Урок 53
Тема. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах
Цель урока:
Актуализировать, расширить и углубить знания учащихся об обобщающих словах; об однородных членах предложения, имеющих обобщающие слова, и знаках препинания при них. Познакомить со всеми случаями постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Формировать у учащихся четкое представление об основных признаках обобщающих слов. Закрепить навыки выразительного чтения предложений, имеющих обобщающие слова при однородных членах; пунктуационного оформления подобных предложений.
Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения, словарная работа.
Этапы урока
I. Организационный этап
II. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: преследовать, декларировать, аудитория, лаборатория, интерьер, артиллерия, деликатный.
IП. Проверка домашнего задания
Проверка упр. 263 (сочинение-рассуждение «Почему прекрасны бывают не только, победы, но и поражения?»)
IV. Закрепление темы «Однородные члены, связанные сочинительными союзами»
1. Комментированное письмо. Работа выполняется на доске и в тетрадях.
1) Только ветер злится да стучит в окно. (Союз да=и)
2) В магазине есть синие кожаные туфли. (Неоднородные определения)
3) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор. (Запятая ставится между однородными членами при повторе союзов.)
4) При однородных членах используются как соединительные и разделительные, так и противительные союзы. (Запятая при двойном союзе как...так и.)
5) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо. (Запятая не ставится между частями фразеологического оборота.)
V. Изучение темы
1. Упр. 264 (1 – устно, 2 – письменно).
2. Ознакомление с правилом на с. 149 + презентация.
3. Работа с правилом (таблицей) на с. 151, анализ примеров и схем.
V. Закрепление
1. Запись предложений, составление схем.
!!! Надо подчеркнуть ОЧП как члены предложения, отразить это в схемах.
1. Дедушка любил собирать разные грибы: боровики, лисички, опята.
[ ʘ : О, О, О ].
2. И на кустах, и на деревьях – везде был иней.
[ И О, и О – ʘ].
3. Всегда: утром, днём, вечером и ночью – надо оставаться человеком.
[ ʘ : О, О, О и О – … ].
4. Теплоход останавливался в крупных городах, например: Ярославле, Волгограде.
[ ʘ , ВС: О, О ].
5. Одежда и документы – одним словом, всё было сложено в чемодан.
[ О и О – ВС, ʘ ].
Физминутка
2. Упр. 266 (предл. 1,2 – вариант 1, предл. 3, 4 – вариант 2).
1. Ни этот год, ни это лето, ни этот день – ничто уже не повторится. 2. Футбольный матч, выступление рок-группы, новая интернет-игра – всё будит любопытство мальчика. 3. В ярком коврике у входа, в запахе рассольника и тихо звучащей мелодии – во всём чувствовалась домашняя атмосфера. 4. И на стенах, и за стеклом книжных стеллажей, и на письменном столе – повсюду фотографии.
3. Упр. 267 (предл. 1 устно, предл. 2 письменно)
2. В русском языке есть слова-двойняшки, как то: иван-чай, плакун-трава, сон-трава, плащ-палатка, ясли-сад, школа-интернат, рактера-носитель.
Схема [ ʘ : О, О, О, О, О, О, О ].
!!! Подчеркнуть ОЧП как члены предложения, отразить это в схемах.
4. Упр. 269 (I).
1. От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи – ото всего побежали длинные тени.
[ О, О, О, О – ʘ].
2. Ни дорожек, ни поляны – ничего не видно нам.
[ О, О, О – ʘ].
3. В сыром туманном воздухе слышны были разнообразные звуки: скрип ворот, топот, мычанье.
[ ʘ : О, О, О ].
4. Лиственные деревья: осина, ольха, берёза – ещё голы.
[ ʘ : О, О, О – … ].
5. Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.
[ ʘ : О и О, О и О – … О и О ].
6. Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно, красиво и грустно.
[ ʘ : О и О, О и О – … О, О и О ].
7. Бывают вёсны разными: стремительными, ясными, ненастными и грустными, с облаками грузными.
[ ʘ : О, О, О и О, О ].
(II)
8. Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах.
[ О и О ʘ, ВС: О, О, О, О, О].
9. Все породы деревьев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как то: дуб, вяз, осокорь, липа, берёза, осина, ольха и другие – называются «чёрным лесом».
[ ʘ , О и О , ВС: О, О, О, О, О, О, О и О – … ].
10. К краснолесью относятся породы деревьев смолистых, например: сосна, ель, пихта.
[ ʘ , ВС: О, О, О ].
5. Упр. 270 (анализ картины В. Серова).
6. Упр. 271 (I) (анализ текста).
7. Упр. 272 (культура речи)
1. Я люблю всё: живопись и чтение. 2. Героиня картины высокая, стройная, бледная. 3. Художник изобразил детей, взрослых и подростков. 4. Свет на картине падает отовсюду: слева, справа, сверху. 5. Для работы нам понадобятся карандаши, краски, кисточки. 6. В своём сочинении я хотела рассказать о герое картины и о значимости живописи. 7. На картину хорошо бы смотреть утром при солнечном свете. 8. Художник рисует не только портреты, но и бытовые картины. 9. Друг увлечён не столько портретами, сколько натюрмортами.
V. Подведение итогов урока
VII. Рефлексия
VII. Домашнее задание
§ 31. Упр. 263; в слабом классе упр. 260 письменно.