СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знаешь ли ты биологию человека?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игру "Знаешь ли ты биологию человека" можно использовать как итоговое занятие при завершении курса "Биология. Человек".

Просмотр содержимого документа
«"Знаешь ли ты биологию человека?"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска











Конспект учебного занятия по биологии для 8-х классов

Урок – игра (зачет с элементами игры)

«Знаешь ли ты биологию человека»






Подготовила: Шогина С.В.

учитель биологии высшей категории МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска


















Магнитогорск

Знаешь ли ты биологию человека?

(зачет с элементами игры)


Цель:

  1. Закрепить пройденный материал по анатомии, физиологии и гигиене человека.

  2. Развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.

  3. Воспитывать культуру учебного труда, чувство товарищества, взаимного доверия, коллективизм, любовь к предмету.


Условия игры:

Класс делится на три команды. Необходимо дать быстрый и правильный ответ на задания игры. В конце подсчитывается количество баллов и на основании этого подводятся итоги игры.


Представление членов жюри


Ход игры


Представление команд.

Название команд и девиз команды.


1 задание

Учитель. Для начала игры необходимо немного размяться.


Предлагаю вам ребятки интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем,

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

За каждую отгаданную загадку команда получает по одному баллу.


1. Вмиг связаться с кислородом

Может только он один.

Он «живет» в эритроцитах.

Как зовут? (Гемоглобин).


2. Все мы дышим легкими,

Но ей немножко тоже,

Наш терморегулятор…

О чем здесь речь? О…(коже)


3. Этот орган кровь качает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган? Это - …(сердце).


4. Организму он опора,

Но его страшнее нет,

Он в «ужастиках» встречается,

Называется…(скелет).

5. Если твердая походка,

И в тетради пишешь четко,

Это кто нам так помог?

За работой…(мозжечок).


6. Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен!

Это -…(углекислый газ)

Учитель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием!


Жюри


2 задание Каждая команда получает карточки с текстом, в котором пропущены слова. Вам необходимо вместо многоточия вставить необходимые слова. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Карточка № 1.

1. Причиной цинги является недостаток витамина….(С).

2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: …..(почки, кожа, легкие).

3. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть).

4. Мужские и женские половые железы - … (соответственно семенники и яичники).

5. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров называется … (анализатором).

6. В организме существует два вида регуляции функций - … (нервная и гуморальная).

7. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - … (фибриноген).

8. Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками, - … (створчатые).

9. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками - … (альвеолами).

10. Фермент желудочного сока, расщепляющий белки до аминокислот, - … (пепсин).

11. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).

12. Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).

13.Сложную цепь превращений веществ в организме называют … (обменом веществ).


Карточка № 2.

1. Нарушение зрения – «Куринная слепота» - возникает при недостатке витамина….(А).

2. В состав структурной и функциональной единицы почки входят: …(почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец).

3. Три отдела скелета нижней конечности: ...(бедро, голень, стопа).

4. Клетка, в которой содержится запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша, называется … (яйцеклеткой).

5. Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).

6. Отделы вегетативной нервной системы, оказывающие противоположное влияние на работу органов, - … (симпатический и парасимпатический отделы).

7. Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).

8. Самый широкий кровеносный сосуд - … (аорта).

9. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой - … (плеврой).

10. Желудочный сок содержит: … (соляную кислоту, ферменты, слизь).

11. Гормон щитовидной железы … (тироксин).

12. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания - … (сахарного диабета).

13. Процесс усвоения организмом веществ, которые он получает из окружающей среды, называют … (пластическим обменом).


Карточка № 3.

1. Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание - …(рахит).

2. Центр рефлекса мочеиспускания расположен в …(спинном мозге), он находится под контролем … (коры больших полушарий).

3. Три отдела кисти: ...(запястье, пясть и пальцы).

4. Мышечный орган, который служит для вынашивания и питания плода. Называется … (маткой).

5. Полость среднего уха соединена с носоглоткой узким проходом - … (слуховой, или Евстахиевой, трубой).

6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу внутренних органов, называют … (вегетативной), или … (автономной).

7.Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в … (эритроцитах).

8. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, - … (артерии).

9. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец, - … (трахея).

10. Самая крупная железа нашего организма - … (печень); она вырабатывает … (желчь).

11. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении - … (адреналин).

12. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм).

13.Вещества, поддерживающие постоянство состава внутренней среды, участвующие в свертывании крови, придающие костной ткани твердость, - … (минеральные соли).















3 задание

Впишите ответы так, чтобы получить написанное слово. Задание выполняете на листочках и сдаете членам жюри. Максимальное количество баллов – 3.







1. Сколько шейных позвонков?


2.Основа скелета человека.


3.Плоские, дугообразные изогнутые кости человека.


4. Пара плоских треугольных костей.


5. Как называется отдел верхней конечности, состоящий из двух костей?


6. Какие кости нижней конечности соединены неподвижно?





























Ответы: 1. Семь. 2. Позвоночник.

3. Ребра. 4. Лопатки. 5. Предплечье.

6. Тазовые.



Жюри



4 задание

Окажите первую медицинскую помощь. Можно использовать материалы, расположенные на столе (бинты, шины, жгуты, валики). Максимальный балл за задание – 5 баллов.

1 команда.

Закрытый перелом предплечья.

2 команда.

Артериальное кровотечение в области голени.

3 команда.

Вывих голеностопного сустава.


5 задание.

Прочитайте это таинственное письмо. Листочек с ответом сдаете членам жюри. Максимальный балл за задание – 3. (Ответ: Кровь – жидкость особого свойства).


































Жюри

6 задание

Каждая команда получает по два вопроса, вам необходимо в течение 5 минут подготовить на них ответ. Правильный ответ оценивается максимально в 5 баллов.


Карточка № 1.

1 вопрос: Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит Китайская медицина?

(Человека. «Лечи не болезнь, а человека» - девиз китайских медиков уже 30 веков.)


2 вопрос: Одна из функций печени – синтез белков. Какая связь существует между синтетической функцией печени и свертыванием крови? (В паренхиматозных клетках печени осуществляется синтез белка из группы фибриногена, важного компонента системы свертывания крови).


Карточка № 2.

1 вопрос: Еще в 1970 году эту прописную истину отверг первый конгресс по регенерации нервной системы. Что это за истина?

(Нервные клетки не восстанавливаются.)


2 вопрос: Подводники работали в море на значительной глубине. По истечении положенного времени их стали медленно поднимать наверх. Почему подъем человека с большой глубины необходимо проводить медленно? (В зоне высокого давления происходит насыщение тканей организма азотом, гелием и др. газами. При быстром подъеме растворенные в крови газы переходят в газообразное состояние. Газовые пузырьки могут закупорить кровеносные сосуды).


Карточка № 3.

1 вопрос: Что может послужить причиной таких нарушений, как отечность ног и мешки под глазами? (Затрудненное, из-за болезни сердца, почек, вен поступление жидкости из межтканевых пространств в кровяное русло через капиллярную сеть на венозном ее участке. Может быть, из-за заболевания сосудов лимфатической системы).


2 вопрос: В Испании в городе Баллон стараниями мэра города и врача был поставлен памятник многострадальной труженице, так страдающей от жирной пищи и алкоголя. А что это за труженица?

(Печень.)


Жюри




7 задание

Биологию кто знает,

Тот шарады разгадает.

За каждую отгаданную шараду команда получает один балл.


1. Найти меня - простое дело,

Как ни хитри:

Я с «Б» - всегда снаружи тела,

А с «К» - всегда внутри (Бровь – Кровь).


Б






К






2. С буквой «Е» я на лице

И краснею от мороза.

А вот с «У» - плещусь в реке,

Спиннинг ваш лишь мне угроза. (Щека – Щука).



Е





У





3. С «У» - она есть у людей,

Лапой звать то ж у зверей.

С «Е» - длиннющий водоем,

Не стоит водица в нем (Рука – Река).



У





Е





Жюри

8 задание

Конкурс капитанов команд. Максимальный балл за задание – 5.

Капитаны команд получают карточки с заданиями и отвечают у доски.

Карточка № 1.

Рассказать все о малом круге кровообращения в организме человека.

Карточка № 2.

Рассказать все о большом круге кровообращения в организме человека.

Карточка № 3.

Рассказать о процессе образования мочи в организме человека.


Жюри

9 задание

Песенный конкурс.

Каждая команда по очереди поет отрывки из песен, в которых упоминаются части человеческого организма. Например: «Сердце – тебе не хочется покоя…». Команда, исполнившая больше всех песен, получает 3 балла.


Жюри

Подведение итогов игры


Спасибо за участие в игре!


Литература:


1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004


2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах /авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007


3. Биология. Человек. Общая биология, 8-11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи /Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин, С.И. Гуленков, А.А. Медведева. – М.: Дрофа, 2002













9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!