маслоу [16] указывает, что забота родителей - это обеспечение безопасности и защиты для своего ребенка. Г.Г. Филиппова [27] связывает заботу с созданием условий для полноценного и успешного удовлетворения потребностей. Авторы, говоря о заботе, также отмечают, что она направлена «на содействие ... счастью человека» [20,с.316], «на достижение блага кого-либо (чего-либо)» [ 18,с. 189]. «Заботой считается всемерная поддержка и оказание всех видов помощи ребенку» [23,с.91], «обеспечение комфортного состояния объекта»[27],«обеспечение выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создание и поддержание условий, благоприятствующих желательному развитию событий» [22]. Таким образом, забота, с точки зрения исследователей, призвана обеспечить человеку состояние благополучия, психологического комфорта, счастья посредством удовлетворения его потребностей, создания условий для реализации целей.

То есть забота может быть направлена на создание условий для реализации мотивационных образований разного уровня (не только потребностей, но и интересов, убеждений, идеалов, смыслов). Важно отметить, что понятия счастья, психологического комфорта, благополучия, понимаемые как цели заботы, не являются тождественными. На наш взгляд, понятие благополучия наилучшим образом обобщает то, на что направлена забота о человеке, и наиболее полно отражает позитивные аспекты функционирования личности.

Таким образом, забота о человеке направлена не на максимальное удовлетворение его потребностей, так как достижение благополучия только за счет этого невозможно. Напротив, многие педагоги и психологи (А.А. Афанасьев, А.Ю. Гордин, Я. Корчак, Р.Кэмпбелл, А. С. Макаренко) подчеркивают, что отнюдь не только похвала, поощрение, подбадривание приносит пользу человеку, напротив, часто наказание или лишение поддержки обеспечивает его благополучие, заставляя осмыслить происходящее, проявить самостоятельность. Э. Шостром отмечал, что иногда нет ничего плохого в том, что один человек обижает другого, если он действительно этого заслужил, стремясь же не обидеть, зачастую можно жестоко наказать человека. А. Маслоу писал о том, что человеку необходимы определенные ограничения в удовлетворении потребностей, фрустрация несущественных желаний, чтобы избежать патологии удовлетворения: неспособности дорожить «ценными дарами судьбы», скуки, эгоизма, «чувства элитарности», утраты ценностей, смысла жизни, желания и воли к самореализации, а значит, приостановки личностного роста. Ш. А. Амонашвили, заботясь о том, чтобы его ученица Майя, которая гордилась успехами в учебе и использовала свои знания и умения для того, чтобы считаться лучшей, но не для помощи одноклассникам, не выросла высокомерной, неуживчивой, давал ей заведомо сложные задания, для решения которых необходимо было прибегать к помощи учителя и товарищей [1].

В. Д. Винникот, Д. Боулби пишут о том, что забота предполагает готовность помочь (она реализуется в определенные моменты), то есть предоставить свои знания, представления, возможности, свое «Я» другому человеку. Субъект заботы служит опорой для другого, чтобы помочь ему в осуществлении его целей, раскрытию его способностей. То, насколько выражена готовность помочь, определяет степень доступности субъекта заботы, заботиться, по мнению этих авторов, значит быть доступным тогда, когда это необходимо. Д.Боулби отмечает, что роли лица, оказывающего заботу, состоят, во-первых, в том, чтобы «быть доступным и реагирующим всегда, когда в этом есть потребность, и, во-вторых, беспристрастно вмешиваться, когда ребенок или более взрослое лицо, о котором заботятся, сталкивается с трудностью» [4,с.187].

Г. В. Бурменская рассматривает заботу наряду с зависимостью, ответственностью, руководством, поддержкой, эмоциональным принятием ребенка как характеристику родительской позиции, которую А. С. Спиваковская определяет как интегративную характеристику, отражающую совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительскую позицию Г.В.Бурменская характеризует исходя из ее функций (уход, создание необходимых условий для развития ребенка и т. д.). Под заботой автор понимает удовлетворение потребностей ребенка, обеспечивающее уровень нормального физического, психического, социального развития ребенка (ее уровень определяется количеством сил, времени, внимания, уделяемых ребенку) [7].

Таким образом, забота одного человека о другом совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост, стремление к осуществлению смысла, в процессе которого он может достигнуть счастья, реализации, то есть состоит в содействии человеку в решении стоящих перед ним в определенный период задач. Средством достижения благополучия подопечного может являться удовлетворение его потребностей, помощь в реализации целей, а также действия, направленные на формирование и развитие конструктивных форм поведения, новых мотивационных образований (потребности в познании, построении позитивных отношений с окружающими).



Список литературы

  1. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. - М.: Академ. проект, 2004. - 237 с.

2.Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 88 с.

3.Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореферат дисс. канд. психол.н.: 19.00.01/ П.П.Фесенко; Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. -М., 2005. - 22 с.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - Спб: Речь, 2010. - 415 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!