СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания при сравнительном обороте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания  при сравнительном обороте

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при сравнительном обороте»

Тема урока: Знаки препинания при сравнительном обороте


Цель урока:

1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборотах;

2) формирование навыков грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота;

3) совершенствование умений употреблять сравнения в речи;

4) совершенствование умений отличать предложения со сравнительным оборотом от сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными.


Оборудование: компьютерная презентация по теме, карточки с правилом и союзами.


Ход урока: 1.Организационный момент.

1 слайд: представлены 3 предложения.


Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

(М. Лермонтов)

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

(Ф.И.Тютчев)

Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач,

Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач.

(Н.Заболоцкий)

Учитель:

  1. Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?

(Каждое предложение осложнено сравнительным оборотом.)

2 слайд

  1. В чём разница оформления сравнительных оборотов?

(В двух предложениях сравнительные обороты обособлены, а в третьем – нет.)

  1. Опираясь на сказанное, сформулируйте тему и цель нашего урока.


3 слайд: тема урока записать дату, тему, открыть книги Стр.223


  1. Прежде чем мы перейдём к рассмотрению условий обособления и необособления сравнительных оборотов, давайте разберёмся в том, что такое сравнение, что мы можем считать сравнительным оборотом.

4,5,6 слайд

(Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них сходного. Чтобы

признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых

объекта и выделить признак, по которому они сравниваются.)


  1. Чем присоединяются сравнительные обороты?

(Сравнительными союзами.) Стр.223


  1. А теперь перейдём к закреплению правила, с которым вы знакомились в 8 классе(таблица).

На парте лежат карточки, на которых написаны условия обособления и необособления сравнительных оборотов. Я прошу вас выбрать те пункты, когда сравнительные обороты обособляются, и соответствующее правилу предложение из презентации.

Соответствие

Обособляется

  1. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка.

  2. На мгновение ему показалось, что это не кто иной, как Валько, мог дать такое задание.

  3. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как сам француз.

  4. В её глазах как и во всём лице было что-то необычное.

  5. Помню как сейчас эту встречу во время экспедиции.

Не обособляется

    1. Итак , я вам советую как приятель быть осторожнее.

    2. Город как город.

    3. Лоб был как белый мрамор.

    4. Волосы вьются у девочки точь-в- точь как у матери.

5. Максим спал весь день как убитый.

  1. В гневе он как гром заревел.

Творческая работа. Составление предложений с фразеологизмами.

Найдите третье лишнее (устно)


  • Весёлая песня как крылатая птица.( Оборот = сказуемому.)

  • Черты лица его были такие же, как у сестры. (Указат. слово)

  • Редко встречаешь столь интересного человека, как он. (Указат. слово)


  • Дети, как и взрослые, должны быть приучены к соблюдению правил общежития.

  • Молнии, как галстуки, по ветру летят.

  • Как и на прошлой неделе, на улице трещали морозы.


  • От холода он дрожал как осиновый лист. (Фразеологизм.)

  • Он попросил беречь меня документ как зеницу ока. (Фразеологизм.)

  • Как зарницы в небе они запылали. (На первый план выступает значение обстоятельства образа действия)

Синонимичные конструкции


Помимо сравнительного оборота, союзом как могут начинаться:

  • Вводные предложения

(как предсказывают синоптики);

  • Придаточное сравнительное предложение

  • Придаточное изъяснительное предложение

Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.

  • Мы с интересом наблюдали, как учится летать галчонок.

  • Старинный замок был построен, как замки строиться должны.

  • Я живу, как кукушка в часах, не завидую птицам в лесах.


Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.


  • Яблоня в цвету как невеста. Оборот явл.сказуемым.

  • Щенок скулит так жалобно, как плачет ребёнок.

  • Воздух дрожал так, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.



Самостоятельная работа. Найди соответствие. Взаимопроверка.


Орфоэпическая разминка(слова записаны на доске)

Кладовая, отчасти, нефтепровод, газопровод, пахота,

мельком, мизерный, облегчить, цепочка.


  • Кладовая хороша не для сарая.

  • Отчасти фигуру делим мы на части.

  • В нефтепровод пустим нефть, а не смесь вод.

  • Пахота – причина страха-то.

  • Мельком взглянули мы на ель ту.

  • Доход мизерный, хотя расчёты верны.

  • Чтобы боли облегчить, зубы мы начнём лечить

  • Цепочка куплена для дочки.


Готовимся к ЕГЭ.


    1. Выпишите из 2 предложения местоимения определите разряд. Такой, её, в себе

    2. Выпишите из 2 предложения прилагательное в сравнительной степени. Труднее.


    1. Выпишите из 3-6 предложений слово с чередованием гласных в корне слова. Вырастают.

    2. Выпишите из текста субстантивированное причастие. Окружающие

    3. Укажите номер предложения с обособленными согласованными распространёнными определениями. 2

    4. Укажите номер предложения, в котором наблюдается парцелляция.3

    5. Из первого предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом образования. Человеческая, способность и потребность






Домашнее задание

  • П.90, стр.310, упр.443





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс