Знаки препинания в сложном предложении (повторение изученного).
Цель:
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
развивать умение схематически представлять предложение;
прививать навыки анализа текста;
развивать творческие способности.
Ход урока:
Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, записываем дату 14 марта. Классная работа. Начинаем урок со словарной работы.
Что вы видите на доске? (словосочетания)
Какие бывают сл./соч. по строению и значению? (сочин. и подчинит.)
Назовите способы подчинит. связи. (соглас. управл. , примык.)
Запишите в столбик сл./соч., вставьте пропущенные буквы, объясните их графически(подчеркните); через черточку укажите способ подчинит. связи.Пишите сокращенно(для экономии времени).
Словарная работа (словосочетания записаны на доске)
к…смический к…рабль- согл.
к…бина к…рабля- упр.
пок…рять космос – упр.
испыт…вать (не)весомость– упр.
к…смические п…лёты - согл. - полёты в космос
упорно трен…роват(?)ся- примык. - тренироваться с упорством
поднялся( в)первые-примык.
первый космонавт - согл.
государствен(н)ая комис…ия - согл.
Саратовский аэроклуб – согл. - аэроклуб Саратова
Заменить подчёркнутые словосочетания синонимичными с другим способом связи. Укажите этот способ связи.
Вопросы классу.
Какие ассоциации вызывают у вас записанные слов./соч?На какую тему все эти сл/соч.? (космос) Случайно? Нет.(9 марта мы отмечали 80-летие со дня рождения Ю.А.Гагарина, первого, тогда еще советского , космонавта, а 12 апреля страна отмечает День Космонавтики. В 27 лет этот человек первым поднялся в небо.
Наш город имеет какое-то к этому отношение?(Здесь он учился в индустриальном техникуме, занимался в аэроклубе и приземлился тоже на саратовской земле)
Поэтому и тему нашего урока повторения «Знаки препинания в сложном предложении» мы построим на этом материале,т.е.
А эпиграфом мне хочется взять слова М. Дудина:
Как звезды, светят имена
Героев, чьи пути прекрасны.
Глухой Вселенной времена
Над дерзким мужеством не властны!
М. Дудин
Если рассматривать это 4-шие как синтакс. единицу, что вы можете сказать о нем?(Какое это предложение?Из скольких простых состоит?)-Сложное-1предл.СПП. 2предл.- простое.
Сложные – это какие предложения ? (это 2 и более пр. предл., связ. по смыслу и грамм.)На какие группы делятся? (союзные и бессоюзные)
Союзные делятся (на ССП иСПП)
Сегодня мы и будем говорить о знаках преп. в сложных предл. и условиях их постановки.
Запишите предложение. А. Пахмутова и Н. Добронравов
Знаете, каким он парнем был?
Какое это предложение?
Продолжите, пожалуйста, предложения так, чтобы получились сложные.
9 марта 1934 года родился Ю.А.Гагарин, и … (через 27 лет о нём узнал весь мир).
Апрельским утром весь мир узнал, что … (что в космос полетел советский человек).
Какие предложения получились? Можно ли эти предложения заменить бессоюзными? Какие знаки поставим?
Объясните знаки препинания и орфограммы в следующих предложениях:
( к доске в это время идёт один человек с карточкой)
Я уверен: надо много знать, чтобы видеть новое. (сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью). -:-второе предл. дополняет первое(что надо много знать)
Все остальные пишут предложения в тетрадях под диктовку.(или на доске)
Тормозной двигатель отработал положенное ему время, и корабль пошёл на снижение.(ССП- 2грам. основы)
Спускаемый аппарат с кабиной корабля, где находится космонавт, входит в плотные слои атмосферы, проходит их и затем приземляется.(СПП, придаточное находится в середине главного; придаточное определительное- кабиной какой?)
В течение всего полёта настроение было бодрое, боевое,( самочувствие очень хорошее); работоспособность нисколько не снизилась, невесомость не сказалась на состоянии организма. ( В первом предложении есть однородные члены –поэтому ставим ; и предложения по смыслу удалены).Предложение бессоюзное, в нем три простых.
Проверяем предложение, которое мы написали на доске. Чем оно отличается от записанных? (оно с разными видами связи).
Внимание на экран. На экране даны предложения, в которые нужно поставить знаки препинания и объяснить их.
После спектакля,(1) возвратясь в общежитие,(2) мы решили,(3) что математику на завтра можно не готовить:(4) ведь учительница была вместе с нами…(сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Придаточное - дополнительное; в бессоюзном предложении – значение причина во втором предложении)
Учась в техникуме, он был исключительно упорным, не помню случая, чтобы он пришёл на урок с нерешённой задачей.
Работа с текстом. (Текст на экране)
Первый полёт в космос позволил мне познакомиться не только с небывалой высотой и скоростью, но и с гораздо большим: возможностями наших учёных, инженеров, рядовых тружеников. (обобщающее слово)
Когда я летел в космическом корабле «Восток», я впервые увидел нашу Землю со стороны.
В голубоватой дымке атмосферы надо мной проносилась планета, на которой живём все мы – дети Земли. (приложение)
Мы обязаны ей жизнью, теплом, радостью существования.
Я глядел на нашу планету с высоты космической орбиты, и наша Земля показалась мне не такой уж и большой.
Голубой шар, подёрнутый лёгкой дымкой атмосферы.
Это мир, в котором мы живём, который мы перестраиваем во имя большого счастья человечества.
Я всё время слышал Землю - Земля слышала меня.
Но вот корабль быстро вошёл в тень Земли: небо было чёрное, и Земля просматривалась сначала очень хорошо, а потом вдруг ничего не стало видно.
Вопросы: 1.Выпишите номера ССП. (пять)
2. Выпишите номера СПП. (2,3,7)
3. Выпишите номера СБП. (восемь)
4. Выпишите номера предложений с разными видами связи. (девять)
предложение – с обобщающим словом
5 предложение – простое односоставное назывное
5. Назовите номер предложения, в котором есть выразительные средства. Назовите их. (1, 4 – однородные члены; 8 – метонимия «я слышал землю», лексический повтор «слышал»; 1- метафора «позволил познакомиться». В эпиграфе сравнительный оборот «как звёзды»; эпитеты «глухой Вселенной», «дерзким мужеством», метафора «светят имена»).
7. Рефлексия.
Какой основной знак ставится в ССП и СПП?
Чем отличается СБП от СПП и ССП?
Знаки препинания в СБП.( , ; : -)
Какие ещё сложные предложения встречаются?( с разными видами связи)
Итог. Мы повторили только знаки препинания на границе простых предложений в составе сложного. И ещё много предстоит впереди.
Оценки. Кто кого хочет оценить?
Д/з. 1. Используя в качестве аргументов предложения сегодняшнего урока напишите сочинение-рассуждение на тему: Знаки препинания в сложном предложении.
2. Объясните знаки препинания в следующих предложениях: (на парте).
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения.
Т…рмозной двигатель отр…ботал положен(н)ое ему время и кораб()ль пош..л на сн…жение.
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения.
Спускаемый ап(п)арат с к…биной к…рабля где находит(?)ся космонавт входит в плотные слои …тмосферы, пр…ходит их и затем пр…земляет(?)ся.
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения
В() течени… всего п…лёта настр…ение было бодрое боевое; работосп…собность н…сколько не снизилась не()весомость не сказал…сь на состояни… организма.
Вставьте знаки препинания, объясните их постановку. Дать характеристику предложению.
Я уверен надо много знать чтобы видеть новое.
7