СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2.  Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Проставить знаки препинания.

5. Выписать все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»

  Задание 18 ЕГЭ  Знаки препинания  в сложноподчинённом  предложении

Задание 18 ЕГЭ Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Так звучит это задание в КИМах ЕГЭ Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Так звучит это задание в КИМах ЕГЭ

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союз или союзное слово. 3. Определить границы главного и придаточного предложений. 4. Проставить знаки препинания. 5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Проставить знаки препинания.

5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).  Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного: На пригорке стоит дом, в котором мы живём. Дом, стоит на пригорке . в котором мы живём,

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом,

стоит на пригорке .

в котором мы живём,

 В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):  Река , на заросшем берегу которой мы остановились , была неглубокой.

В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):

Река ,

на заросшем берегу которой мы остановились

, была неглубокой.

Обратите внимание!  Никогда не ставится запятая после союзного слова который:  События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.  2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:  Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .  3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:  Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.

Обратите внимание!

  • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.

Рассмотрим пример Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

Рассмотрим пример

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

Шаг первый:  Выделяем грамматические основы предложения. Вера  старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать . В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Шаг первый:

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Шаг второй: Определяем границы главного и придаточного предложений: [Вера  старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (ДНЕЙ КАКИХ? ) (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать) .  [Вера  старалась и не вспоминать тех страшных дней] ,  (в течение которых ей так много пришлось страдать) . Таким образом , правильный вариант ответа - 2  

Шаг второй:

Определяем границы главного и придаточного предложений:

[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (ДНЕЙ КАКИХ? ) (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать) .

[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней] , (в течение которых ей так много пришлось страдать) .

Таким образом , правильный вариант ответа - 2

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.   2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

2

 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики». 14

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».

14

 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой. 2

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.

2

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!