СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания : знаки завершения,разделения, выделения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщает и углубляет знания учащихся о пунктуации; выявляет основные функции знаков препинания.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания : знаки завершения,разделения, выделения»

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения»
  • Петухова Н.П.учитель русского языка и литературы

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации; выявить основные функции знаков препинания;

  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически),  развивать монологическую речь;

  • формировать и развивать коммуникативную и  лингвистическую компетенцию;  воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока

Подготовка учащихся к восприятию темы урока.

А)Слово учителя:  Чтобы сформулировать тему урока, прослушайте отрывок  из книги К. Паустовского «Золотая роза». 
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.

«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая  проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благова.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Б).Беседа по тексту

О чём текст?

Основная мысль текста какова?

– Догадались, какая тема урока?  Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. (Одну строчку оставить) Слайд 1.
2, Какова цель, по-вашему, нашего урока?Слайд 2.

-Ответить, что такое пунктуация?

С каким разделом русского языка связана пунктуация?

-Значит, вспомним, что такое синтаксис?

А как связан с синтаксисом?( в предложениях разделяем запятыми однородные член ы предложения и т.д.)

-Назовем все знаки препинания.

-Какие функции выполняют знаки препинания? 

С какой целью мы должны это знать?

Чтобы использовать в своей речи эти знаки препинания?

-Использовать в своей речи предложения с разными знаками препинания.

- Повторить изученные пунктограммы.





– Ключевые слова урока? Слайд 3

синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания

4.Запишите предложения из прочитанного текста.

«Знаки препинания  существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Фронтальная проверка. Проблемная ситуация.

Объясните постановку знаков препинания.

Какой раздел языка изучает знаки препинания?

С каким разделом тесно связана пунктуация?

Найдите слово с приставкой, правописание которого зависит от согласной, перед которой стоит.

Назовите грамматическую основу в последнем предложении.

Объясните тире во 2-ом предложении.

Какую роль оно выполняет?

(Д :разделяет)


– Какие ещё есть знаки препинания в записанных предложениях? Они какую роль выполняют?

А какие современные знаки  препинания знаете?

Д. . ! ? …  ; , : – ( )  « »




5. Работа по учебнику: Рассмотрите таблицу, найдите ответ на вопрос.

По материалам § 2 стр 8.

Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.

Заполнение таблицы. Слайд 4

Функции знаков препинания:

завершения

разделения

выделения

. ? ! …

, ; – :

, ,  – – «» ( )

Конец предложения

Однородные члены предложения
Части сложного предложения
Прямая речь и слова автора

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Обращение
Вводные слова
Прямая речь



Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

6. По таблице создайте текст о знаках препинания, используя ключевые слова.

7. Прочитайте.Устно объяснить постановку знаков препинания и определить их функции. Слайд 5

Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки. 2) «Ты откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин) 3) Сибирская тайга — бесценное творение природы. 4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.


8. Диктант. Расставить знаки препинания и надписать з-р-в



Осенний лес

Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы.

Сквозь деревья просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами.

Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Темно-бурый гриб, прикрывшийся листиком, выглядывает из-под опавшей листвы. Под берёзкой, трепещущей на ветру, виден муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень.

9.Самопроверка по эталону. Исправление ошибок.

10. Коллективная работа над ошибками.

- поднимите руки, у кого нет орфографических ошибок.

- у кого нет пунктуационных ошибок.

- кто ошибся в постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах?

- какую функцию выполняют при них знаки препинания?

Листочки соберите, проанализирую ошибки.



11. 5. Словарная работа. Слайд 6

Коммуникация – общение, диалог

Коммуникативный – общительный.

12- Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге  Г. Граника «Секреты пунктуации».

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а только знаком: «!»
 Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?»  Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.



13. Создание текста. Слайд 7
Создать текст-рассуждение на тему «Что такое доброта?», используя предложения разной синтаксической конструкции.

.Что такое доброта? Наверное, способность человека откликаться на чужую беду, умение помогать, поддержать человека, когда ему плохо.

Доброта –это человеческая черта. Человек, проявляющий доброту, не равнодушен к людям. Добрый человек никогда не пройдёт мимо, если кому-то плохо, предложит помощь. Его участие означает, что люди не одиноки в своём несчастье, что человек человеку – друг. От этого перестаешь отчаиваться , обретаешь уверенность.

