Тема. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Класс: 7
Цели:
1.Закрепить сведения о деепричастии и деепричастном обороте.
2.Развивать умение находить деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания при нём и отличать деепричастия от причастий, деепричастный оборот от причастного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, вызвать интерес к изучаемой теме.
Цели как деятельность учеников.
- работать в паре: договариваться о взаимодействии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оценку;
- писать слова с орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм, различать разные написания одинаково звучащих слов (типа примирять – примерять).
Тип урока: урок обобщения, углубления и систематизации изученного.
Оборудование: технологические карты, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя и учащихся | УУД |
-
Организа-ционный момент. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | |
-
Введение в тему урока на основе анализа предложения, осложненного деепричастным оборотом. | Прочитайте и запишите предложение с доски в тетрадь. Дайте устно характеристику данного предложения, подчеркните ГО и определите, чем осложнено. Путешествуя по миру, человек узнает много интересного. 1 ученик комментирует у доски, обозначая ДО. Сформулируйте тему нашего занятия. Знаки препинания при деепричастном обороте. Что необходимо нам сделать? Каких результатов нужно достичь? В этом нам помогут слова-опоры: - повторить, … что такое ДО; - отработать умение … находить ДО в предложении и расставлять знаки препинания при причастном обороте; - правильно употреблять … ДО в речи. | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
-
Обобщение и систематизация изученного. | -
Посмотрите на слайд, какой предмет вы видите? (Чемодан). Какие ассоциации возникают у нас с этим предметом? (Чемодан берут в путешествие). Вот и мы сегодня совершим путешествие по стране русского языка. Как вы думаете, что может быть в нашем чемодане? (Задания, которые будем выполнять). У каждого из вас будет свой «чемоданчик», куда вы поместите выполненные задания и впечатления от нашего путешествия. (У каждого ученика рабочий лист с изображением чемодана). -
Прежде чем мы перейдем к заданиям, нам необходимо повторить материал, изученный нами ранее. Поможет мне в этом … (учащийся). Задача – задать вопросы по теме, отвечать можно только тому, кому адресован вопрос. В случае затруднений другие учащиеся могут оказать помощь. -
Итак, первое задание. Прочитайте предложения (см. Приложение 1. Презентация). Являются ли они текстом? Почему? Выпишите предложения с деепричастиями и ДО. Расставьте знаки препинания. Как можно озаглавить текст? Учащиеся записывают и комментируют предложения. | Познавательные: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы, составлять план действий. 2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправ-лять ошибки. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (глаголы в деепричастия). 4. Развитие умений читательской деятельности (нахождение глав-ного, смысловое и структурное деление текста). Коммуникативные: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
-
Развитие учебно-языковых умений. | -
Второе задание. Разноуровневое (см. Приложение 2). А уровень. Спишите, найдите деепричастия и ДО. Подчеркните их как члены предложения. Границы ДО обозначьте. Найдите слова, от которых они зависят, подчеркните их как члены предложения. В уровень. Спишите, раскройте скобки, образуя деепричастия. Расставьте знаки препинания. Подчеркните Д и ДО как члены предложения. К каким словам они относятся? С уровень. Прочитайте предложения и найдите ошибки в знаках препинания. Запишите правильный вариант, обозначая ДО. Учитель работает фронтально с учащимися, выполняющими задание В уровня. Затем оставшиеся предложения выносятся на самостоятельную работу. Ребята оказывают друг другу помощь в парах. Учащиеся, выполняющие задание С уровня, проводят самопроверку по слайду. Работа учащихся по заданию А уровня проверяется по ходу выполнения. -
Третье задание. Самостоятельная работа. А уровень. В уровень. С уровень. Составьте текст используя картинки, на тему «Путешествие» из 7 – 10 предложений, употребляя Д и ДО. (См. Приложение 2. Презентация). | Познавательные: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать. Коммуникативные: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
-
Итог урока. | Путешествуя, мы получаем разные впечатления. Положите и ваше впечатление в чемоданчик. Для этого выберите одно из предложений и продолжите его. На этом уроке я понял... На этом уроке я вспомнил.... На этом уроке я запомнил.... Я никогда не ошибусь... Достигли ли мы тех целей, которые поставили себе в начале путешествия? Какие сведения о Д и ДО мы повторили? | Регулятивные: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
-
Домашнее задание. | -
Повторить правило. -
Разноуровневое задание: - повышенный уровень: составить задание по теме урока для учащихся 7 класса с целью проверки усвоения изученной темы; - средний уровень: замените причастные обороты деепричастными и подчеркните их как члены предложения. Подчеркните глаголы, к которым они относятся как члены предложения; - пониженный уровень: списать предложения. Найти и обособить запятыми деепричастия и деепричастные обороты, подчеркнуть их как члены предложения. | |
Приложение 1. Слайды с презентации
Приложение 2.
Задание А. Спишите, найдите деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения. Границы оборотов обозначьте. Найдите слова, от которых они зависят, подчеркните их как члены предложения.
Позавтракав в уютном кафе, мы решили посетить музей.
В Европе празднуют Рождество в конце декабря, украшая дома гирляндами и еловыми веточками.
Многие туристы, отправляясь во Францию, посещают Эйфелеву башню.
Задание В. Спишите, раскройте скобки, образуя деепричастия. Расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения. К каким словам они относятся?
(Прилететь) в Лондон я сначала решил посетить Биг-Бен.
Главная улица древнего израильского города Цфат (спускаться) по горному склону переходит в маленькую улочку.
Индийский парк «Долина цветов» (раскинуться) посреди заснеженных вершин Гималаев поражает радужной живописной картиной.
(Путешествовать) по острову Ява туристы посещают храмы Павон и Мендут.
Задание С. Прочитайте предложения и найдите ошибки в знаках препинания. Запишите правильный вариант, обозначая деепричастные обороты.
Путешествуя по крымской земле невозможно проехать, мимо самой известной достопримечательности полуострова – замка «Ласточкино гнездо».
В Европе празднуют Рождество, в конце декабря украшая дома гирляндами и еловыми веточками.
Рим можно изучать постоянно открывая каждый раз новые горизонты.
Норвежский путешественник Тур Хейердал имея перед глазами великолепные корабли своих предков, верил в высокие мореходные качества судов других народов.