Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (9 класс)
Цели урока:
повторение и обобщение сведений о СПП;
закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления СПП;
актуализация полученных знаний при выполнении задания В3 в формате ГИА.
Задачи:
обучающие :
понимать смысловые отношения между частями СПП через анализ предложений;
освоить содержание пунктуационного правила и алгоритма его использования,
уметь правильно ставить знаки препинания в СПП на основе работы с материалом учебника .
развивающие:
развивать способность анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях,
обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную и грамматическую характеристику предложений,
развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы,
умение использовать словари и справочники,
развивать специальные технические умения работы с компьютером и ресурсами сети Интернет.
воспитательные :
воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с текстом;
воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
формирование навыков контроля и самоконтроля;
воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах.
Тип урока :урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся :индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: планшеты (у всех учеников или 2-3 для работы в группах), доступ в интернет, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка дз.
- А начнём мы сегодняшний урок с проверки дз.
- Дома вы должны были выписать из произведений художественной литературы 7 СПП.
Графический диктант. Взаимопроверка
3.Словарная работа.
- Продолжим урок традиционной для вас словарной работой.
Чтобы выжить, потому что повезло, если бы было, как будто зеркало, с тех пор как не виделись, когда придет ночь, зачем спрашивать, лишь только захлопнулась дверь , так как мне не спалось, так что побледнели, поскольку говорили тихо.
4.Актуализация знаний.
– Правописание какой части речи мы повторяли? (Cоюзов.)
-Каких союзов?(подчинительных)
-Каковы функции этих союзов?( Подчинительные союзы связывают главное предложение и придаточное. Подчинительные союзы в основном стоят в придаточной части сложноподчиненного предложения.)
– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как СПП.
-Назовите отличительные черты СПП.
5.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
При подготовке к ОГЭ вы часто встречаетесь с подобным заданием. Какими знаниями необходимо обладать, чтобы правильно его выполнить?
- Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?
- Сформулируйте запишите тему нашего урока. (Знаки препинания в СПП.)
-Какое предложение вызвало большее затруднение?
– Возникает проблема: нужна ли запятая между двумя союзами последнего предложения?
Цель: мы должны выяснить условия постановки знаков препинания в СПП. Для этого предстоит проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.
6.Первичное усвоение новых знаний.
1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:
Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.
2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него тире:
Кто весел – тот смеётся. (В. Лебедев-Кумач)
3. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), запятая ставится один раз:
а) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М. Лермонтов)
б) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький)
в) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.
Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа и кости. (Л. Толстой)
Внимание!
Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
4.Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой не отделяются.
Он обиделся, но не сказал почему.
7.Первичная проверка понимания.
Выполнение задания №3 ОГЭ
Графический диктант
8.Физминутка
9.Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упрю
10.Рефлексия.
10.Дз.пар.