Добрые люди делают нас сильнее, а мир радостнее и лучше.

14. Выводы по уроку

– Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»





Дополнительный материал.

– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки  "пунктум" – принято называть знаками пунктуации.       (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

Анализ функций знаков препинания в данном тексте.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие  – только к концу  XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

Определите, какие современные нам знаки препинания  назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.
Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, называл этот знак «молчанка» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному  или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».





.



9. – Ученые-лингвисты говорят  о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:

1) точка (.)
2) двоеточие (:)
3) многоточие (…)
4) точка с запятой (;)
5) запятая(,)
6) запятые(,,)
7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)
8) вопросительный (?)
9) восклицательный (!)
10) тире (–)
11) двойное тире (– –)
12) скобки ()
13 сноска, или астериск *
14) абзац или абзацный отступ.

Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают, конечно,и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или  иной мере к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

11. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях  неправильного поставления запятой». Вот эти истории:

1)  По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить  корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.

2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую  золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?

8. Рекламная пауза

– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.

С.Я. Маршак

Знаки препинания

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас 
Ни диктовка, ни рассказ».

«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».

«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»

Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»

«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас».

14. Домашнее задание: напишите черновик  сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по упр. 148)

Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 8 класса основной школы.

  2. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации для учителя.

  3. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002

  4. С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000

Афоризмы о знаках препинания                        
  Вы даже не представляете, какая у знаков препинания нервная работа: ведь они имеют дело с людьми.

 
  Запятая - ломовая лошадь пунктуации. 

  На хрупких плечах запятой держится порядок в доме, именуемом предложением.

  Запятая - знак препинания для бедных.

  Точка не может надоесть, как не может надоесть хлеб. Точка бессмертна. Она может умереть только вместе с последним на свете грамотным человеком.

  Восклицательный - это единственный из всех знаков препинания, кто не любит тишины. Там, где кипят нешуточные страсти, где нет места спокойствию, где много гвалта, шума, где люди вопят, проклинают, гневаются, возмущаются, волнуются, негодуют, нервничают, восторгаются, выпускают пар и совсем мало думают, - там его   и ищите.

  Восклицательный знак полезен.  Только в малых дозах!

  Человек, который не задаёт лишних вопросов, - это скучный человек.  Да и трус к тому же.

  Если люди перестанут восклицать, то мир прокиснет от  скуки.  Но если человечество перестанет задавать вопросы - мир погибнет.

  Многоточие - это вещь в себе, загадка, тайна, мистика, работа на уровне подкорки, сиреневый туман, интуиция, тонкий мир, третий глаз, полёт души, нечто неосязаемое, метафизическое (отвлечённое, умозрительное, малопонятное), не от мира сего, "Ёжик в тумане", шестое чувство, подтекст, намёки, недомолвки  и вообще Бог знает что...

  Скобки не так глупы, как кажутся.

  Кавычки - самый коварный знак препинания. С ними нужно держать ухо востро, обращаться аккуратно и осторожно. Робкого, не уверенного в себе и боящегося ответственности  человека они могут выдать с головой. 



  Двоеточие - это собранность, подтянутость, точность, достоинство, стройность фразы и строгость мысли.

  Работа с двоеточием дисциплинирует ум.

  Только двоеточие и точка с запятой умеют лучше всех - изысканно и точно - оформить  самую сложную мысль.

  До одних знаков препинания нужно дорасти, а до других - дозреть.
  До каких знаков препинания человек дозрел, те он автоматически и поставит. 

  Знаки препинания для пишущего человека - то же самое, что и дорожные знаки для автомобилиста.

  Знаки препинания - дешёвая рабочая сила. Они работают добросовестно и не просят есть. Их можно эксплуатировать сколько угодно.
Они просто обожают работать  и очень огорчаются, когда про них забывают. Ведь им тоже хочется иметь успех у публики. Им приятно, когда на них смотрят и оценивают их работу.

  Если правила пунктуации вместо вас выучит кто-то другой - он и будет более успешным. Считайте, что вы предупреждены.

 

Какое удивительное яблоко! текст-описание из 5 предложений

- История этого яблока удивительна! текст-повествование из 5 предложений

-Яблоко – самый популярный фрукт в России - текст-рассуждение из 5 предложений