Цели: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Знаки препинания в сложном предложении» и ценности совместной деятельности (личностная цель.: обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников. Строить логическое рассуждение, обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей. мотивов и потребностей организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия сложноподчиненного предложения с придаточным условия (цель для достижения предметного результата).
Задачи:
Подвести учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения
Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
Научить находить сложные предложения.
Научить постановке знаков препинания в сложном предложении.
План-конспект урока. Знаки препинания в сложном предложении. 5 класс.
Организационный момент.
-Рада видеть вас ,ребята,
Отдыхать нам рановато
И урок пора начать
Синтаксис вновь изучать.
Прошу работать, отвечать,
Свои уменья показать.
-Тихо сели. А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Эпиграфом к нашему уроку будет отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
слайд. 1
Как вы думаете почему? Какое время года за окном? (весна)
Весна! (запись на доске) что это такое? – предложение.
Давайте вспомним, что же изучает синтаксис. На нашем весеннем дереве синтаксиса распускаются первые листочки, как мы их назовем? (с.с., п.пп, с.п, текст.) слайд. 2
Объяснение нового материала
1.Выход на тему Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите лишнее, см. слайд. Слайд. 3
Где допущены пунктуационные ошибки?
Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
Какие цели поставите перед собой?
Дети отвечают.- На уроке мы научимся правильно ставить запятую в сложном предложении, продолжим находить части сложного предложения.
Перед началом работы оцените свои знания в карточке “Ступеньки знаний”.
Вспомним, какие предложения называют сложными, чем они отличаются от простых, какими способами соединяются части сложно предложения? (с помощью союзов и интонацией).
Стадия осмысления изученного
Задание на слайде, расставьте знаки препинания, объясните их постановку: слайд 4.
( в 3м и 5м предложениях запятая не ставится, т.к. это однородные сказуемые).
Формулируем правило.
Физминутка. Слайд.5 (прослушивание композиции Вивальди «Времена года. Весна», просмотр картин с изображением весны) .
Закрепление.
Ну что ж, отдохнули, а теперь с новыми силами обратим внимание на слайд 6.
Расставьте знаки препинания, сделайте полный синтаксический разбор 2го предложения.
Работа с аудиоприложением к учебнику: упр. 97 прослушаем, выполним задаине.
Проверка изученного.
А сейчас мы будем работать в парах, каждая пара получит текст о каком времени года? О весне. (каждому ряду отдельный текст).
Задание – расставьте знаки препинания, найдите сложные предложения, подчеркните главные члены.
Рефлексия.
Вы справились со всеми заданиями на уроке. Достигли цели, поставленной в начале урока?
Кто затруднялся на уроке? Поднимите карточку красную
Кому легко было работать? Карточку зеленую
Сегодня мы еще говорили и о весне, появилось ли весеннее настроение?
Выслушиваются ответы детей.. Оцените свои знания в карточке ( или с помощью карточек)
Д/З. п. 16 упр. 98.
Индивидуальное творческое задание: составить текст-описание весеннего утра, используя сложные предложения.